Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

По­мыс­лы сту­жа­ю­щие и бес­по­ко­я­щие име­ют мно­гое раз­ли­чие: при­лог, или при­ра­же­ние по­мыс­ла, не име­ет гре­ха, но есть ис­кус на­ше­го са­мов­лас­тия, к че­му оное прек­ло­ня­ет­ся – к ним ли, или к соп­ро­тив­ле­нию им, а ког­да бы­ва­ет сос­ло­же­ние и со­че­та­ние с оны­ми страсть­ми, счи­та­ет­ся гре­хом и под­ле­жит по­ка­я­нию. Не в си­лах бу­ду­чи са­ми про­ти­вить­ся оным, долж­но при­бе­гать к Бо­гу, по­вер­гать свою не­мощь и про­сить Его по­мо­щи, про­сить и Ма­терь Бо­жию о по­мо­щи на оные. Ког­да кто одо­ле­ва­ем бы­ва­ет по­мыс­ла­ми, то это знак, что пред­ва­ри­ла гор­дость, и по­то­му на­доб­но чрез оные бо­лее сми­рять­ся.

преп. Макарий

Что мрач­ные мыс­ли не­ред­ко бес­по­ко­ят вас, не сму­щай­тесь, ибо мрач­ные мыс­ли, как осен­ние об­ла­ка, од­ни за дру­ги­ми на­хо­дят и за­тем­ня­ют свет, но они и про­хо­дят, и не­бо ос­та­ет­ся чис­то и при­ят­но. Так и мыс­ли на­ши поб­ро­дят, поб­ро­дят по бе­ло­му све­ту, и ум уся­дет­ся на сво­ем мес­те, тог­да и ти­хо, и ве­се­ло бы­ва­ет на ду­ше. А уму на­ше­му от ски­та­ния се­мо и ова­мо мно­го спо­со­б­ству­ет крат­кая, но час­то пов­то­ря­е­мая мо­лит­ва Ии­су­со­ва, к ко­то­рой да­руй вам Гос­по­ди при­об­рес­ти на­вык, и тог­да яс­ные дни нас­та­нут для вас.

преп. Антоний

Ох­ра­нять свою ду­шу от по­мыс­лов – это труд­ное де­ло, зна­че­ние ко­то­ро­го да­же не­по­нят­но лю­дям мирс­ким. Не­ред­ко го­во­рят: за­чем ох­ра­нять ду­шу от по­мыс­лов? Ну, приш­ла мысль и уш­ла, че­го же бо­роть­ся с нею? Очень они оши­ба­ют­ся. Мысль не прос­то при­хо­дит и ухо­дит. Иная мысль мо­жет по­гу­бить ду­шу че­ло­ве­ка, иной по­мысл зас­тав­ля­ет че­ло­ве­ка вов­се по­вер­нуть на жиз­нен­ном пу­ти и пой­ти сов­сем в дру­гом нап­рав­ле­нии, чем он рань­ше шел. Свя­тые от­цы го­во­рят, что по­мыс­лы есть от Бо­га, по­мыс­лы от се­бя, т.е. от сво­е­го ес­те­ст­ва, и по­мыс­лы от бе­сов. Для то­го, что­бы раз­ли­чать, от­ку­да при­хо­дят по­мыс­лы, вну­ша­ют­ся ли они Бо­гом, или враж­деб­ной си­лой, или про­ис­хо­дят от ес­те­ст­ва, тре­бу­ет­ся ве­ли­кая муд­рость.

преп. Варсонофий

Преподобный Исаак Сирин — православный или несторианин? Введение в проблематику

Преподобный Исаак Сирин стоит особняком в сонме древних святых отцов, прославившихся своими подвигами и чудотворениями. Он написал удивительную книгу, чтение которой составляет истинное наслаждение для всех монахов и мирян, ревнующих о духовной жизни. Можно без преувеличения сказать, что для них она — вторая после Евангелия. Из нее черпают вдохновение, знание и любовь, она поддерживает на пути подвига подвизающихся и возбуждает к нему унывающих. В ней словно бы обретается душа монашества, запечатленная мудрыми словесами преподобного Исаака Сирина. Каждый, кто обращается к ней, уходит утешенным.

По этой причине все, что касается этого святого, затрагивает все монашество. Любая попытка усомниться в его святости или представить его еретиком, пусть и не сознающим этого, вызывает у нас великую тревогу. Как говорят историки — отними у народа память о его победах, и этот народ станет беззащитен перед врагами. Так и когда хотят превратить прп. Исаака Сирина в несторианина, тем самым желают посмеяться над Православной Церковью, желают подорвать авторитет монашества в православном народе. И если для очередного исследователя его научные изыскания на эту тему есть способ самоутверждения, то для нас — повод явить свою веру и любовь. Для современного либерала-богослова святой не более чем объект патрологической инквизиции; для нас — отец родной, которому мы привыкли верить и на которого дерзаем равняться, хотя и не имеем на то силы. Потому, когда ругаются над ним, ругаются над нашей верой и надеждой!

Вот и приходится оставлять свои келлии, прерывать несовершенную молитву и пытаться защитить имя святого. Конечно, движет нами монашеский эгоизм, ибо мы защищаем не только святого, но и себя. Но пусть кто-то сделает лучше нас, и мы будем благодарны ему, ведь он избавит нас от занятий, неестественных для нашего звания.

Поскольку же таковых благодетелей пока не видно, мы предлагаем вашему вниманию статью отца Никона, которая написана как раз по этим причинам. Отец Никон давно занимается преподобным Исааком Сириным и, хотя малоизвестен широкой публике, на сегодня является одним из самых оригинальных исследователей данной темы. Отец Никон сочетает в себе аккуратность ученого и
пламенную любовь к святому, которая, как нам кажется, весьма помогает ему отражать стрелы современных богословов, для которых прп. Исаак Сирин — всего лишь подходящая мишень для их упражнений.

«Преподобный Исаак Сирин — православный или несторианин? Введение в проблематику».