Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Кто те­бя бра­нит, за то­го Бо­гу мо­лись, и счи­тай за свою бла­го­де­тель­ни­цу, и ни­как не мсти. Ко­неч­но, по­буж­да­ет ее к се­му враг – вра­га и на­до не­на­ви­деть, а ее лю­бить и мо­лить­ся за нее Бо­гу. Тут-то и учись сми­ре­нию, ког­да млад­шие уко­ря­ют. И счи­тай се­бя сто­я­щей се­го, по гре­хам сво­им.

преп. Иосиф

В не­мо­щи и по­по­лз­но­ве­нии слу­ча­ю­щем­ся сми­ряй се­бя не кра­ем язы­ка, а сер­деч­ным чувством, да по­лу­чишь за­лог бла­го­го де­ла­ния.

преп. Макарий

Все­ми ме­ра­ми ста­рай­ся стя­жа­вать про­ти­во­по­лож­ное гор­дос­ти – сми­ре­ние, и как оное при­об­ре­та­ет­ся, учись в кни­гах свя­тых от­цев: всег­даш­нее са­мо­у­ко­ре­ние – ближ­ний к оно­му путь.

преп. Макарий

Четверг Великого канона. Проповедь иеромонаха Филофея (Магеррамова) 18.04.24

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе братья и сестры, вот, мы сегодня с вами собрались в таком большом количестве здесь, в нашей святой обители, потому что сегодня два больших события: одно событие – оно относится именно к Великому посту, мы вспоминаем Марию Египетскую, и читали полностью Покаянный канон Андрея Критского; и этот день сегодня совпал с днем, который для нашей обители стал очень важным и очень почитаемым – это день, когда убили наших братьев: отца Василия, отца Ферапонта, отца Трофима.

Вы знаете, все-таки хотелось бы начать с преподобной Марии Египетской, потому что это величайший урок, который мы все получили, когда вчера слушали ее житие. Вот, смотрите: девушка, которая в своей жизни опустилась не на дно – она опустилась на самое днище. Распутство – грех, из которого дорога прямиком на дно ада. И человек, приобретая страсть, настолько становится рабом, что порой спастись – это просто надо кровь проливать. И вот мы, взирая на нее, на ее жизнь, если бы мы, не зная концовки, посмотрели бы только на первую половину ее жизни или стали бы очевидцами, ее современниками, ни одному бы из нас не пришло в голову, что потом, в течение полутора тысяч лет, эту девушку, эту великую, величайшую грешницу, ее жизнь будут ставить в пример в Церкви миллионам людей в течение полторы тысячи лет. Почему это величайший урок для нас? Вот мы сейчас кладем десятки поклонов с такой просьбой Господу Богу: Дай мне зрети моя прегрешения и не осуждать моего брата. Недавно прочитал у преподобного Гавриила (Ургебадзе), великого старца, святого нашего времени, в 90-х годах, недавно совсем он почил. Он сказал такую очень важную вещь: «Запомни, когда ты осуждаешь другого человека, ты осуждаешь Бога, потому что Бог попустил этому человеку пребывать в этой страсти, чтобы человек смирился и через смирение он спасся».

Жизнь каждого человека – великая Божия тайна, но нам легче, конечно, осуждать, чем смотреть на себя. Потому что если долгое время внимательным-внимательным образом, честно смотреть на себя, то можно прийти к такому выводу, к которому пришел великий святой преподобный Пимен Великий. Он сказал своим ученикам: «Братья, поверьте, где будет сатана, там буду я». Не очень весело, по-моему. И опыт духовных подвигов – это всегда опыт поражения. Потому что в духовных подвигах человек постигает самое главное – это свою немощь, то, что все мы лежим на самом деле на дне, и с этого дна нас может поднять только Христос.

Вот сегодня, вспоминая нашу убиенную братию, хотелось бы подчеркнуть, что, когда читаешь воспоминания о них или разговариваешь с теми, кто их знали лично, все подчеркивали, что у этих людей действительно было такое горячее стремление к Богу. Оно проявлялось у всех по-разному: отец Василий был очень сосредоточенный, он был очень, такой, собранный человек; отец Трофим очень веселый был, безотказный, трудяга, такой человек – душа нараспашку; отец Ферапонт был очень незаметным и был большим молитвенником. Но над ними совершилась опять Божия тайна: Господь избрал их – избрал их, чтобы они стали мучениками.

Вот Пасха 18 апреля, мы ждем ее 40 дней – 40 дней проводим в покаянии, чтобы прийти в итоге к великой радости: Христос Воскрес! И чего мы ждем? Мы ждем, что в Пасху, во-первых, как правило, мы все чувствуем именно в этот день, все чувствуем как-то себя в безопасности: «Ну, на Пасху уж точно ничего не случится». А как раз наоборот, если я был скорбен, уныл, на Пасху должна прийти долгожданная радость, облегчение, утешение. Если я был болен, то я должен хотя бы не получить исцеление, но на какое-то время забыть о болезни, потому что в эти дни Господь великую радость являет. И тут вот эта полная совершенно неожиданность, гром среди ясного неба, убийство. Где оно произошло? Прямо в центре монастыря, на звоннице, где была тогда временная колокольня. Произошло после Пасхальной ночи, когда все пошли разговляться; когда, вот, Пасхальная радость, такой самый пик: причастились, побыли на службе, теперь можно собраться за столом, славить Христа, разговеться. И тут многих за этим разговением встретила эта страшная новость – убийство.

Может быть, звучит так странно, но если бы это было просто убийство, какой-нибудь убил бы вор или еще какой-нибудь преступник – это было бы, наверное, не так ужасающе, если убийство бы не носило ритуальный характер. Убивал сатанист, целью которого было именно принести жертву дьяволу. И тут, конечно, такой, с одной стороны шок: как такое возможно? На Пасху в центре монастыря монахов, тех людей, которые, казалось бы под самым, таким, под кровом Божиим находятся, вот так беззащитно, коварно, в спину убивает сатанист, приносит их, как казалось ему, в жертву дьяволу.

Но величайший урок из этого события: Старец Паисий Святогорец сказал, что Бог никогда не попустит и не попускает никакого зла, если в итоге это зло не приведет к чему-то доброму. Он говорил так: «Да, дьявол пашет, он вспахивает землю, но сеять будет Христос». И древний мыслитель Тертуллиан так и сказал: «Кровь мучеников – семя Церкви». Вот наши братья пострадали, были убиты. Хотя они в этот день не должны были находиться там, где находились. Потому что, например, у нас в монастыре Пасха – это тот день, когда расписание буквально каждый час монастырского дня расписан: каждый монах в каждый определенный час – 10, 11,12, час, два, три – находится на определенном месте на определенном послушании, потому что день особо тяжелый. И в этот день, в это время на звоннице должны были находиться совершенно другие монахи, но они почему-то не пришли. И спасать ситуацию пришлось отцу Трофиму и отцу Ферапонту – они начали звон. И даже, скажу больше, все это могло не произойти, потому что буквально за минуту до этого убийства, ныне настоятель монастыря в Клыково отец Михаил, тогда он был у нас водителем, развозил паломников после ночной службы. Он возвращался в монастырь, он уже поставил машину на стоянку, услышал звон и буквально, как он рассказывал, бегом побежал к звоннице, чтобы вместе с братией позвонить и разделить эту Пасхальную радость. Но по дороге звон оборвался. Когда он прибежал, там уже лежали два трупа. Казалось бы, какая-то минута, 60 секунд, – и он бы остановил этого убийцу, и убийца, увидев его, не сделал бы то, что он предпринимал. Но Бог попустил этому быть. Для чего? Потому что теперь они стоят пред Богом. Мученики – это те, которые имеют особое дерзновение пред престолом Божиим. Но даже Литургии мы имеем право служить только на мощах мучеников.

И вот 30 лет прошло, и можно смело утверждать, что десятки тысяч людей – десятки тысяч, изменили свою жизнь именно благодаря нашей убиенной братии. Кто-то – потому что прочитал про них книгу и был как-то особо, до сердца, проникнут их жизнью; кто-то переживал чудо, связанное с ними, исцеления, благодатной помощи. Вот так Господь обратил это страшное событие в Великое торжество Церкви. Теперь у нас две Пасхи. Одна – которая только будет, и еще сегодняшняя, потому что всегда мы по традиции поем «Христос Воскресе!» там, возле их гробниц. И у нас теперь есть еще одно пристанище, у страдающего православного народа есть всегда надежда, что есть одно место и есть люди, которые всегда помогут, если я об этом их молитвенно попрошу с верою, с благоговением и с любовью. Поэтому сегодня после службы еще будет панихида, и желаем всем помолиться, чтобы наша братия, которая обрела пред Богом дерзновение, всегда помогала нам, нашему народу, нашей стране, нашим родным. Спаси Господи. Аминь.

Иеромонах Филофей (Магеррамов)