Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не нуж­но во­ро­жить­ся, а луч­ше на во­лю Бо­жию по­ло­жить­ся“. К во­ро­же­ям хо­дят лю­ди дво­е­душ­ные, ко­то­рые не на­де­ют­ся на ми­лость и по­мощь Бо­жию, а ищут по­мо­щи че­ло­ве­чес­кой или на­де­ют­ся бо­лее на ка­кие-ли­бо рас­че­ты че­ло­ве­чес­кие, а не на Бо­га и Его все­силь­ную по­мощь и вез­де­су­щий Про­мысл.

преп. Амвросий

Еще в Вет­хом За­ве­те ска­за­но: Сын не­на­ка­зан­ный скорбь от­цу и пе­чаль ма­те­ри (ср.: Притч. 17, 25), т. е. сын, не нас­тав­лен­ный в стра­хе Бо­жи­ем и за­ко­не Гос­под­нем. В нас­то­я­щее вре­мя мно­гие ро­ди­те­ли де­тей сво­их учат мно­го­му, час­то не­нуж­но­му и не­по­лез­но­му, но не­ра­дят о том, что­бы нас­тав­лять де­тей стра­ху Бо­жию, и ис­пол­не­нию за­по­ве­дей Бо­жи­их, и соб­лю­де­нию пос­та­нов­ле­ний Еди­ной Со­бор­ной Апос­тольс­кой Церк­ви, от­че­го де­ти боль­шею час­тию бы­ва­ют не­по­кор­ны и не­поч­ти­тель­ны к ро­ди­те­лям, и для се­бя, и для оте­че­ст­ва не­пот­реб­ны, иног­да и злов­ред­ны.

преп. Амвросий

На­доб­но вы­ри­со­вы­вать на мяг­ком юном серд­це Слад­чай­шее имя, све­то­зар­ную мо­ли­тов­ку: Гос­по­ди, Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя греш­ную. Вот тог­да-то бу­дет верх ра­дос­тей, бес­ко­неч­ное ве­се­лие. Тог­да, ког­да т. е. ут­вер­дит­ся в серд­це Ии­сус, не за­хо­чешь ни Ри­ма, ни Ие­ру­са­ли­ма. Ибо Сам Царь со все­пе­тою Сво­ею Ма­те­рию и все­ми Ан­ге­ла­ми и свя­ты­ми при­дут са­ми к те­бе и бу­дут жить у те­бя. Аз и Отец к не­му при­идем и оби­тель у не­го сот­во­рим (ср.: Ин. 14, 23).

преп. Анатолий

Неделя о Страшном суде

[…] Великий пост… И Матерь-Церковь как родная мать заботится о нас и уготовляет нас к этому постепенно, разумно, к этому событию.

Сегодня мы празднуем Неделю о Страшном суде. Господь всегда говорил о том, что самыми большими реалистами во всем мире являются православные. Они воспринимают жизнь такой, какая она есть на самом деле: со всеми ее пороками, изъянами, недостатками. Они не прячут как страус голову в землю, они все видят, но понимают, что пройти они через это могут только во Христе и со Христом. И поэтому они всегда надеются на милость Божью и реально воспринимают события.

И тот день, который сегодня празднуем, он отличается от других праздников тем, в первую очередь, что все праздники, которые мы сегодня празднуем, они уже были, а день, который мы сегодня празднуем, Неделя о Страшном суде, это то, что нас ожидает, напоминание о том, что рано или поздно нам придется Богу дать ответ как отцу и матери, которых мы иногда посещаем: «Как, сынок, расскажи – или дочь, расскажи, – как ты живешь, как ты распорядилась тем, как я тебя воспитывала, что я тебе дала, правильно ли ты этим распорядилась или нет, уважала ли ты мать и отца, любила ли ты их или нет?»

И в Евангелии есть следующие слова: Бог не судит никого, а весь суд отдал Сыну. А Христос говорит: «Я не сужу никого, но слова, слово, которое дал Мне Отец, оно будет судить вас». И вот этот Страшный суд… У нас будет два суда: первый – как только мы с вами отойдем (некоторые, может, сегодня отойдут после службы, некоторые – завтра, некоторые через 10 лет)… Для них начнется Частный суд, мытарства, где будет показано все – все! – что мы с вами совершали, все, что мы с вами думали. А потом начнется Страшный суд, в конце времени. Время началось с момента сотворения мира и время закончится с момента Страшного суда – наступит Вечность.

Почему он называется «страшным»? Потому что, если после Частного суда наше состояние может еще поменяться: за нас будут молиться и Церковь, и наши родственники, и наши знакомые, и те, кто находится в Царстве Небесном, за кого мы сейчас с вами молимся за упокоение, – они за нас будут молиться там и нас будут встречать после земной кончины, будут встречать и приветствовать нас; и наши родственники, и те, за кого молились, в знак благодарности будут оказывать нам посильную помощь... А вот Страшный суд – там уже не будет приниматься ничто. И еще он страшен тем, что все будет показано, и мы каждого здесь стоящего – и меня, и любого человека – увидим таким, какой он есть на самом деле. Не какой он нам представляется, в какой образ он вошел и в этом образе нам представляется, а какой он на самом деле: какие у него помыслы, какие у него дела – добрые или худые. Если, представляете, мы с вами приходим на исповедь и как мы стесняемся, хотя знаем, что и Бог, и диавол знает все наши грехи, когда мы стоим на исповеди. А там не то, что священник будет слушать, который исповедует, а все, любой человек увидит нас в настоящем виде.

Тогда возникает вопрос интересный, у многих возникает вопрос: «А как же так, говорят, у Бога милосердия бездна. Нет границы милосердию Божию. А как же оно заканчивается на Страшном суде?» А дело в том, что изменения свойственны именно тому состоянию, когда употребляется слово «время». Слово «время» появилось в момент нетварного творения, и как только будет конец этого мира, слово «время» исчезнет, наступит Вечность, где ничто не меняется. И второе, что там определится наше будущее. Этот суд будет, как ни странно, Суд любви. Но если он – Суд любви, то почему он такой страшный? Почему страшный, если Любовь, почему употребляется слово «Страшный суд»? А известное выражение есть: суд без милости не сотворшему милости. И Евангелие, которое мы с вами сегодня слышали, советую его после службы еще раз взять и прочитать сначала... Возникает вопрос: «Странно, Cтрашный суд, а нам читают о любви?» И там не говорится о том, что ты будешь наказан за то, что ты не делал поклоны, ты будешь наказан за то, что ты не постился, ты будешь наказан за то, что не вычитывал правила. А в Евангелии, в Апостольском послании, которое мы сегодня слышали, там говорится: «Ты будешь наказан, потому что в тебе не было любви». Не было любви! Сколько раз каждому из нас в нашей жизни и каждый день, и каждый час любовь стучалась в сердце? Но мы закрывали двери и говорили: «У меня нет времени, я занят, у меня другие попечения, отойди от меня». Разве не так? Ведь так же! Если каждый из нас посмотрит на свою совесть, разве она не скажет нам об этом?

И потому и святые отцы говорят, что Бог создал ад не в качестве возмездия для человека, а потому, что человеку будет страшно и горько. Самая большая боль – это то, что ты добровольно в этой жизни отказался от любви и не захотел ей следовать, и не хотел жить по ее законам. Ты жил, только удовлетворяя свои личные эгоистические потребности. И поэтому в Евангелии есть такие слова, Господь говорит: «Кто в этой жизни кого-то или чего-то любит паче меня, тот недостоин меня». Да, люби мать, люби музыку, люби путешествовать и так далее, но Христа люби паче. И отец Мелхиседек часто употребляет эту фразу, он говорит: «Если у тебя Христос будет на первом месте, то все у тебя будет на своем месте». Если у тебя Христос будет на 5-м месте, на 150-м, на 47-м, то все у тебя будет кувырком.

Вот о чем напоминает нам сегодняшний праздник, о чем нам напоминает сегодняшнее Евангелие, о чем нам напоминает Церковь и говорит: «Отцы и матери, братья и сестры, входя в пост, запомните простую вещь: если вы в него войдете и выйдите из него такими, какими вы в него вошли, то вы безумцы, вы глупые, неразумные люди. Вы себя истязали постом, вы истязали себя поклонами, молитвами, а вы душу изменили, нет? Вы кого-то простили, вы примирились с кем-то, вы сотворили любовь ближнему своему, нет?» «А что вы от Меня хотите?» – cкажет Господь. Вот эту простую вещь нам напоминает Господь. Потому что сам пост, и что в этом посту творится должно нас понудить – понудить! – пересмотреть свою жизнь.

Есть такая фраза: за одну ночь невозможно изменить свою жизнь, но за одну ночь можно изменить свои мысли, взгляды, которые изменят всю оставшуюся жизнь. И поэтому мы с вами и готовимся к посту, чтобы переосмыслить нашу жизнь. Как говорится, есть такое известное выражение светское: человек живет один раз в этом мире, но – Боже мой! – сколько раз он начинает жить сначала. И каждый раз Бог нам дает возможность начать как бы нашу жизнь с чистого листа. И когда мы подходим на исповедь, мы исповедуемся не священнику (священник – просто свидетель) – Богу. И Бог как бы нас спрашивает: «Что ты хочешь, чтобы Я тебе простил? Называй, говори! Гордость – гордился, осуждал – осуждал, гневался – гневался, раздражался – раздражался, чревоугодничал – чревоугодничал, ленился… И Он вычеркивает все это! Почему? Потому что Бог – наш любящий Отец, и если адвокат талантливый ищет любой способ, чтобы оправдать даже самого последнего негодяя, то неужели Отец Небесный, который есть сама Любовь, Он, как говорят святые отцы, ищет не то, что причину, Он ищет повод, чтобы простить человека, если человек от Него не отрекается, не отказывается и желает исправиться. И делает это, и просит у Бога помощи. Вот о чем сегодняшнее Евангелие, вот о чем сегодняшний день, о чем Страшный суд. Потому что нет ничего страшнее отверженности Любви, нет ничего страшнее!

И сколько богатых людей – мы с вами живем в светском мире, знаем – они все имеют. Один раз я стою у мощей, подходит такой человек ко мне и говорит:

– Батюшка, благословите меня отказаться от французского гражданства.

Я говорю:

– А что, это уже грех, в перечне грехов? Французское гражданство внесено в перечень грехов? А в чем причина?

– Ну, это связано с моей работой.

– А кем Вы работаете?

– Я во французском легионе служу.

Я говорю:

– Это же опасно, это же боевые участия, война…

– Нет, мы охраняем богатых людей на побережье Франции, чтобы уберечь Францию... Я как раз таких охраняю.

– И в чем причина?

– Вы знаете, я смотрю на него, у этого человека все есть, все! Ну все, что ты хочешь! Я смотрю на него – он самый бедный человек, самый несчастный, у него нет Любви! Я насмотрелся всего этого и я не хочу всего этого, я хочу жить нормально, я хочу жить в нормальном духовном устроении.

И таких примеров можно привести много, об этом говорит наша русская литература, которая нас ориентирует на Христа, потому что все наши русские писатели всегда нас приводят ко Христу и говорят о том, что без Христа нам невозможно. Достоевский говорил, что человек, который не знает «Отче наш», не имеет права называть себя русским. И он говорил, что – следующая его фраза – он говорил, что русский человек без Бога – дрянь. Ну, это можно сказать к любой нации. Человек без Бога – дрянь. Это падшее существо, которое забыло своего Отца.

Дорогие братья и сестры, поэтому не будем унывать, не будем отчаиваться, будем знать, что мы возлюбленнейшие чада Божии, что Бог все сделает, все сделает возможное и невозможное для того, чтобы спасти каждую душу, до последнего момента Он будет давать эту возможность. И, дай Бог, чтобы у нас никогда не было помысла сомневаться в Его любви, и чтобы у нас никогда не было помысла отвергнуть Его помощь, чтобы мы всегда стремились не только на словах и на языке, и с амвона и так далее в своей жизни следовать Христу своими поступками так, как говорит сегодняшнее Евангелие, еще раз прочитайте, пусть это будет нашим законом. Потому что Христос даже Нагорную проповедь, которую сказал, Он же ничего нового не сказал (Новый Завет) – все, что говорил Христос, все дано в Ветхом завете, это не секрет. Единственное, что Он новое сказал, Он сказал: «Заповедь новую даю Вам». Какую новую? «Любите друг друга так, как Я возлюбил вас». Не просто сказал, а показал! И если мы это поймем, и если мы этому последуем, тогда мы – христиане. Если мы этого не поймем, мы – фарисеи, которые соблюдают закон, которые постятся в среду и пятницу (это все нужно, это все необходимо), которые вычитывают правила, делают необходимое количество поклонов и говорят: «Мы не такие, как они, которые не ходят в храм, мы особые». Мы особые, если в нас есть дух Христа! Слава Богу нашему, что у нас есть возможность молиться Ему и жить в Нем. Аминь.

Иеромонах Серафим (Панич)