Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не за­бы­вай­те о сми­ре­нии, ко­то­рое нуж­но со­пря­гать со вся­ким доб­рым де­лом, без ко­е­го де­ла нам не при­не­сут поль­зы, а па­че пов­ре­дят, что на мно­гих ви­дим ис­пол­нив­шим­ся. Хо­тя вы пос­ти­тесь, хо­тя мо­ли­тесь или ми­лос­ты­ню да­е­те – опа­сай­тесь мыс­ли, что доб­ро де­ла­е­те, ко­то­рую ста­ра­ет­ся враг при­но­сить, да­бы все пло­ды по­гу­бить и ду­шу уда­лить от Бо­га.

 

преп. Макарий

Доб­рое де­ло не есть вся­кое доб­рое де­ло, а лишь та­кое доб­рое де­ло, ко­то­рое де­ла­ет­ся ра­ди Бо­га. Внеш­ность де­ла не есть его сущ­ность, Бог зрит на серд­це. Как долж­ны мы сми­рить­ся, ви­дя, что ко вся­ко­му доб­ро­му де­лу при­ме­ши­ва­ет­ся страсть.

преп. Никон

Из­ве­ст­но нам, от Пи­са­ния Свя­то­го, что соз­да­ны мы не для то­го, чтоб толь­ко есть вкус­но, да жить при­ят­но, и гу­лять и ве­се­лить­ся без па­мя­ти. Мы соз­да­ны есь­мы на де­ла бла­гая, и сред­ством ко­их в крат­кой сей жиз­ни стя­жа­ва­ем веч­ную бла­жен­ную жизнь, к ко­то­рой все бла­го­да­тию Бо­жи­ею приз­ва­ны. Так здеш­ний век наш есть вре­мя неп­рес­тан­ных дел те­лес­ных и ду­шев­ных, а бу­ду­щий век при­я­тие по де­лам.

преп. Моисей

Воскресная проповедь
Иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших»

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Дорогие братья и сестры, сегодня мы все с вами опять, как и много раз в году, поминаем память Той, Которая для нашего сердца самое близкое, самое первое, самое желанное после Господа нашего Иисуса Христа. То есть, вся наша жизнь посвящена тому, чтобы думать о спасении наших душ. И вот Мать Того, Кто дала Ему Свою плоть – и мы всем сердцем желаем, чтобы Она не оставила нас в Своих молитвах, не оставляла нас в Своих прошениях, не оставляла в Своей мольбе о нас грешных.

И сегодня у нас память иконы «Взыскания погибших». Откуда это началось – почитание этой иконы? Очень, такой, показательный, трогательный случай был. Это было еще было в VII веке нашей эры после Рождества Христова. В одном архиерейском доме в городе Адане жил инок (эконом), и он был очень честный, очень справедливый. И его оклеветали. Нам это очень знакомо, когда ты думаешь, что все у тебя хорошо, и вдруг к тебе подходят и говорят, что, на самом деле все у тебя нехорошо, на самом деле ты такой и такой. Как это больно и как это нам знакомо. И вот этот человек, когда с ним случилось такое несчастье, и он был объявлен нечистым на руку, он совершил страшный поступок, очень страшный: он заключил сделку с дьяволом. Написал хартию, продал душу, что еще там он написал и сделал – неизвестно. Но он продал себя дьяволу от обиды на Господа за то, что Он позволил этому случиться, ведь он же верой и правдой служил Богу! Но милость Божья и праведная жизнь этого человека, и его добрые дела не дали ему погибнуть. Уже в глубочайшем отчаянии, но имея привычку молиться Богу (вот, что отличает человека, который имеет навык молиться, от того, кто живет просто так и не знает, что же делать и где обрести помощь в своих бедах), он начал молиться Господу и начал молиться перед иконой, которая стояла перед ним, и обращался он к ней как: «Взыщи погибающего!» И вот именно с этих времен эта икона и стала известна как «Взыскание погибших». То есть человек, который уже перешел, как говорят сейчас, любят говорить, красную черту, и уже после этой красной черты нет никакого обращения обратно, Божия Матерь говорит: «Нет, родные мои, пока человек находится с душой в теле, есть для любого человека прощение». Нет для нас красных черт. Может быть, кто-то в миру их для себя и рисует, и говорит, и обсуждает эти темы – у нас этого нет. У нас есть навык молиться. У нас есть навык обращаться к Богу, просить своего спасения, просить спасения своих близких, ближних.

Вот еще известен такой случай с иконой «Взыскания погибших», когда в день Крещения Господня другой человек уже в XVII веке в России, в Калужской области, Феодот, в пургу ехал по заснеженной степи, по нашим полям калужским, и начал замерзать: запутался, метель… И он даже не видел, что остановился на краю обрыва и не упала лошадь вместе с ним. И он начал замерзать: расстегнул лошадь, отпустил ее, а сам лег в санях и начал засыпать. Но перед тем, как заснуть, взмолился Божией Матери: «Пресвятая Богородица, если Ты меня спасешь, обязуюсь написать Тебе икону!» И вот, в соседнем селе, недалеко от этого места, человеку просто голос сказал, и он услышал его: «Возьмите». Он вышел на улицу, прошелся и увидел своего друга, этого Феодота, и спас его. Конечно, он написал икону, все было дальше хорошо... Но сам факт, что люди молятся перед этой иконой «Взыскание погибших (погибающих)» как последней инстанции...

Ведь Матерь Божия, смотрите, Она для нас всех мать. Она дала Господу Иисусу Христу Свое пречистое тело, Свою плоть – Он принял на Себя. И вот с этой плотью Матерь Божья стала матерью всего человечества. Поэтому мы обращаемся к святым: «Молите Бога о нас», – ко всем святым угодникам Божиим. А к Божией Матери мы вызываем: «Спаси нас грешных». То есть такую дал Господь Ей благодать, такую Господь дал Ей силу именно за то, что Она Своей пречистой жизнью, Своей любовью, Своей молитвой показала всему миру, что Она, действительно, лучшая представительница рода человеческого. То есть Она показала, что немощной сосуд, женщина, может быть выше «Честнейшая Херувим и славнейшая Серафим» – выше всего мира. То есть любой человек, который не стремится к славе, а стремится обрести спасение своей души, будет молиться Богу и будет просить у Господа не славы и чести, а будет просить у Господа смирения.

Вот, чем прославилась Оптина Пустынь? Все старцы оптинские, все говорили об одном – о смирении. Когда человек признаёт себя грешным, признаёт себя погибающим, не говорит: «Да нет у меня грехов, нет такого!» А говорит: «Я грешен и не знаю, нет ли мне оправдания – нет у меня добрых дел, которые могут оправдать мои страшные прегрешения». Батюшка Амвросий Оптинский так и говорил: «Есть у тебя смирение – значит у тебя есть всё, нет у тебя смирения – значит у тебя нет вообще ничего». И строил ты храмы, и помогал бедным, и сделал другие добрые дела, а смирения нет, а есть только возношение, слава и честь, а смирения нет – нет тебе спасения и нет тебе чести в Царствии Небесном, потому что оно для смиренных, оно для кающихся грешников, оно для погибающих, которые признают себя таковыми.

Вспомните, помыслы, которые были у святого Антония Великого, у преподобного Силуана Афонского: Держи ум свой во аде, но не отчаивайся. Или другой помысел, что все спасутся – я погибну. И вот люди с такими помыслами живут и надеются только на милость Бога и на молитвы Пресвятой Богородицы, и на молитвы всех святых угодников Божиих. Наша вера сильна именно этим: не какими-то человеческими достижениями, не какими-то славными заслугами, которые у нас есть или у наших родственников, или у нашей страны – нет, наша вера именно сильна тем, что мы не имеем здесь себе помощников, а наши помощники – в вечности. Как все святые угодники Божии говорят, что нет у нас части на этой земле – наш дом на небе, в вечности. Это всё временно, всё приходяще.

Да, у нас есть какие-то награды, получают люди здесь награды, на земле, но это решает Господь, кого и как наградить: кого награждает медалями, орденами, а кого награждает 17-ю детьми, а кого награждает величием, благами всякими. Сколько у нас было благотворителей на Руси – у нас вся Россия была построена именно как раз усердием и трудами благотворителей, которых на Руси было великое множество. И вот сейчас, посмотрите, сколько у нас строится храмов, точно так же происходят чудеса, точно так же люди дают обеты, как и было много сотен лет назад. Так же, когда оказываются в тяжелой ситуации, дают обет Божией Матери, дают обет Господу: «Господи, если со мной трудности и беды прекратятся, сделаю то-то и то-то». То есть все происходит через слово человека. Нам дал Господь такую силу, что мы, говоря слова, можем менять мир.

Мы созданы по образу и подобию Божию и все это происходит через слово, то есть сначала мы говорим слово: «Господи, прости, ибо я грешен, ибо я погибающий, я каюсь, нет у меня ничего за душой. Господи, пожалуйста, прости и дай мне силы, дай мне решимости, дай мне мужества, дай мне смирения, кротости и любви!» И вот когда мы так живем, и когда наши близкие смотрят, как мы живем и у кого мы просим помощи – весь мир вокруг нас меняется. Потому что, когда человек просит и получает от Бога – в его душе наступает мир. Что бы рядом с ним ни происходило, какие неприятности, беды ни обрушивались на него, на его семью, на его страну, на его землю – для него это не является каким-то препятствием или какой-то горечью и болью, потому что он обращается к Богу и всё это переносит спокойно, ровно и с надеждой и упованием на Бога, молясь перед иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание погибающих»: «Пресвятая Богородица, не остави нас грешных и дай нам обрести смирение, покаяние и спасение в жизни вечной!» Аминь. С праздником!

Иеромонах Силуан (Межинский)