Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Гос­подь Бог глу­би­ною муд­рос­ти Сво­ея че­ло­ве­ко­люб­но все стро­ит и по­лез­ное всем по­да­ет, т.е. ес­ли чью жизнь про­дол­жа­ет, бла­го­де­тель­ству­ет; и ес­ли чьи дни сок­ра­ща­ет, то то­го ра­ди, да не зло­ба из­ме­нит ра­зум его или лесть прельс­тит ду­шу его. Так Гос­подь Бог ис­тин­но че­ло­ве­ко­люб­но все стро­ит и по­лез­ное всем по­да­ет. А наш долг – и в том и в дру­гом слу­чае с детс­кою по­кор­нос­тию ко От­цу Не­бес­но­му долж­ны го­во­рить: От­че наш, да бу­дет во­ля Твоя!

преп. Антоний

Как хо­ро­шо встре­тить смерть с мо­лит­вою! А для это­го на­до на­вык­нуть, по­ка здо­ро­вы.

преп. Никон

Бо­язнь смер­ти – от бе­сов. Это они все­ля­ют в ду­шу та­кой страх, что­бы ли­шить на­деж­ды на ми­ло­сер­дие Бо­жие.

преп. Никон

Воскресная проповедь
(Неделя сыропустная)
Воспоминание Адамова изгнанияПрощеное воскресенье

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе братья и сестры, поздравляем всех с воскресным днем! Сегодня мы с вами стоим в преддверии Великого поста – он начнется уже завтра. И в это последнее воскресенье перед Великим постом мы вспоминаем изгнание Адама из рая. Казалось бы, зачем нам это все вспоминать, ведь это уже было настолько давно, Христос уже пришел, открыл нам путь и двери в вечную жизнь, в Царство Небесное. Зачем же нам надо вспоминать про того Адама?

Если посмотреть на нашу историю, на проблемы нашей современности, те кризисы, с которыми сталкивается современное человечество, цивилизация, люди, народы, страны – хочется сделать работу над ошибками. Ну, как так произошло? И хочется начать отматывать назад и найти ту точку, с которой все начиналось. И когда мы начинаем отматывать и отматывать дальше и дальше, дальше и дальше, дальше и дальше, неминуемо весь этот клубок остановится на Адаме. Оттуда начинается болезнь. Нам надо поставить праведный диагноз над собой, чтобы понять: ну как же вылечить себя? Потому что то, что происходят вокруг нас, в нашем ближайшем окружении, в семьях, в стране, во всем мире – мы видим кучу проблем. Мы видим, что мы очень больны, все у нас очень неблагополучно. В чем же дело? Вот Бог создал первого человека, первого Адама. Каким же Бог создал его? Ущербным? Больным? Слабым? Грешным? Нет! Он создал его святым! И жизнь первого Адама в раю нам почти неизвестна, мы почти ничего об этом не знаем, но мы знаем какие-то крупицы, которые нам приоткрывают святые отцы, которые были тайновидцами, вот эти друзья Божии.

Преподобный Силуан сказал, что ни один святой: ни преподобный Серафим, ни преподобный Сергий, ни святой Антоний Великий, – и ни один святой не вошел в ту меру, в какой был Адам до грехопадения. Святитель Афанасий Великий, который всю свою жизнь боролся за догмат «единосущия» Сына с Отцом (то, что Иисус Христос – это Истинный Бог), – он говорил, что первый Адам вместе с ангелами воспевал Святую Троицу и взирал, и созерцал вторую ипостась – Слово, по образу которой он был создан. Взирал – и ужасался. Он постигал весь окружающий мир. И что же он видел в нем? Неизреченная любовь, красота, глубина! Но чтобы это было с Адамом всегда, Господь дал один такой страшный дар, который имеем все мы, этот дар называется «свободная воля». И в том, что Адам хочет жить именно такой райской жизнью – в единении с Богом – надо было ему поставить только одну точку в вопросе, что я, Господи, тебя люблю – это исполнить Его волю.

И Адаму Господь дал право выбора. Он дал ему одну маленькую заповедь: вот есть древо познание добра и зла, и не вкушай от этого древа. И предупредил, что в тот день, в который ты вкусишь, ты умрешь. И как мы знаем, Адам нарушил эту заповедь, но он нарушил ее не просто так, он хотел променять Бога: на что? На то, что ему предложил дьявол. Он сказал: «Нет, ты сам можешь быть как Бог. Ты можешь сам». И Адам согласился. И вот он, диагноз, который через всю историю живет в нас: я сам. Вот уже пришел Христос, и мы видим, как эта болезнь, что мы как боги, она живет во всех. Но в ком-то это проявляется, как, например, отрицание Бога, атеизм, вера в науку, «я сам разберусь», наука даст ответ… А наукой занимается человек. Или, например, люди не хотят отрицать, не хотят принимать ту волю, которую Бог открыл о нас и о Себе; не хотят принимать, что Он – Троица; не хотят принимать, что Он распялся на Кресте; не хотят принимать то, что надо вкушать Его Плоть и Кровь и соблюдать Его святые заповеди. И даже, казалось бы, мы, которые собрались здесь, которые как бы идем вроде бы за Истиной, – и мы тоже в своей жизни, если будем честными, признаемся, что до конца мы не готовы Богу свою жизнь отдать, у нас нет доверия, потому что мы хотим сами: «Я лучше знаю, чего мне нужно, а Бог, наверное, хочет мне чего-то злого: если я Ему отдам свою жизнь, я обязательно буду болеть, обязательно буду жить в нужде, в нищете, будут болеть мои дети, будут все страдать, поэтому лучше я, Господи, как-нибудь сам, а Ты мне просто помогай». И вся жизнь разваливается.

И вот, человечество похоже на такую вагонетку, которая несется в пропасть, эта вагонетка дойдет до своей пропасти, дойдет до конца, и конец мира будет страшный: люди превратят свою жизнь в такое качество, в которое сказал Господь, что скорбь будет такая, которой не было от начала мира; и что если бы я не пришел бы (не приду, не будет второго Пришествия), не спаслась бы никакая плоть (не спасся бы никто). Вот к чему мы стремимся своими собственными силами. Но рядом с этой вагонеткой, которая несется в пропасть, есть еще одна, которая несется ввысь, в Царствие Небесное – это Церковь. И мы пока еще стоим ногами на этой земле, мы имеем возможность вместе со Христом сесть в эту вагонетку и отправиться ввысь. Но, к сожалению, даже у нас, у верующих людей, бывает так, что ориентиры нашей жизни – они сбиваются. И нам нужны правильные ориентиры. Мы в своей жизни все: и монахи, и священники, и мирские, – мы все, потому что мы грешные, начинаем суетиться. И вот эта суета нарушает наши правильные ориентиры в жизни.

Апостол Петр, он был так уверен, что пойдет со Христом до конца, но, как мы знаем, он отрекся. Был ли у него шанс не отречься? Да, был, конечно. В самое последнее мгновение перед тем, как Христа взяли, и все апостолы разбежались, Господь сказал Петру: Бодрствуй и молись. И о последних временах Господь сказал те же слова: Бодрствуйте и молитесь. Потому что ничего не получится только тогда, когда мы начнем свои проблемы и все делать сами. Как-то к Серафиму Саровскому пришел один юноша, который сказал: «Отче, хочу жить в послушании у святого старца». Ну и, конечно же, предвкушал, как преподобный возьмет его в ученики. Но преподобный великий Серафим Саровский сказал монаху, стоящему рядом: «Возьми этого юнца, отведи в храм, поставь перед святыми иконами, пусть положит земной поклон перед иконой Спасителя и скажет такие слова: Господи, Ты – мой старец, Ты меня веди и управляй моей жизнью как Сам знаешь».

И вот, в нашей жизни сбиваются ориентиры, и нам эти ориентиры надо настроить. Надо иногда нажимать на тормоза, остановиться и посмотреть на свою жизнь, проанализировать себя, как сказал Господь: Внемлите себе, пока не отягчали сердца ваши объедением, пьянством и печалями житейскими. И вот эти тормоза – это Великий пост. Это такой дар от Бога – раз в год нажимать на тормоза, чтобы чуть-чуть посмотреть на свою жизнь и настроить правильный ориентир. В чем же он заключается? В том, что Господь открыл нам сегодня в Евангелии: Не ищите себе сокровищ на земле, где воруют, где крадут, где разъедает моль, а ищите на небе. И дальше Господь говорит ключевые слова: Там, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Потому что смысл жизни любого христианина – он находится вне пределов этой жизни. Самые главные ценности наши – они в жизни вечной. Смысл нашей жизни – созреть для жизни вечной, созреть для Царствия Небесного. И каждый из нас ставится в те условия, в те обстоятельства – и радостные, и скорбные, – которые воспитывают нас для того, чтобы нам для этого Царствия Небесного созреть. И чтобы все это было плодотворно, надо бодрствовать и молиться, и внимать себе. Но поскольку тяжело, Господь дал вот этот период Великого поста.

Надо нажать на тормоза, чуть-чуть проявить воздержание, постараться побыть в храме, потому что, мы знаем, особенно на первой седмице как-то все затихает и упраздняется. Потому что в эти дни Господь изливает на свою Церковь особую благодать. Об этом сказано в богослужении: Велика благодать всечестнаго поста. Поэтому с завтрашнего дня у нас у каждого появится такая возможность, такой шанс настроить правильные ориентиры своей жизни, выправить свою жизнь, проанализировать себя, побыть с Богом. Поэтому будем это время стараться проводить в молитве и просить: «Господи, помоги мне прожить свою жизнь так, чтобы исполнить Твою волю святую и стать наследником самого главного – Царствия Небесного». Всем Божией помощи. Аминь.

Иеромонах Филофей (Магеррамов)