Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Вся­кая друж­ба, не ос­но­ван­ная на ис­тин­ной люб­ви и сми­ре­нии, а па­че друж­ба по страс­ти, неп­роч­на и раз­ру­шит­ся.

преп. Макарий

Бы­ва­ют вре­ме­на горь­ки, тяж­ки и том­ны. Без это­го нель­зя обой­тись. На чувствен­ной вой­не мно­гие бы­ва­ют ра­не­ны и пре­тер­пе­ва­ют бо­лез­ни, коль­ми па­че на сей ду­хов­ной бра­ни мно­ги ра­ны при­ем­лем от ду­хов зло­бы, а па­че ког­да воз­на­де­ем­ся на свои си­лы и ра­зум, то и по­беж­да­ем­ся, по­ка сми­рим­ся, поз­нав­ши свою не­мощь.

преп. Макарий

Упо­доб­ля­ет­ся на­ша жизнь до­воль­но глу­бо­ко­му рву, ко­то­рый в дожд­ли­вое вре­мя на­пол­ня­ет­ся так, что и пе­ре­ез­ду не бы­ва­ет, в дру­гое же вре­мя иcсы­ха­ет так, что нис­коль­ко по нем не те­чет во­да. Свя­ты­ми же от­ца­ми пох­ва­ля­ет­ся та­кая жизнь, ко­то­рая про­хо­дит, по­доб­но ма­ло­му ру­чей­ку, пос­то­ян­но те­ку­ще­му и ни­ког­да не ис­сы­ха­ю­ще­му. Ру­че­ек этот удо­бен во-пер­вых, к пе­ре­хо­ду, во-вто­рых, при­я­тен и по­ле­зен всем про­хо­дя­щим, по­то­му что во­да его бы­ва­ет при­год­на для питья, так как ти­хо те­ку­щая и по­то­му ни­ког­да не бы­ва­ю­щая мут­ною...

преп. Амвросий

Неделя 26-я по Пятидесятнице 

Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк. 18, 18). Этот вопрос задает себе бабушка, продающая свечки в храме. Об этом думает школьник, опаздывающий в школу и поправляющий крестик на шее. К этому направлены мысли священника в алтаре… Ответ на этот наиважнейший и архисложный вопрос ищут миллионы людей во всем мире.

Задаем этот вопрос вместе с нынешним евангельским человеком и мы, люди XXI века: «что нам делать, чтобы наследовать жизнь вечную?».

В нашей жизни возникает очень много вопросов. Где достать денег? Куда устроиться на работу? Как найти жениха или невесту? В какое место поехать отдыхать? Все это вопросы, касающиеся земной жизни человека.

Но есть другие метафизические вопросы. Их Достоевский называл «проклятыми», то есть очень сложными, глубокими, сущностными. Что такое жизнь и что такое смерть? Что такое бессмертие? Вечность? Свет и тьма? Боль, страдание, любовь? Кто такие Бог и диавол? Сегодняшний вопрос относится к этим вечным вопросам. И человек должен дорасти до него. Выстрадать, вымолить, выболеть своим сердцем!

Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? И мы так же, как и сегодняшний евангельский человек, прекрасно знаем ответ. Ну, как же! «Не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою…» (Лк. 18, 20). И причем, этот юноша не был подослан фарисеями, которые посылали «лаятелей», лукавых людей, притворяющихся благочестивыми, чтобы как-то в слове уловить Христа. И даже его ответ: «все это я сохранил от юности моей» (Лк. 18, 21) – был искренним и добродушным, не фарисейской лицемерной похвальбой. И поэтому евангелист тонко подметил: «Иисус, взглянув на него, полюбил его» (Мк. 10, 21).

Из глубины этой Божественной любви раздается призыв, который говорит о необходимости решительного шага: «Еще одного не достает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мной» (Лк. 18, 22). Да, ты останешься без крова, но обретешь чертоги царские в раю! Раздашь все до копейки, но тебя ждет сокровище Небесное! Не земные миллионы, а вечное Божественное райское богатство. Труден этот шаг. Радикален. По человеческой логике почти не возможен. «Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имущим богатство войти в Царствие Божие. Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие!» (Лк. 18, 23-25).

«Представьте себе, – размышляет Николай Сербский, – что огромный корабль начинает тонуть в глубине морской. Что происходит с путниками? Один хватается за доску, другой пытается плыть... А кто-то сбрасывает с корабля шлюпку и пытается перенести в нее как можно больше богатства. Кто из них в наибольшей опасности? Разумеется, последний! Увидев ящики с вином, он перенесет их в шлюпку. Мясо, рыба, серебряная посуда, бархатные диваны, ковры, смычки и свирели. Как без этого обойтись? Шлюпка перегружена, а он все таскает и таскает какие-то вещи. Но вот наступает критический момент: шлюпка тонет и несчастный пассажир вместе с ней!»

А далее святитель Николай говорит нечто очень важное: «Многие живут с ложными убеждениями, что мир – разбитый корабль, без капитана и без руля. И надо успеть перетащить в шлюпку как можно больше. Но капитан наш Господь Иисус Христос рядом! Он протягивает руку утопающим. Ничего не имеющие, плывущие с пустыми руками, первыми откликаются и хватаются за Его спасительную Десницу. Но те, кто нагрузил свои шлюпки, не могут протянуть руку навстречу Богу. Их руки и сердца заняты барахлом!».

Но неужели среди нас, стоящих сегодня в этом храме, так много богатых? А если и найдется пара человек, неужели им нужно у ворот Оптиной вывернуть карманы, выбросить телефон и стать отшельником в ближайшем лесу? Богатство – это все, что мешает идти за Христом! Это наше самолюбование. Все наши привязанности, пристрастия. Для кого-то его способности, которые тоже ниспосланы Небом, становятся сокровищем. Для кого-то успехи в спорте становятся идолом. И искусство, когда оно становится страстью, превращается в кумира и мешает искать Бога. А кто-то свои разрушающие мозг наркотические путешествия считает высшим приобретением. Кто-то поклоняется науке, как богу и ждет только от нее спасения. Бывает так, что и здоровье превращается в сокровище, и человек от каждого своего чиха впадает в панику, а если где-то кольнуло – в проблему и беду.

«Где сокровище ваше, там и сердце ваше!» Можно иметь миллионы, как чайный магнат Сергей Перлов, на чьи деньги построен Шамординский монастырь при старце Амвросии, и спасаться. А можно погибать, зажав пятак в кулаке. «Не богатство беда, – говорит святитель Феофан Затворник, – а упование на него и пристрастие к нему». Страшно, когда не имение принадлежит тебе, а ты ему. Когда ты схватился зубами и руками за все земное – за бутылку, за свои экзотические путешествия по миру, за свой гардероб с сотнями платьев и башмаков. За свою репутацию и успех. За свою уходящую молодость...

«Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18, 25). «Верблюдом» называли толстый канат, которым к пристани привязывают корабли, чтобы их не унес ветер. Легче канат продеть в иголку, чем не в Бога богатеющему войти в Небесные обители.

Для нас, верующих людей, есть и еще одна опасность и западня. Такая же, как у сегодняшнего юноши. Он был богат еще тем, что чувствовал, что он – праведник, почти святой, что он выполнил все заповеди Божии. «Все это сохранил я от юности моей» (Лк. 18, 21). Мы тоже можем быть богатыми тем, что делает нас чванливыми, самодостаточными, всем тем, что выкрашивает нас в бронзовый цвет пьедестала. А Евангелие говорит нам о другом – о нищете духа. Какие бы мы добродетели ни сохранили от юности своей, какую бы праведность в старости ни стяжали – мы вечные должники перед Богом!

Одна корреспондентка святителя Игнатия недоумевала, что, несмотря на строгую жизнь, на подробную исповедь, на внимательную молитву, она вышла пустой и безрадостной из храма. «Это потому произошло, – ответил ей святитель, – что ты думала рассчитаться с Богом сразу со всеми долгами, в то время как твои долги – неоплатные!»

«Кто же может спастись?» – спрашиваем и мы сегодня, как люди из толпы, окружающей Христа. Кто? И слышим ответ: «Невозможное человеком возможно Богу!». Это Господь утешает нас. Главное, чтобы мы были готовы поступиться своим сокровищем, притаившемся в самой глубине нашего сердца! Тем обманчивым земным блеском, который может оказаться канатом, не способным войти в тесные игольные уши. И чтобы главным, самым важным вопросом нашей души было не где достать, куда поехать, чем еще приукрасить свою жизнь, а сегодняшние евангельские слова: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Аминь.

Игумен Тихон (Борисов)