Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Вез­де пот­реб­но и сми­ре­ние, и тер­пе­ние, и не­­осуж­де­ние дру­гих. Толь­ко эти­ми ду­хов­ны­ми сред­ства­ми при­об­ре­та­ет­ся мир­ное уст­ро­е­ние ду­ши, со­раз­мер­но то­му, нас­коль­ко мы бу­дем прос­ти­рать­ся к сми­ре­нию, и дол­го­тер­пе­нию, и не­о­суж­де­нию дру­гих.

преп. Амвросий

Глав­ное, что тре­бу­ет­ся от каж­до­го че­ло­ве­ка,– это ни­ко­го не осуж­дать. Ка­жет­ся, прос­то, а нач­ни ис­пол­нять – ока­жет­ся труд­но. Враг силь­но на­па­да­ет на че­ло­ве­ка и вну­ша­ет ему по­мыс­лы осуж­де­ния. Гос­подь го­во­рит: „Прос­ти", а враг вну­ша­ет: „Отомс­ти обид­чи­ку. Он те­бя по­но­сит, и ты его по­но­си". Не нуж­но слу­шать вра­га, не­об­хо­ди­мо бо­роть­ся с ним.

преп. Варсонофий

Не вхо­ди в расс­мот­ре­ние пос­туп­ков лю­дей, не су­ди, не го­во­ри: за­чем так, для че­го это? Луч­ше го­во­ри се­бе: „А мне ка­кое до них де­ло? Не мне за них от­ве­чать на Страш­ном Су­де Бо­жи­ем". Отв­ле­кай вся­чес­ки мысль свою от пе­ре­суд дел людс­ких, а мо­лись с усер­ди­ем к Гос­по­ду, что­бы Он Сам те­бе по­мог в этом, по­то­му что без по­мо­щи Бо­жи­ей мы ни­че­го доб­ро­го не мо­жем сде­лать, как и Сам Гос­подь ска­зал: без Ме­не не мо­же­те тво­ри­ти ни­че­со­же (Ин. 15, 5).

преп. Амвросий

Неделя 28-я по Пятидесятнице пред Рождеством Христовым, святых отец

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Вот, дорогие отцы, братья и сестры, мы с вами вступили в Год Новый — 2017 год. Человек все время ищет чего-то нового, ожидает обновления, чает, что что-то изменится в его жизни. Мы постоянно ищем новизны, и это естественно для человека. Но, тем не менее, с распадом, который вошел в жизнь человека с грехопадения Адама, который мы ощущаем, ощущаем, что каждый из нас совершает год от года, что смерть все больше и больше подтачивает наши внутренние и физические силы, подтачивает, словно бы подбираясь к каждому из нас, все более пытаясь овладевать нашим естеством — через болезни, какие-то немощи человеческие, все новые и новые симптомы, человек ощущает на себе все больше это дыхание смерти. И как человек устрашается: что ожидает его, каким будет его исход из этой жизни, что ожидает его за гробом? Но Господь дает нам вечные перспективы, дает нам возможность стать вечно новыми. Как Он говорит в Божественном Откровении: «Вот, все новое творю» (Откр. 21, 5), давая нам возможность приобщиться этой подлинной новизны.

Все то, что ищет человек настоящего, чего бы он хотел — тот идеал постоянной радости, вечного блаженства, вечной жизни, — все это готов дать нам Христос, который ныне рождается, который полагается во ясли, рождается как один из земнородных, чтобы привлечь человека к Себе, чтобы дать нам эту вечную новизну, чтобы каждый из нас стал вечно молодым, имея эту «юность духовную» и одновременно зрелость духовного мужа или жены.

И нам дается эта возможность во Христе. Только в Нем человек может приобрести эту подлинную глубину своей жизни, ее подлинную радость, истинное раскрытие, полноту всех наших человеческих свойств, которые Господь заложил в каждого из нас, а все это внешнее, изменяющееся, тлеющее — оно не постоянно. И нам невольно нужно задаться вопросом: Так почему же мы промениваем Христа — эту нашу подлинную радость, наше счастье, наше обновление, наше сокровище, сокровище вечное, тот, с Кем мы рассчитываем, надеемся соединиться навеки?. Того, Кто дарует нам все и Кто есть вся наша жизнь — жизнь грядущая и присноблаженная! Почему же мы постоянно меняем Его на путях своей жизни на что-то иное, на какую-то суету? Мы, уткнувшись в какие-то устройства, всевозможные экраны, постоянно ищем чего-то нового, но совершенно не того, чего хочет дать нам Христос: каких-то новых фильмов, песен, обновлений, всевозможной суеты и подмены той духовной новизны, которую желает дать нам Христос, который грядет в этот мир, чтобы даровать человеку жизнь вечную, которой Он привлекает нас с вами, не ложно, но реально, лишь бы человек по-настоящему захотел этого подлинного своего счастья.

Поэтому в этот день, когда мы уже совершаем предпразднство Рождества Христова, неделя пред Рождеством, и слышали сегодня родословную Христа, обстоятельства Его Рождения. В этот день и Нового Года вдумаемся и всмотримся в свою жизнь — как мы живем, чем мы живем и ради чего мы живем? Соответствуют ли провозглашаемые для нас самих, порой внутренне, лозунги реалиям нашей жизни, ее составляющим. Как это согласуется: что мы говорим и думаем с тем, что мы по-настоящему делаем и чем мы живем. И, если в этом есть большая разница и большое несоответствие, постараемся осознать это, признать себе эту внутреннюю неправду, несогласованность наших мыслей, слов и дел.

И принесем в этом покаяние пред Богом, который таким беззащитным и малым полагается во ясли, с тем, чтобы в этой беззащитности показать, что Он доверяет нам с вами, желая, чтобы и мы доверились Ему, показывая нам, что Он не гнушается всем этим списком разных предков, жизнь которых не только была святостью и благочестием, но, порой, и падениями, и отступлениями, и всевозможными грехопадениями.

Он показывает нам, что как эта родословная, которую Он принимает от Своего нареченного отца Иосифа (потому что это была его родословная), Он принимает и весь род человеческий и желает нас усыновить Себе, соединить с Собой и это должно ободрить нас, дать нам тот смысл жизни, вечной жизни, которого нам, порой, не хватает. Дать нам дерзновение вновь приступать к Богу, к Богу живому, но Богу любящему этот мир, умаляющемуся, чтобы спасти этот мир и привести его к Себе.

И в этом смирении непостижимом Господь показывает нам Свою божественную любовь, чтобы и мы дерзали приступать к Нему, но не были неразумны, безрассудны и не предавали Его вновь и вновь, не променивали Его на эту суету жизни, которая пытается поглотить нас с вами.

Господь, рождающийся в Вифлееме, да подаст нам этот разум и эту ревность быть счастливыми, обновленными и вечно молодыми и живыми в юности Духа во Христе Иисусе. Аминь. Спаси вас Христос.

Иеромонах Назарий (Рыпин)