Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

По­мыс­лы сту­жа­ю­щие и бес­по­ко­я­щие име­ют мно­гое раз­ли­чие: при­лог, или при­ра­же­ние по­мыс­ла, не име­ет гре­ха, но есть ис­кус на­ше­го са­мов­лас­тия, к че­му оное прек­ло­ня­ет­ся – к ним ли, или к соп­ро­тив­ле­нию им, а ког­да бы­ва­ет сос­ло­же­ние и со­че­та­ние с оны­ми страсть­ми, счи­та­ет­ся гре­хом и под­ле­жит по­ка­я­нию. Не в си­лах бу­ду­чи са­ми про­ти­вить­ся оным, долж­но при­бе­гать к Бо­гу, по­вер­гать свою не­мощь и про­сить Его по­мо­щи, про­сить и Ма­терь Бо­жию о по­мо­щи на оные. Ког­да кто одо­ле­ва­ем бы­ва­ет по­мыс­ла­ми, то это знак, что пред­ва­ри­ла гор­дость, и по­то­му на­доб­но чрез оные бо­лее сми­рять­ся.

преп. Макарий

Что мрач­ные мыс­ли не­ред­ко бес­по­ко­ят вас, не сму­щай­тесь, ибо мрач­ные мыс­ли, как осен­ние об­ла­ка, од­ни за дру­ги­ми на­хо­дят и за­тем­ня­ют свет, но они и про­хо­дят, и не­бо ос­та­ет­ся чис­то и при­ят­но. Так и мыс­ли на­ши поб­ро­дят, поб­ро­дят по бе­ло­му све­ту, и ум уся­дет­ся на сво­ем мес­те, тог­да и ти­хо, и ве­се­ло бы­ва­ет на ду­ше. А уму на­ше­му от ски­та­ния се­мо и ова­мо мно­го спо­со­б­ству­ет крат­кая, но час­то пов­то­ря­е­мая мо­лит­ва Ии­су­со­ва, к ко­то­рой да­руй вам Гос­по­ди при­об­рес­ти на­вык, и тог­да яс­ные дни нас­та­нут для вас.

преп. Антоний

Ох­ра­нять свою ду­шу от по­мыс­лов – это труд­ное де­ло, зна­че­ние ко­то­ро­го да­же не­по­нят­но лю­дям мирс­ким. Не­ред­ко го­во­рят: за­чем ох­ра­нять ду­шу от по­мыс­лов? Ну, приш­ла мысль и уш­ла, че­го же бо­роть­ся с нею? Очень они оши­ба­ют­ся. Мысль не прос­то при­хо­дит и ухо­дит. Иная мысль мо­жет по­гу­бить ду­шу че­ло­ве­ка, иной по­мысл зас­тав­ля­ет че­ло­ве­ка вов­се по­вер­нуть на жиз­нен­ном пу­ти и пой­ти сов­сем в дру­гом нап­рав­ле­нии, чем он рань­ше шел. Свя­тые от­цы го­во­рят, что по­мыс­лы есть от Бо­га, по­мыс­лы от се­бя, т.е. от сво­е­го ес­те­ст­ва, и по­мыс­лы от бе­сов. Для то­го, что­бы раз­ли­чать, от­ку­да при­хо­дят по­мыс­лы, вну­ша­ют­ся ли они Бо­гом, или враж­деб­ной си­лой, или про­ис­хо­дят от ес­те­ст­ва, тре­бу­ет­ся ве­ли­кая муд­рость.

преп. Варсонофий

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом Прп. Евфросинии, игумении Полоцкой

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья, сестры, отцы, сегодня наша Церковь воспоминает событие, совершенное Господом в Иерусалиме — в частности, исцеление Им слепорожденного. Мы сегодня слышали Евангелие на Божественной Литургии и помним, что Господь, проходя, увидел слепорожденного и воспламенился желанием исцелить его.

Буквально две недели тому назад мы тоже вспоминали событие о расслабленном, когда Господь исцелил его в Овчей купели. И помним, что там Господь нам говорит, за что было вот это искушение этого расслабленного, почему он не ходил столько времени. Он встречает в храме расслабленного и говорит: се больше не греши, да не горше ти что будет (Ин. 05, 14), если будешь грешить. И нам становится понятным, за что какие-то скорби, болезни мы подчас имеем. Потому что мы скверним себя постоянно!

А здесь же нам непонятно: почему слепорожденный? За что его Господь наказывает? И не только нам непонятно, а непонятно и ученикам Его. Они спрашивают у Господа, он ли согрешил или родители его? (Ин. 9, 2) Господь отвечает: не он согрешил. Это понятно, потому что он рожден был слепорожденным. Он не мог в утробе матери согрешить. Также и не родители его. Он не говорит, что родители вообще не грешат, но то состояние полного отсутствия зрения не от их грехов. Даже в Ветхом Завете сказано, что сын не отвечает за отца своего. Но почему же он рожден слепорожденным? Господь здесь им говорит: чтобы явилась слава Божия на нем (Ин. 9, 3).

Нам сложно представить состояние слепорожденности. Если мы на какое-то время закроем глаза, сразу мы в этом мире многое теряем. Я не вижу глаз ваших сейчас, и мне сложно, не видя их ответа. Через глаза у нас идет общение. Мне сложно общаться с вами. При отсутствии зрения я не могу видеть окружающий мир. Много радости от зрения мы имеем. Мы видим вот сейчас возрождающуюся природу, цветение, распускаются цветочки, поют птички. Зрение дает нам более 80% информации. Через зрение мы можем познавать Христа, читая Священное Писание, как многие святые угодники делали. Но представить состояние слепорожденности мы не можем. У нас зрение было. И в любом случае закрывая глаза, мы можем только понять, чего мы лишаемся.

Слепорожденный не видел вообще никогда. И в этом с одной стороны и его преимущество. Через зрение мы подчас принимаем много ужасного — похоть очес, как называем это понятие. Прелюбодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы исходят из нашего сердца (Мф. 15, 19), но повод к этому подчас именно зрение. Мы соблазняемся греховными помыслами. Мы сердце скверним свое через зрение, и поэтому мы уже перед Богом не чисты. Если слепорожденному Господь сразу дал два света, а Он сказал, пока Я в мире, Я свет миру, в этом же Евангелии сегодняшнем, Он дал ему свет и очес и зрение и свет духовный — свет просвещения, то мы с вами как нельзя больше нуждаемся вот в этом просвещении. Мы свои глаза замылили. Мы не видим свет Христов.

Господь сотворил, чтобы исцелить слепорожденного, брение из плюновения. Плюнул на землю и сотворил брение. Этим брением Он помазал слепорожденному глаза и сказал сходить ему умыться в купели Силоам. Многие святые отцы трактуют так, что брение, которое сотворил Господь — это прообраз чуть ли не нашего сотворения. Господь и Бог наш сотворил нас из праха и земли. И сотворив вот это брение и помазав глаза, Иисус Христос этому слепорожденному изменил как бы природу и восстановил глаза. Поэтому и нам надо понять, что мы на самом деле брение. И об этом очень хорошо сказал Иосиф Исихаст. Он сказал: «ибо все мы люди из праха рожденные, и все согрешили. Мы брение, не имеем ведения. Брение у брения крадет; брение брение оскорбляет; брение на брение клевещет; брение над брением превозносится; брение за счет брения обогащается; брение над брением начальствует; брение брение бьет; брение брение заключает в тюрьму. И вообще брение считает себя мудрее, сильнее, богаче, благороднее, почтеннее брения, обогащаясь безумием и неведением собственного вещества. Откуда оно и где оказалось, как родилось, каково его назначение, где его конец, что после этого?»

Из этих слов что мы должны понять? Чтобы получить свет Христов, нам необходимо, прежде всего, смириться, понять, что мы вот именно брение, что без Господа мы ничто, что нам нужен свет, которым осветил слепорожденного Господь. Осветил и исцелил его очи сердечные. Нужно сказать, что слепорожденные чаще всего чище, чем мы. Помните, что Матрона Московская была в слепоте рождена и при этом имела свет Христов внутри себя. Нет повода для многих, многих грехов. Поэтому кто был слепорожденный, это не наказание Господне, а это как подарок Господа. Да явятся над ним свет Божий. Многие угодники Божии воспламенялись им. Как вот сегодня мы празднуем память преподобной Евфросинии Полоцкой. Уже научившись читать, она познавала через зрение Святое Писание. Как сказано сегодня: пока Я в мире, Я свет миру. Это Господь говорил, когда он был на земле. В наше время Господь незримо находится в Святом Евангелии.

Преслава, как звали Евфросинию Полоцкую до пострига, научившись читать, изучала Священное Писание. И через это Господь вселил в ее сердце радость, любовь, долготерпение. Она в 12 лет ушла из дома для того, чтобы постричься. Ее хотели выдать насильно замуж, но она выбрала Христа, вот этот свет она выбрала.

Будем и мы с вами, братья и сестры, искать этот свет Христов, будем осознавать себя брением, из которого Господь сотворит наши очи и просветит наше сердце. Да поможет нам в этом Господь. Христос воскресе.

 

Иеромонах Амвросий (Пархетов)