Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Богатство состоит не во имениях многих, но в доброй совести, которая и без богатства тленного уже имеет свои награды: и Бог силен даровать нам нужное и довольное.

преп. Лев

Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицем Божиим. Помните, что Господь видит все.

преп. Никон

Благодарность в христианине такая вещь великая, что вместе с любовью последует за ним и в жизнь будущую, где он с ними будет праздновать Пасху вечную.

преп. Амвросий

Неделя 6-я по Пятидесятнице

Дорогие о Господе братья и сестры, сегодня на Божественной Литургии мы с вами слышали евангельское чтение, которое повествовало об исцелении Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом расслабленного. Евангелие нам не сообщает о том, сколько лет этот человек пробыл в недуге расслабления в отличие от того расслабленного, который лежал возле Силоамской купели в Иерусалиме. Знаем мы немного, только лишь то, что он был принесен четырьмя человеками на одре из-за многолюдства, поскольку желающих увидеть, попасть к Спасителю, чтобы получить исцеление, было огромное множество. А Господь находился в доме, и никак туда было не проникнуть за плотной толпой, только вот прокопать кровлю и свесить одр. Все вот эти действия были предприняты, как мы понимаем с вами по вере этих всех людей.

Вообще для получения исцеления была необходима вера. И вот, как мы помним из Евангелия, что в Своем отечестве Господь сотворил очень мало исцелений по той причине, что не имеет пророк чести в отечестве своем (Ин. 4, 43). И к Нему также, люди знающие Его с детства, не и мели веры, как в пророка, как и, тем более, в Сына Божия. То есть вера была обязательно необходима каждому человеку, чтобы получить исцеление. Об этом подобает нам сказать немножко позже. Теперь же о самом чуде.

Господь сначала сказал этому расслабленному такие слова: отпускаются тебе грехи твои (Мф. 9, 2). И когда среди людей возник ропот, что кто может отпускать грехи, как не Бог, Господь добавил к этому следующее, Он сказал: а что удобнее сказать: отпускаются тебе грехи или возьми одр твой, и ходи?

Как мы с вами понимаем вот этот вопрос: что удобнее сказать? Чтобы понять эти слова, поскольку они обращены просто к людям простого сознания , мы тоже можем их попросту осознать, что конечно сказать: отпускаются грехи.

Но как со стороны это видно, отпускаются они или не отпускаются? То есть ясно, что эти слова может сказать совершенно любой человек и солгать. А вот сказать: возьми одр и ходи, и чтобы это осуществилось, вот тут-то ложь сразу проявится, что человек этого не смог сделать больному, если действительно не явилось исцеление.

А вот как мы с вами считаем, что важнее, чтобы отпускались грехи или чтобы исцелилось тело? Ну, ясно, что душа вечна, а тело временно. Конечно, у нас будет в вечности тело, но оно будет другим, уже не подверженным никаким болезням. И как говорит апостол, когда внешний наш человек тлеет, внутренний обновляется по вся дни (2 Кор. 4, 16). Но это тоже своя тема. Получается, что чтение очень глубокое, можно сразу развивать мысль во многих направлениях, мы это сделать сейчас не можем. Постараемся сказать лишь что-то.

Что такое отпустить грехи? Большинство из нас этого термина не понимают, как должно, но думают: простит грехи. Давайте теперь представим такую картину. Пришел больной к врачу. Врач его осмотрел, выслушал, поставил диагноз и сказал: я тебе прощаю твою болезнь; иди, все, ты прощен... Но болезнь не исцелена. Есть ли в этом какой-то смысл? Да вообще никакого.

Смысл оставления грехов в исцелении душевных страстей. Вот, что такое «отпущаются грехи». Мы, когда жили невнимательной жизнью, мы заработали себе болезненное страстное состояние души в зависимости от характера болезни, от того, какую жизнь мы с вами проводили. Но, тем не менее, плод есть больное страстное состояние души. И вот результат такого состояния: Господь посылает нам очистительные болезни. Какой механизм действия в душе очистительной болезни?

Представим себе человека неверующего. Заболел он тяжелой болезнью. Неверующие тоже болеют. Но потом через какое-то время он по промыслу Божьему выздоровел как-то. Врачи ли исцелили, или как-то еще. И этот неверующий человек, не придя к Богу, продолжает свою страстную рассеянную греховную жизнь. Была ли полезна ему болезнь? Ну, конечно была, но не во спасение, а только для того, чтобы ограничить его страстность, умерить его греховность. И злодеям болезни бывают полезны. Они не успевают сделать много зла из-за болезни и не успевают еще более навредить своей душе. Но о спасении здесь речь не идет.

А вот когда верующему человеку посылается болезнь. (Давайте сразу условимся: верующий это не тот, который говорит — Бог есть. Нет. Под верующими понимаем только членов Церкви, ни кого-то другого, а членов Церкви, которые ходят в церковь, исповедуются, причащаются, молятся. Это, конечно, внешний показатель, но хотя бы такие чтобы были.) И вот верующий человек не может совладать со своими страстями в разной степени. Но бывает, не будем судить, и верующие в блуд впадают, которые в церковь ходят. Страшный, убийственный грех.

Бывают повседневные грехи. В суете все мы с вами живем. И вот Господь посылает болезнь. И что, какая польза? А вот такая польза. Человек верующий осознает греховность своей жизни, что он живет не для Бога, а в суете, в своих страстишках, что не получается у него побороть их. Почему не получается? Конечно, сам человек никогда не может побороть свои страсти. Никогда. Но ведь он может получить помощь Божию, ходя в церковь, освящаясь на Богослужениях, освящаясь в Таинстве Святого Причащения, на исповеди, освящаясь на своих домашних молитвах Божьей благодатью.

Все это, конечно, очень помогает, но все же страсти, бывает, преодолевают. Почему? Недостаточно благодати Бог посылает по гордыне. Потому что полезно такому человеку вот так жить немощным. Он считает себя грешным. А если бы Бог дал ему благодати, чтобы жить по-другому внешне, духовно, внимательней молиться, совершать какие-то добрые дела, быть во всем исправным, то его гордыня сделала бы его надутым слепым безумным фарисеем, который бы презирал других. Избави, Боже, от такого состояния.

И вот Господь, не давая нам достаточно благодати для настоящей благочестивой жизни, зато содержит нас в смирении. И как мы можем от этого положения избавиться? Путем болезни. Господь нам, суетно живущим, посылает болезнь, а мы её принимаем с сознанием благоразумного разбойника: достойное по делам нашим приемлем. И Господа благодарим: Господи, слава Тебе, что Ты нас спасаешь тем, что отрываешь нас от суетной жизни, от страстей путем этих болезней. И этим человек что делает? Он этим смиряется, покоряясь спасающей воле Божьей.

А через смирение он получает благодать, уже совершенно не гордясь действием этой благодати. Потому что через терпение болезни человек реально приобретает сознание сердца, что я ничто, только творение Божие. И своего доброго у меня ничего нет, но только милость Божия.

И вот, такой человек от Бога приобретает духовную силу. Жизнь, такого смирившегося и облагодатствованного человека, выражается в совершении им постоянно во всем духовного плода, который есть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Он бывает любвеобилен, милостив, благостен. Мирный дух из него изливается, спасая окружающих. И он живет, не гордясь этим, не хвалясь, но хвалясь о Господе по слову апостола Павла: хваляйся о Господе, да хвалится, говоря, что вся могу об укрепляющем меня Иисусе Христе, в Нем же подвизаюся и труждаюся по действию Его, действуемого во мне Его силою.

Кому приписывается такая добродетельная жизнь в этом случае? Кому? Богу, а не себе. Приписывается не в сознании только ума, но и в сердце. И в этом и заключается действие спасительного промысла Божия. Мы болеем, терпим, смиряемся.

Расслабленный шел этим путем. Просто, промысел Божий по-разному осуществляет судьбу человека. Большинство из людей все же терпит этот своей последний голгофский подвиг перед самой смертью. И он уже, когда перетерпит, смирится, получит благодать, чаще всего уже не выздоравливает, а отправляется уже в вечную жизнь, подготовленным этой болезнью.

Но бывают и иные случаи. Вот, например, с этим расслабленным. Он потерпел свой крест раньше, потом выздоровел. Нам Евангелие не сообщает о том, какую роль он сыграл в проповеди Евангелия, была ли у него какая миссия, задача, или просто он жил благочестивым в дальнейшем, мы не знаем. Но ясно, что промысел Божий для него это устроил с наилучшей пользой ему и его окружающим. Потому что по-любому на кого-то из окружающих он действовал. И у нас очень много современных примеров несения своей Голгофы раньше. Вот даже известный старец отец Власий, который в Боровском монастыре. Он в свое время очень тяжело болел, три онкологических операции перенес, химию ему делали, лысел. Потом он поехал на Афон, и там почувствовал, что Господь простил ему его грехи. И начал он выздоравливать. И сейчас он, слава Богу, принимает людей с 4-х утра и до 9-ти часов вечера. Он несет такое невероятное служение ради ближних. И действительно, было ради чего выздоравливать.

Ну, а нам грешным, самолюбивым, эгоистичным, — слава Богу, хоть перед смертью вытерпеть свой крест с благодарностью, без ропота. И получить от Бога желанный венец: вечное Небесное Царствие, которого мы да сподобимся по милости Божьей, по молитвам Пресвятой Богородицы, нашего Оптинского старца Нектария, обретение мощей которого мы сегодня празднуем, и всех преподобных старцев, и всех святых. Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)