Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

За­висть про­ис­хо­дит от гор­дос­ти и, вмес­те, от не­ра­де­ния к ис­пол­не­нию долж­но­го. Ка­ин по­не­ра­дел при­нес­ти изб­ран­ную жерт­ву Бо­гу. А ког­да Бог за та­кое не­ра­де­ние през­рел его жерт­ву, а усерд­ную и изб­ран­ную жерт­ву Аве­ля при­нял, тог­да он, объ­я­тый за­вистью, ре­шил­ся убить и убил пра­вед­но­го Аве­ля. Все­го луч­ше ста­рать­ся ист­реб­лять за­висть в са­мом на­ча­ле сми­рен­ною мо­лит­вою и сми­рен­ною ис­по­ве­дию и бла­го­ра­зум­ным мол­ча­ни­ем.

преп. Амвросий

За­висть вна­ча­ле об­на­ру­жи­ва­ет­ся не­у­ме­ст­ною рев­нос­тию и со­пер­ни­че­ст­вом, а за­тем рве­ни­ем с до­са­дою и по­ри­ца­ни­ем то­го, ко­му за­ви­ду­ем.

преп. Амвросий

Что тер­за­ет за­ви­ст­ни­ка? Ближ­не­го бла­го­по­лу­чие или пред­поч­те­ние; хо­тя и сам он име­ет те же бла­га, а вре­ме­нем и пред­поч­те­ние, но ему до­сад­но, за­чем он име­ет то. А где лю­бовь и сми­ре­ние, там все из­ги­бы за­вис­ти по­жер­ты бы­ва­ют.

преп. Макарий

Неделя 7-я по Пятидесятнице Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья, сестры и отцы, в сегодняшнем евангельском отрывке мы слышим историю об исцелении двух слепых. Господь и Бог наш Иисус Христос, идя из Гефсимании, встретил двух слепцов, идущих за Ним и молящихся и просящих Его: Господи, помилуй нас, Иисусе, Сыне Давидов. Они просили исцеления, они просили дара прозрения. И Господь, видя, что имеется у них вера, имеется искреннее желание исцелиться, задает им соответствующий вопрос: веруете ли вы в то, что это возможно, что Я могу исцелить вас? Слепцы отвечают: веруем. И тогда Он говорит вот эту фразу: «По вере вашей да будет вам» (см. Мф. 9, 27-29).

Насколько наша с вами вера соответствует тому, чтобы Господь к нам пришел и так же, как этих слепцов, помиловал нас, исцелил наши болезни, наши недуги, нашу слепоту открыл, чтобы мы лицезрели Господа нашего Иисуса Христа в полноте, имели и развивали свою веру. И насколько вера наша зависит от нас. В Писании сказано, что «всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов, у негоже несть применение, или приложения стень», в котором нет ни духа перемены (Иак. 1, 17). Поэтому святые отцы рассматривают веру, во-первых, как дар Божий. И мы начатки дара этого с вами имеем, мы его получаем в крещении либо через веру наших родителей, по вере наших родителей, либо сами исповедуем Господа нашего Иисуса Христа, Его пришествие в мир, Его распятие. Исповедуем нашего Бога-Отца. И не случайно во время таинства крещения священник чаще всего спрашивает что? Символ веры чтобы знали взрослые люди. И мы с вами его знаем наизусть, исповедуем его от первого лица. Мы читаем «верую», а не «веруем» даже на службе, потому что каждый из нас должен исповедовать Христа.

И с одной стороны знаем его, но часто ли мы задумываемся о содержании «Символа веры», часто ли мы проговариваем внутри слова его осознано. Многие ли из нас читали православный Катехизис святителя Филарета Дроздова или другие какие-то толкования на него. Ведь это очень важно понимать, что мы верим не безрассудно. Одно дело верить, и мы веруем. На этом зиждется наше упование на Бога, на промысел Божий. Господь испытывает наши сердца. Вспомните великих праведников: Авраама, которому неоднократно Господь обещал рождение потомства до семи раз, и все медлил. Авраам ждал. И вот это долготерпение вменилось ему, вот эта вера в то, что Господь выполнит обещанное. И Господь еще раз испытал его, когда рожденного сына его Исаака повелел заклать. И он был готов на это, потому что вера его была велика. И был готов на заклание сам Исаак, потому что веровал в промысел Божий, и что Господь не может сделать ничего дурного.

Все, что ни делается Творцом нашим с нами, все во благо происходит. И все дурные поступки, дурные влияния они в конечном итоге все равно обращаются нам во благо. То, что мы по немощи нашей не можем знать полностью о том, для чего и как Господь творит. Веровал израильский народ, когда путешествовал по пустыне. Веровал в Бога. Господь подкреплял его с помощью множества чудес, потому что когда есть вера, Господь помогает. Он давал манну небесную, и народ питался. Он шел облаком и показывал путь им. Веровал Моисей, что Господь даст им землю обетованную. Но не все так могут веровать. Господь чтобы народ израильский смог уйти из Египта, посылал девять казней. И лишь только на последнюю казнь откликнулось сердце фараона. А до этого вроде бы шли какие-то стихийные бедствия – поражение мухами и другие. Но сердце фараона закрывалось, потому что он не имел веры в Бога сам. Он веровал в идолов. И вот это отсутствие, эта закостенелость сердца оно страшит и пугает.

Не дай Бог и нам с вами иметь что-то подобное. Поэтому надо развивать веру, веру от слышания слов Божьих, как сказано у апостола. Поэтому внимательным чтением Священного Писания мы можем открыть сердца свои для Бога, а также через перенесение всех каких-то напастей и скорбей, которые Господь посылает нам, мы все больше и больше даем возможность Господу проявляться в наших сердцах и подкреплять нашу веру какими-нибудь внешними обстоятельствами со стороны Господа. Многие из нас пришли чудесным образом в храм Божий когда-то, приняли крещение. Многие имеют примеры внутренние, а также внешние заботы о нас Господа Иисуса Христа. И вот эти примеры не следует нам забывать. Надо их постоянно освежать в памяти, чтобы вера наша не иссякала.

Да поможет Господь нам также веровать, как этим двум слепым, и пошлет исцеление нашей слепоты, нашей немощи, укрепит нашу веру. Поэтому будем молиться, призывать в молитвах: Господи, укрепи шу веру, расширь ее, дай нам познать Тебя, дай познать нам Твою святую волю.

Помоги Господи. С праздником.

Иеромонах Амвросий (Пархетов)