Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Бедственно безмерно печалиться и безвременно убивать себя, но всячески должны за все благодарить Господа, каковыми бы Он нас ни наказывал наказаниями на сем свете.

преп. Лев

Не в богатстве дело, а в нас самих. Человеку сколько ни давай, не удовлетворишь его.

преп. Амвросий

Напрасно думать, что богатство или изобилие, или, по крайней мере, достаточество было бы полезно или успокоительно. Богатые еще более тревожатся, нежели бедные и недостаточествующие. Бедность и недостаточество ближе и к смирению, и ко спасению, если только человек не будет малодушествовать, а с верою и упованием возложится на всеблагий Промысл Божий. Доселе питал нас Господь и вперед силен сотворить сие.

преп. Амвросий

Неделя 2-я по Пятидесятнице Всех святых, в земле Русской просиявших

Сегодня святая Церковь совершает память Всех святых в земле Российской просиявших.

Разным странам прилагаются разные наименования, характерные для того или иного народа. Но только два места на земле называют святыми: это Святая Земля, в которой воплотился и проповедовал Господь наш Иисус Христос и наша Святая Русь. Русь называлась Святой не потому что не было грехов, не было беззакония в её жизни, но потому, что самое важное, самое драгоценное, самое великое что было у нашего народа — это святость. Это идеал, это предел стремления русского духа...

И пусть нам не удается обустроить свое земное бытие так комфортно, как иным государствам, однако незыблемым остается наше главное целеполагание — стремление к святости.

«Россия есть подножие престола Господня», говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Русская история — не череда бессмысленных взлетов и падений, побед и разочарований — это пространство действия Промысла Божьего, где постоянно рождались и продолжают рождаться новые святые. В этом и заключается смысл понятия «Святая Русь».

Сегодня, когда мы вспоминаем всех святых, в Земле Российской просиявших, мы поражаемся многообразию их подвигов. Среди них — могущественные правители и рядовые монахи, просветители народов и основатели монастырей, церковные иерархи и неграмотные крестьяне, женщины-домохозяйки и младенцы-мученики.

Благоверный князь Александр Невский, с оружием в руках защищавший интересы родины, и преподобный Серафим Саровский, устранившийся от всех мирских забот ради служения Богу; юродивый Василий Блаженный и премудрый святитель Филарет Московский;; святая равноапостольная мудрейшая княгиня Ольга и незлобивые страстотерпцы Борис и Глеб… Этот список можно продолжать долго — вчера за чтением канона мы слышали эту божественную музыку русских имен, одно простое перечисление их имен занимает 25 страниц.

Христианство не учение, а жизнь в Духе Святом, Который есть Податель этой жизни. Он подает людям новое духовное рождение, наполняя Своею благодатью всего человека: и душу его, и ум, и тело. Поэтому Святая Церковь прославляет святых не за их учение, а за их духовную жизнь.

Духовная жизнь и есть настоящая жизнь. Все остальное — вещественно.

Что же такое жизнь? В Священном Писании это ясно объяснено на первой странице: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою.

То есть из земли сотворил Бог тело, а непосредственно из Себя вдохнул дух жизни. Так стал человек живой душой. Итак, человек хотя и вещественен, но вещество — с живым духом, непосредственно полученным от Творца.

Этим самым живым духом человек находится в связи с Самим Создателем и со всем Небесным духовным миром, находящимся около Создателя. Малый пламень, общий с вечным Божественным пламенем. И хотя телом мы ползаем по земле с насекомыми, этим пламенем мы связаны с Небом и вечностью.

Душа живая в теле, постоянно поддерживаемая и оживляемая живым Божественным Духом, и есть жизнь человеческая.

Говоря реально: духовная жизнь, есть непрестанный труд направленный на то, чтобы удостоиться получить этот Божественный Дух.

Стяжание, собирание по крупицам этой Божественной благодати — вот непреходящее, вечное предназначение человека, его миссия. В этом приятии, в этом стяжании Духа Божия и заключается смысл жизни христианина на земле. Кто принял в себя Святого Духа, кто стяжал Его Благодать, тот стал причастным вечной жизни, тайны Будущего века, тот освятился и стал новым творением, новым человеком.

Как же соединяется Благодать с человеком? По словам святых отцов, это происходит подобно тому, как огонь соединяется с железом или углем. Если железо или угль, сами по себе холодные и темные примут в себя естество огня, то они становятся совершенно другими — ярко светящимися и излучающими тепло. Подобно этому и сотворенная из праха человеческая природа, сама по себе непричастная Божественного бытия и вечной жизни, когда принимает в себя Благодать, то становится совершенно иной — богоподобной, святой и небесной. Все угодники Божии, которых мы почитаем, потому и являются, и именуются святыми, что приняли в себя изобильно Благодать Божию, освящающую всякого, к кому она приходит, и наделяющую человека вышеестественными дарами.

Земная жизнь и дана нам для того, чтобы получить эту преображающую силу, чтобы с помощью Св. Духа стать чадами Божиими. И Церковь Божия, Её богослужение, таинства, молитвы — является той средой, где мы можем научиться этому. Промысл Божий ведет нас к тому, чтобы человек задумался над собой, вырвался из омута обывательщины, вспомнил, что он предназначен для жизни в горнем мире, и стал заботиться о преображении своего сердца.

Как же нам приобретать Благодать Святого Духа? Ответ может быть только один: через жизнь по заповедям Христа. Об этом Он Сам говорит в Евангелии: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины…» То есть для того чтобы принять Духа Святого, нужно внимательно изучать заповеди Христа и исполнять их в своей жизни.

Неочищенная душа не может стать сосудом Благодати. Ведь не будет же никто вливать драгоценную какую-нибудь и чистейшую жидкость в разбитую грязную бочку.

Святость не человеческого происхождения. Это дар Божий человеку за его труд, за его отвержение зла, за его выбор. Если человек выбирает Бога в своей жизни, то Господь его Сам очищает, и Сам спасает, и наполняет его Божественной жизнью. И к этой полноте Божественной жизни, дорогие братья и сестры, мы все призваны. Если мы пойдем по стопам апостолов, которые начали этот путь, и всех русских святых, которые жили до нас то мы продолжим это дело, продолжим сияние славы Божией на нашей земле. А через нашу землю, через нас эта слава Божия, может быть, распространится и дальше. Аминь.

Иеромонах Гавриил (Рожнов)