Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Из­ве­ст­но нам, от Пи­са­ния Свя­то­го, что соз­да­ны мы не для то­го, чтоб толь­ко есть вкус­но, да жить при­ят­но, и гу­лять и ве­се­лить­ся без па­мя­ти. Мы соз­да­ны есь­мы на де­ла бла­гая, и сред­ством ко­их в крат­кой сей жиз­ни стя­жа­ва­ем веч­ную бла­жен­ную жизнь, к ко­то­рой все бла­го­да­тию Бо­жи­ею приз­ва­ны. Так здеш­ний век наш есть вре­мя неп­рес­тан­ных дел те­лес­ных и ду­шев­ных, а бу­ду­щий век при­я­тие по де­лам.

преп. Моисей

Еже­ли внут­рен­ний че­ло­век не по­у­ча­ет­ся в за­ко­не Бо­жи­ем и не пи­та­ет­ся и не ук­реп­ля­ет­ся чте­ни­ем и мо­лит­вою, то по­беж­да­ет­ся от внеш­не­го, и им­же по­беж­ден бу­дет, то­му и ра­бо­та­ет. От се­го ви­дят­ся де­ла угод­ные тем, но про­тив­ные Бо­гу, ка­ко­вые суть: гор­дость, среб­ро­лю­бие, чре­во­объ­я­де­ние, со­вер­ше­ние вся­ко­го ро­да по­хо­тей, празд­нос­ло­вие, сме­хи, гу­лянье, пи­ян­ство, зло­ба, лу­ка­в­ство, ложь, за­висть, лень и про­чие. Вот пло­ды се­я­ния в плоть, и по­се­му плоть и кровь Царствия Бо­жия нас­ле­ди­ти не мо­гут.

преп. Моисей

Ког­да ду­ша за­ко­ну Бо­жию по­у­ча­ет­ся, а те­ло бла­го­ра­зу­мию ду­ши по­кор­но, тог­да де­ла ви­дят­ся сии: лю­бовь к Бо­гу и ближ­не­му, мир со все­ми, кро­тость, прос­то­та, бла­го­ск­лон­ность, ми­ло­сер­дие ко всем, скром­ность, воз­дер­жа­ние, це­ло­муд­рие, нез­ло­бие и про­чие. И сии де­ла суть пло­ды Ду­ха Свя­та­го и на­зы­ва­ют­ся се­я­ни­ем в ду­шу.

преп. Моисей

Неделя мясопустная, о Страшном Суде  (за всенощным бдением) 

Дорогие о Господе отцы, братья, сестры, в нынешний день Святая Церковь установила воспоминания о Страшном грядущем, всеобщем Суде. Это для того, чтобы мы, живущие еще здесь на земле, не проводили дни своей жизни в суете и беззаконии, но заботились о том, что будет с нами, когда будет второе пришествие Господне — когда придет день Страшного Суда.

Для нас очень было бы полезно и важно вспомнить такое повествование Священного Писания. Если вы помните, как в Библии прямо на первом, на втором же или на третьем листе сказано: «Господь Бог сказал, как бы Адам не вкусил от древа жизни и не стал бы жить вечно» (Быт. 3, 22). Вон его из рая. Кажется, да вроде бы и жалко, ну почему, жил бы Адам вечно? Но, будучи изгнанным из рая, Адам стал смертным, а вместе с ним и все мы, потомки его, в Адаме, — слово Божие говорит, — умираем. И мы умираем.

А почему так сделал Господь? Странно кажется, а когда рассудим, то увидим здесь великую милость Божию. Вот, возьмем Святое Евангелие и что мы там читаем? Господь Христос Сам говорит: «Тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: Аз приидох, да живот имут и лишше имут» (Ин. 10, 10). Что это такое, что «лишше», то есть что больше жизни? И вот, часто бывает долгие годы человек никак не может найти ответа: Что такое жизнь и больше жизни? И вот, тут же, в Святом слове Божием нам возвещается устами святаго пророка Давида, который говорит: «Яко лучше милость Твоя, Господи, паче живот» (Пс. 62, 4).

Слышите? Если бы Адам имел жизнь, но не было бы милости... Ну, и бесы тоже имеют жизнь и трепещут даже верою, но милости не имеют. А нам в Адаме, и прямо скажем, в смерти Адама, дано восприять, получить и жизнь от Господа, и милость. Каким образом? А вот каким: Бог устроил так, что от Адама пошли потомки и этим потомкам Господь Бог давал слово Жизни, слово Истины. И все те, которые жили во дни своей этой земной жизни, слушали слово Божие и старались жить так, как заповедует Господь — по заповедям, они получали милость Господню все, все получали.

Вот, и ныне нам, в день Страшного Суда, когда каждый из нас понимает, даже, кажется, ребенка спрашивать не требуется. Спрашиваешь каждого человека: «А ты будешь умирать?» Что он ответит: «Да, конечно, — скажет, — буду». Да, все будем умирать, все! А вот что дальше после смерти? А после смерти будет то, что ты здесь заработал, будучи в теле живым. Слово Божие, Апостол говорит: «Каждый получит воздаяния за те дела, которые сотворил здесь на земле в теле своем».

Как, живя в теле — или благо или худо. И это все мы должны знать, знать, что даже за каждое праздное слово нам подлежит дать ответ Господу, а тем более, за худые дела.  Что говорит слово устами самого Христа: «Не обманывайте себя: ни блудники, ни воры, ни сквернители, ни пьяницы Царствия Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9–10).

А потому подобает устроить свою жизнь каждому по закону Божию. Нужно как можно усерднее запоминать каждое словечко Божие, складывать его в свое сердце. Господь говорит: «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Прит. 23, 26). Не говорит: «дай мне твои мозги». Это Ленин там о мозгах заботился и другие. А вот нам требуется сердце. Господь требует сердце от человека: «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Прит. 23, 26). «От избытка сердца, — Господь говорит, — уста глаголят» (Мф. 12, 34). Если в твоем сердце избыток худой, значит и уста твои произносят что-то худое; если в сердце твоем изыток добрый, то уста твои говорят что-то доброе.

Но, чтобы всем нам было благо и чтобы говорили мы благое друг другу во славу Божию и на пользу спасения ближнего, нам подобает запоминать слово Божие и полагать его в сердце своем, как некое сокровище драгоценное. Во-первых, драгоценное — это, которое, как хранишь это слово в сердце, оно не пропадает. Это и есть то сокровище, о котором Господь говорит: «Не собирайте себе сокровище на земле, где тля тлит и воры там, и сему подобное, разрушают, но собирайте себе сокровище, — где? — на небесах, где ни тля не тлит, ни воры, никто там не подкапывают, не крадут» (Мф. 6, 19–20)

Что это? Это слово Божие, это слово Христово, о котором Он сам засвидетельствовал, сказал: «Слова, которые Я вам говорю, это суть, дух и жизнь». (Ин. 6, 63). Слышите, если в сердце нашем слова Господни Божии складываются, значит мы живы, значит хотя бы в гроб положили, а мы живы.

Вспомните, житие в «Лествице», как повествовалось о послушнике Акакие, там был старец, а Акакий был очень послушным и, в конце концов, он скончался. Игумен пришел, старец жалуется, говорит:

— Вот, Акакий, послушник умер.

А игумент говорит:

— Нет, не может быть;

— Да умер!

— Нет, не может быть!

— Отче, умер, вон, пойдем в гробу посмотрим;

— Пойдем.

Приходят. Гроб лежит и Акакий мертв. И спрашивает игумент: «Акакий, ты умер?».  Вдруг он встает и говорит: «Отче, нет, послушники не умирают». Смотрите, какое нам назидание: послушание, почтение родителям своим и старшим — это чрезвычайно важно для нашего спасения.

Вот, дорогие о Господе братья и сестры, в этот день, когда Святая Церковь воспоминает грядущий день Страшного Суда, о котором сказано: «Никто же весть, в оньже Сын человеческий приидет» (Мф. 25, 13). Да, и еще: «Грядет час, в оньже все сущие во гробе услышат глас Сына Божия» (Ин. 5, 25). Слышите? Услышат! Как? Они уже в прах, в пепел превратились. Да, услышат — это сила и воля Божия, которой все подвластно. Да, услышат и восстанут. Те, которые жили на земле в плоти, делая добрые дела, восстанут живыми, а те, которые делали худые дела во плоти, восстанут мертвыми. Да, вот так. И сам Господь говорит: «Верующий в Сына уже не судится, а неверующий уже осужден, яко не веровал в Сына Божия» (Ин. 3, 8). А в чем же суть состоит? А в том, как объясняет сам Господь, «суть состоит в том, что свет пришел в мир, а люди больше возлюбили тьму, … потому что дела их были злы (Ин. 3, 19).

Вот, чтобы не было с нами вот такой беды, вот, мы сейчас живем и свет Божий светит, какой бы этот мир не был, какой бы он не был безобразный, какой бы он не был бы страшный, какой он был бы ... ну, и слова мы не найдем, а свет все равно светит Божий, и никакая тьма объять его не сможет. Кто в сердце своем слагает этот свет, то есть слова Божии, тот не судится, не будет судим.

Вот, в день этот, когда воспоминает нам Церковь о дне Страшного Суда, мы должны позаботиться. Конечно, можно было бы еще много, много говорить, но да поможет нам Христос Господь молитвами Пречистой Владычицы Богородицы, Ангелов Хранителей наших и всех святых угодников Божиих, жить так, как заповедовал нам Христос Господь, то есть жить так, как Он заповедует Своими святыми живоносными словами. Спаси всех вас Христос Господь.

 

Архимандрит Венедикт (Пеньков)