Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ле­ность есть не­ма­лый по­рок и по­ла­га­ет­ся в чис­ле смерт­ных гре­хов, то и на­доб­но се­бя ну­дить к ис­пол­не­нию на­ших обя­зан­нос­тей, про­сить Бо­га о по­мо­щи, не на­де­ять­ся на свою си­лу. Он, ви­дя та­ко­вое на­ше про­из­во­ле­ние, даст си­лу и кре­пость и по­мо­жет одо­леть расс­лаб­лен­ную ле­ность, но без на­ше­го тща­ния и про­из­во­ле­ния и Бог не по­мо­га­ет. В слу­чае же не­мо­щи и бес­си­лия да за­ме­ня­ет сии на­ши без­дей­ствия: бо­лезнь сер­деч­ная, со­жа­ле­ние и сми­ре­ние.

преп. Макарий

Ле­ность час­то на­па­да­ет на труж­да­ю­щих­ся в бла­го­чес­тии, а при оп­лош­нос­ти не­ред­ко ов­ла­де­ва­ет. Для прог­на­ния сей страс­ти от­цы свя­тые со­ве­ту­ют дер­жать­ся па­мя­ти смерт­ной, веч­ных мук и бла­же­н­ства пра­вед­ных, ру­ко­во­дясь при сем сми­ре­ни­ем, ко­то­рое, низ­во­дя на нас ми­лость Бо­жию, со­вер­шен­но сво­бож­да­ет от пле­на ле­нос­ти.

преп. Макарий

Бы­ва­ет в про­хож­де­нии мо­лит­вы сон, ле­ность, тос­ка и ох­лаж­де­ние ко все­му по нес­коль­ку дней и да­же не­де­лю. Очень мо­жет быть, что мы ок­ра­де­ны бы­ли пред этим соп­ро­тив­ни­ком тай­ным тщес­ла­ви­ем, гор­дос­тию, или осуж­де­ни­ем, или гне­вом, или чем дру­гим. Вот враг ду­шев­ный и на­си­лу­ет на­шу при­ро­ду, что­бы в празд­нос­ти и раз­ле­не­нии иж­ди­ва­ли дни свои вмес­то то­го, что­бы го­то­вить­ся к веч­нос­ти. А ес­ли и по­беж­да­ем­ся сво­ею не­мо­щию, не бу­дем уны­вать от се­го, но па­че сми­рять­ся и под­ви­зать­ся при по­мо­щи Бо­жи­ей. Си­ла Бо­жия в не­мо­щи со­вер­ша­ет­ся.

преп. Анатолий

Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры, «днесь благодать Святаго Духа нас собра» в святую, прославленную, намоленную Введенскую Оптину пустынь, в эти святые праздничные дни, в день памяти обретения мощей преподобного и богоносного отца нашего Амвросия, старца  Оптинского, старцев Льва, Макария, Илариона, Варсонофия и Анатолия Младшего.

Велия благодать и в этом святом храме, и в святой обители, потому что Оптинские старцы, как и много лет назад, молились за народ Божий, вразумляя, утешая, подкрепляя на жизненном пути многочисленных паломников — богомольцев, которые не только отовсюду стекались в эту святую обитель, но и мысленно, на расстоянии почитали Оптинских старцев и хранили их завет в своем любящем сердце. Как помогали Оптинские старцы раньше, так помогают нам и сегодня, в  XXI веке, идти спасительным путем благочестивой православной жизни.

Однажды, когда я был у отца Иоанна (Крестьянкина) и стал задавать ему вопросы о духовной жизни, о сложностях на путях спасения, он сказал: «Батенька, читайте, вникайте и запоминайте труды Оптинских старцев. В них вы найдете ответы на все ваши многосложные вопросы». И действительно, нам, и мирянам, и монахам XXI века, стоит в мыслях, в сердце, держать хотя бы основные советы и наставления великих Оптинских старцев.

Зачем люди приезжают в Оптину пустынь? Что они хотят здесь узнать? Самый главный вопрос, с которым приходили, приходят и будут приходить тысячи и десятки тысяч в Оптину пустынь и вообще в Церковь Божию: как жить и как спастись. То есть, как иметь жизнь с Богом, что и означает спасение.

Святитель Филарет, митрополит Московский однажды на проповеди спросил у мирян: «Знаете, что надо, чтобы Бог был с нами? Надо, чтобы мы были с Богом». Как спастись? Мы спасаемся, когда мы с Богом. А когда мы с Богом? Когда мы в правде, в истине, когда мы в братолюбии, в памятовании о Боге, когда мы помним о том, что мы все ходим под Богом. В Священном Писании говорится: ходил Енох пред Богом, и угодил Ему, и живым был взят на небо. Когда мы с вами в добротолюбии, в благочестии, тогда и Господь с нами.

Много раз звучали обращения и мольбы к старцу Амвросию: Батюшка, как спастись? И он отвечал: чтобы спастись в наше время, надо иметь терпения не воз, а целый обоз. В наше время надо быть или железным, или золотым. Железным — иметь большое терпение, золотым — иметь большое смирение… 

Вот так и мы будем помнить слова старца Амвросия, который говорил: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я».

В 37 лет он стал инвалидом и был в монастыре выведен за штат. А прожил до семидесяти девяти. Родился во время Отечественной войны 1812 года. А почил в 1891 году… Долголетие — от Бога. Не от таблеток, не от сбалансированного питания, климата, воды и прочее — от Бога.

И мы, если хотим долго жить, надо Богу молиться, исполнять Его святые заповеди, и вообще не думать о том — сколько жить. Потому что надо бояться не смерти, надо бояться пустой жизни.

Однажды премудрый философ Сократ сказал: истинная жизнь — жизнь не только для себя. Если ты живешь не только для себя, и люди хотят, чтоб ты жил, ты будешь жить…  Надо быть такими людьми, чтобы о нас молились и хотели, чтобы мы пожили подольше. Мы радость получаем, когда даем радость другим.

О старце Амвросии кто-то сказал: этот человек, на одре лежащий и еле дышащий, принес России пользы больше, чем все ее «бытоулучшители»,  революционеры, преобразователи. Крестьян освободили от крепостной зависимости, но кто нас избавит от зависимости греху — самой страшной зависимости? Избавляет путь духовной, христианской жизни.

А еще старец Амвросий говорил о том, чтобы мы с вами имели скромность, стараясь быть похожими в этом на нашего Господа. Особенно, обращаясь к сестрам,  говорил: «Сестра, не будь пестра, не будь востра, а будь смирна и будешь мирна. Сестра Мелитона, держись среднего тона, возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко, а ты, Мелитона, держись среднего тона...» Когда женщины жаловались  старцу Амвросию, осуждая своих мужей, детей, внуков, он отвечал: «Не то беды, когда во ржи лебеды, а вот то беды, когда не ржи, не лебеды...»

Поэтому с терпением будем нести свой жизненный крест, вне которого пути спасительного нет и не будет. Как старец Никон (Беляев), память которого мы совершали недавно, говорил: «В этом мире не было, нет и не будет покойного места. Единственное покойное место, которое мы можем найти, это наше сердце, очищенное покаянием и любящее Бога».

И дай Бог всем нам дорожить пребыванием здесь, дорожить молитвенной памятью о преподобных Оптинских старцах, тем, что и мы, любящие Оптину пустынь, являемся благочестивыми паломниками, помнящими их заветы.

Преподобный Варсонофий, чью память обретения мощей мы сегодня тоже празднуем, говорил: «Пребывание в Оптиной пустыни  есть величайшая милость Божия, которой еще надо сподобиться, живя соответственно заветам Оптинских старцев, в ней почивающих». А старец Амвросий советовал: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело выйдет верно, а иначе будет  скверно. Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».

…Всем нам надо быть друг для друга солнышками. Как был старец Амвросий для всех бесчисленных паломников этой святой обители. Запомним наставления одного богомудрого старца: смотри вперед с надеждой, назад — с благодарностью, вниз — с покаянием, наверх — с верой, а по сторонам с милующей любовью, — и  спасешься. Такая милующая любовь была у Оптинских старцев, а если ты будешь им подражать, то и ты спасешься, и будешь с Богом, в Троице славимым Отцом и Сыном и Святым Духом в ликующей, никогда не кончающейся вечности. Аминь!

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)