Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

По­мыс­лы сту­жа­ю­щие и бес­по­ко­я­щие име­ют мно­гое раз­ли­чие: при­лог, или при­ра­же­ние по­мыс­ла, не име­ет гре­ха, но есть ис­кус на­ше­го са­мов­лас­тия, к че­му оное прек­ло­ня­ет­ся – к ним ли, или к соп­ро­тив­ле­нию им, а ког­да бы­ва­ет сос­ло­же­ние и со­че­та­ние с оны­ми страсть­ми, счи­та­ет­ся гре­хом и под­ле­жит по­ка­я­нию. Не в си­лах бу­ду­чи са­ми про­ти­вить­ся оным, долж­но при­бе­гать к Бо­гу, по­вер­гать свою не­мощь и про­сить Его по­мо­щи, про­сить и Ма­терь Бо­жию о по­мо­щи на оные. Ког­да кто одо­ле­ва­ем бы­ва­ет по­мыс­ла­ми, то это знак, что пред­ва­ри­ла гор­дость, и по­то­му на­доб­но чрез оные бо­лее сми­рять­ся.

преп. Макарий

Что мрач­ные мыс­ли не­ред­ко бес­по­ко­ят вас, не сму­щай­тесь, ибо мрач­ные мыс­ли, как осен­ние об­ла­ка, од­ни за дру­ги­ми на­хо­дят и за­тем­ня­ют свет, но они и про­хо­дят, и не­бо ос­та­ет­ся чис­то и при­ят­но. Так и мыс­ли на­ши поб­ро­дят, поб­ро­дят по бе­ло­му све­ту, и ум уся­дет­ся на сво­ем мес­те, тог­да и ти­хо, и ве­се­ло бы­ва­ет на ду­ше. А уму на­ше­му от ски­та­ния се­мо и ова­мо мно­го спо­со­б­ству­ет крат­кая, но час­то пов­то­ря­е­мая мо­лит­ва Ии­су­со­ва, к ко­то­рой да­руй вам Гос­по­ди при­об­рес­ти на­вык, и тог­да яс­ные дни нас­та­нут для вас.

преп. Антоний

Ох­ра­нять свою ду­шу от по­мыс­лов – это труд­ное де­ло, зна­че­ние ко­то­ро­го да­же не­по­нят­но лю­дям мирс­ким. Не­ред­ко го­во­рят: за­чем ох­ра­нять ду­шу от по­мыс­лов? Ну, приш­ла мысль и уш­ла, че­го же бо­роть­ся с нею? Очень они оши­ба­ют­ся. Мысль не прос­то при­хо­дит и ухо­дит. Иная мысль мо­жет по­гу­бить ду­шу че­ло­ве­ка, иной по­мысл зас­тав­ля­ет че­ло­ве­ка вов­се по­вер­нуть на жиз­нен­ном пу­ти и пой­ти сов­сем в дру­гом нап­рав­ле­нии, чем он рань­ше шел. Свя­тые от­цы го­во­рят, что по­мыс­лы есть от Бо­га, по­мыс­лы от се­бя, т.е. от сво­е­го ес­те­ст­ва, и по­мыс­лы от бе­сов. Для то­го, что­бы раз­ли­чать, от­ку­да при­хо­дят по­мыс­лы, вну­ша­ют­ся ли они Бо­гом, или враж­деб­ной си­лой, или про­ис­хо­дят от ес­те­ст­ва, тре­бу­ет­ся ве­ли­кая муд­рость.

преп. Варсонофий

Слово на отпевании схимонаха Иринарха

Дорогие отцы, братья и сестры, вот сейчас перед нами тело усопшего собрата нашего схимонаха Иринарха. Естественно, взирая на это усопшее тело, возникают мысли, что рано или поздно сие со всяким из нас совершится. В Адаме все умирают, — слово Божие говорит, — во Христе все оживут. Однако каждому из нас подобает помнить, что всякий человек получит в день оный, в день Воскресения Господня воздаяние. Воздаяние то, которое он сделал, живя здесь на земле в теле за те дела, которые человек совершил в теле. Поэтому каждому из нас подобает жить очень внимательно.

Для нас жизнь усопшего схимонаха Иринарха во многом очень назидательна. Во-первых, должно отметить, что он, живя со своею супругой целомудренной жизнью, возрастил четырнадцать детей, которые живы до сего времени. Затем, спустя некоторое время, когда они уже поокрепли, он избрал путь монашеской жизни и прожил около двадцати лет в этой святой обители. И вот нынешний день, когда он почил, поистине мы имеем надежду, что Господь помилует его в день Своего второго страшного второго пришествия, в день сюда.

Верующий человек во Христа не умирает, а неверующий уже осужден — слово Божие говорит. Вот и сейчас, прощаясь с нашим собратом схимонахом Иринархом, каждый из нас должен проверить свое сердце, свой разум, а каков ответ каждый из нас воздаст в день оный, в день пришествия Господня, проверить свою жизнь. И естественно каждый из нас по немощи своей человеческой уразумеет и увидит, что у всех у нас есть какие-то грехи. Но Господь говорит, что не хочу смерти грешника, но еже обратитеся, и живу быти ему. Потому каждый из нас позаботится о покаянии. Самое главное для жизни вечной вот именно сейчас, пока мы ходим, стоим на ногах своих и можем делать что-то своим телом доброе, вот об этом позаботиться. А если что сделали худое, немедленно раскаяться и прийти на исповедь покаяться. Так учат нас святые отцы, так учит нас святая Церковь Божия устами Христа Господа Жизнедателя.

Вот прощаясь сейчас с усопшим собратом нашим схимонахом Иринархом, подобает нам и помолиться о упокоении души его и о себе самих, чтобы глядя на усопшее тело, наглядно, зримо, очень ощутимо для себя понять и усвоить, что несомненно для каждого из нас придет такой же час, когда и каждого из нас положат во гроб. Потому подобает внимательнейшим образом исследовать, изучать, исполнять слова Божии, которые запечатлены в божественном Откровении, стараться изучать, потому что без слова Божия, без слова истины спастись никому невозможно. Невозможно! Это нужно четко ясно ярко уразуметь умом сердца своего.

Князь мира сего, лжец и человекоубийца, ищет погибели и, прежде всего, ложью. Он лжец. И когда человек расслабляется, отвлекается от Бога, от слова истины, то впадает в ложь сатанинскую и в грех, и в смерть. И потому нет для нас другого выхода для спасения, как с великою любовью и благоговением исполнять словеса Господня. Усопший отец наш собрат схимонах Иринарх показал нам немалое — пример внимательной благоговей ной жизни. Постоянно насколько позволяло ему здравие, когда он мог двигаться, он постоянно ходил в храм Божий, причащался, исповедовался. Потому это должно быть для нас положительным добрым примером.

Да упокоит Христос Господь усопшего собрата нашего схимонаха Иринарха в месте светле, в месте злачне, в месте покойне со всеми святыми. Упокой, Господи, душу усопшего раба Божия собрата нашего схимонаха Иринарха.

Архимандрит Венедикт (Пеньков)