Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ко­ли­кие бы ни восс­та­ли вол­ны на ду­шу, всег­да при­бе­гай ко Хрис­ту. Спа­си­тель, Он при­дет на по­мощь и ук­ро­тит вол­ны. Ве­руй, что Гос­подь смот­ри­тель­но уст­ро­ил та­ко­вую жизнь к ис­це­ле­нию, не от­вер­гай ее и не ищи те­лес­но­го спо­кой­ствия и мни­мо­го ми­ру, преж­де по­до­ба­ет мно­го пот­ряс­ти­ся и по­тер­пе­ти: еже­ли бу­дешь иметь отк­ро­ве­ние, то оно мно­го об­лег­чит твою брань и бу­дешь боль­ше иметь спо­кой­ствия, не­же­ли са­ма со­бою.

преп. Лев

О сем мно­го не пре­да­вай се­бя сму­ще­нию и от­ча­я­нию, что внут­ри и вне про­тив­ные действия во­зоб­но­ви­лись: по­то­му они внут­ри ук­ры­ва­лись и та­и­лись. А как приш­ли не­ча­ян­но ви­ны к действию ярост­ной час­ти и огор­че­нию со рве­ни­ем, то си­ми ви­на­ми отк­ры­лись и воз­не­ис­то­ви­лись; но да при­бе­га­ем по Бо­зе к Еди­ной Предс­та­тель­ни­це и Пок­ро­ви­тель­ни­це, все­об­щей на­шей Зас­туп­ни­це, Прес­вя­тей Бо­го­ро­ди­це и Де­ве Ма­рии, и Та Сво­и­ми все­силь­ны­ми мо­лит­ва­ми и хо­да­тай­ством ув­ра­чу­ет на­ши все бо­лез­ни те­лес­ные и ду­шев­ные!

преп. Лев

Еже­ли толь­ко бу­де­те про­дол­жать над­ле­жа­щее пос­лу­ша­ние и по­ви­но­ве­ние, и все­воз­мож­но бу­де­те ста­рать­ся отк­ры­вать свои де­я­ния и все от мыс­лен­но­го вра­га-ди­а­во­ла по­мыс­лы, и пот­щи­те­ся во всем во­лю свою от­се­кать и ни в чем сво­е­му по­мыс­лу не ве­рить, и са­мом­не­ния и осуж­де­ния уда­ля­ти­ся, яко от смер­то­нос­но­го яда, и с со­дей­стви­ем по­мо­га­ю­щей бла­го­да­ти се­бе пот­щи­те­ся исп­ра­ви­ти, то дерз­но­вен­но ре­ку, яко вся­чес­ки Все­ми­лос­ти­вый Гос­подь не ток­мо от вре­да ув­ра­чу­ет, но и да­ру­ет да­ры — сми­ре­ния, раз­суж­де­ния!..

преп. Лев

Проповедь в Великую субботу Cтрастной седмицы на архиерейской Литургии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, сегодня суббота, Великая суббота Страстной седмицы, и от великого праздника Воскресения Христова нас отделяет буквально уже не дни, а часы. И здесь, между нами с вами, лежит в образе Святой Плащаницы Пречистое Тело Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Здесь лежит твой, мой, наш с вами Бог, лежит, исполнив то обетование, которое Он обещал – освободить нас от наших же грехов. Сегодня Святая Церковь воспоминает сошествие Господа Иисуса Христа во ад и изведение Им оттуда душ всех ветхозаветных праведников, которые имели веру в грядущего Мессию. Сегодня вместо Херувимской песни на Литургии звучат следующие слова: Да молчит всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным.

Дорогие братья и сестры, и в этот день, стоя у Плащаницы в преддверии Светлого Христова Воскресения, ничто не иное не приходит на ум, как говорить нам, тем не менее, о нашем покаянии и о милости, и о любви Божией, которой Бог совершил к нам. Другое ничто не приходит в сердце, потому что несоизмеримо то, что Он сделал для нас и, увы, то, что мы делаем для Него. И приведем слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина), он говорит: «Сегодня все человечество от Адама до последнего земнородного должно стоять пред Плащаницей, поникнув головами своими. Это их грехом смерть вошла в мир, их преступления сотворили Голгофскую казнь. Да, страшно сознавать себя преступником, невыносимо видеть в себе виновника смерти – убийцу. Но вот это – факт! Все мы без исключения причастны к этой смерти. Нашего ради спасения смертно почил Христос, Сын Человеческий. Крестной смертью Сына Божия попрана смерть, и милость Божия даруется людям».

Известный проповедник, священник протоиерей Андрей Ткачев, продолжая эту мысль, говорит: «Если каждый из нас спросит Отца Небесного: “Кто так согрешил, что понадобилась столь великая и страшная жертва? ” – ты услышишь на ухо слова Бога: “Ты”». «Каждый из нас согрешил. Вот мы убили нашего Господа. Мир, созданный Богом, но оскверненный нашим грехом, убил Его. Нашим, а не только их грехом. Не только иудеи, не только Пилат распяли Христа, но весь грешный мир – прошлый, настоящий и будущий – возненавидел и распял своего Бога, и все мы, увы, – соучастники богоубийства. Еще иудины сребреники в наших руках – это наша безбожная, самолюбивая, самонадеянная, самодовольная жизнь, на которую мы променяли жизнь духовную, и к которой мы призваны. Еще в устах наших скверна отречения, ибо вся наша жизнь – увы, непрестанное отречение от Христа. На словах – исповедание, а на деле – отречение, ибо непреложно слово Господне: Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдает, а мы, увы, не соблюдаем. Но самое страшное, что, стоя здесь пред Телом убитого Христа, мы не признаем своей вины и, являясь соучастниками Его убийства, мним себя причастниками Его страданий и ждем как должного совоскресения с Ним. Уподобившись Пилату неверием, Иуде – предательством, мы уподобляемся еще и фарисеям лицемерием. Будучи смертными, мы мним себя живыми и этим лишаем себя надежды на воскресение. Да не будет так».

«Ныне тишина великая настала на земле, великая на ней тишина и пустота. Тишина Великая, ибо Царь уснул. Земля убоялась и умолкла, ибо Бог во плоти уснул и пробудил спавших от века. Бог во плоти умер и потряс преисподнюю. Идет, дабы найти первого человека, как заблудшую овцу. Жаждет прийти к сидящим во тьме и тени смертной; исцелить от болезни узника Адама и узницу Еву идет Бог их и сын их. Пришел к ним Господь, держа победное оружие Креста. Увидев Его, Праотец Адам, исполненный изумления и бия себя в грудь, воскликнул ко всем: “Господь мой со всеми нами!” И ответил Христос Адаму: “И со духом твоим!”

И, подняв его рукою, сказал: Встань, спящий, и воскресни из мертвых, осветит тебя Христос. Я, Бог твой, ради тебя стал сыном твоим. Ради тебя и всех потомков твоих говорю ныне и властью Моею повелеваю всем узникам: выйдите; и погруженным во тьму: просветитесь; и спящим: восстаньте. Тебе говорю, Адам: пробудись, спящий! Ибо не сотворил Я тебя, чтобы тебе быть заключенным во аде. Восстань из мертвых, ибо Я – жизнь тех, кто был мертв. Восстань, дело рук Моих, восстань, сотворенный по образу Моему. Восстань, пойдем отсюда, ты во Мне и Я в тебе, единые и нераздельные. Ради тебя Я, Бог твой, соделался сыном, ради тебя Я – Господь – принял образ раба. Ради тебя Я, восседающий на небесах, пришел на землю и сошел во глубины ее. Ради тебя, человека, соделался человеком беспомощным, но свободным среди мертвых. Ради тебя, оставившего райский сад, Я был в саду предан Иудеям и в саду же распят. Воззри на Мое лицо, оплеванное ради тебя, дабы мог Я вернуть тебе дух, что некогда вдохнул в тебя. Взгляни: на лице Моем следы ударов, которые Я вынес, чтобы вернуть мой образ твоему обезображенному лицу. Посмотри на Мои плечи, подвергшиеся бичеванию, которое Я претерпел, чтобы снять бремя грехов, обременяющее твои плечи. Взгляни на руки Мои, жестоко пригвожденные ко Древу крестному ради тебя, протянувшему некогда руки свои ко древу зла.

Уснул Я на Кресте и копие сокрушило плоть Мою ради тебя, заснувшего в раю и произведшего из своего ребра Еву. Ребро Мое исцелило рану, сон мой вывел тебя из смертного сна, копие Мое сокрушило копие, направленное на тебя. Встань, пойдем отсюда. Сатана вывел тебя из райской земли, Я же веду тебя уже не в рай, но воссесть вместе на престоле небесном. Запрещено тебе подступать к дереву, бывшему образом жизни, ибо Сам Я, Который есть жизнь, ныне вместе с тобой. Был поставлен ангел, охраняющий тебя как слуга; ныне же будут воздавать тебе честь, принадлежащую Богу, все ангелы. Уже приготовлен престол небесный, готовы слуги, возведен брачный чертог, расставлены угощения, приготовлено жилище вечное, сокровищница благ отворена, и врата Царствия Небесного, приготовленного тебе от сотворения мира, отверсты».

Иоанн Златоуст в этот день напоминает нам. Мы спросим, а что для нас, живущих во временной жизни, Воскресение Христово? Он говорит: «Когда блудник делается целомудренным, корыстолюбец – милосердным, жестокий – кротким, то и в этом заключается воскресение, служащее началом будущего». В каком же смысле это воскресение? «Да, в таком – говорит Иоанн Златоуст, – что грех умерщвлен, а праведность воскресла, ветхая жизнь упразднилась, а началась новая, евангельская, благодатная жизнь, благодаря страданиям, крестной смерти, Воскресению Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

И, как всегда, заканчивая наше повествование, в этот день мы закончим словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, священноархимандрита нашей обители: «Крестная жертва Христа стала актом высочайшей любви Бога к Своему творению. Вот почему и все мы призваны жить, следуя данному нам новому нравственному закону: Да любите друг друга. Приверженность именно этой заповеди является одним из главных свидетельств нашей причастности к Церкви. По тому узнают все, что вы Мои ученики, – говорит Господь в Евангелии, – если будете иметь любовь между собою».

И в этот великий, страшный и благодатный день, в преддверии Светлого Христова Воскресения, братья и сестры, вознесем наши покаянные молитвы, очистим нашу совесть перед Богом, ибо все мы все согрешили и все достойные покаяния, но Бог пришел не погубить нас, а помиловать. И сделаем это для того, чтобы еще больше вкусить ту радость, которая дается Богом нам в Светлом Христовом Воскресении. Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Иеромонах Серафим (Панич)