Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что мрач­ные мыс­ли не­ред­ко бес­по­ко­ят вас, не сму­щай­тесь, ибо мрач­ные мыс­ли, как осен­ние об­ла­ка, од­ни за дру­ги­ми на­хо­дят и за­тем­ня­ют свет, но они и про­хо­дят, и не­бо ос­та­ет­ся чис­то и при­ят­но. Так и мыс­ли на­ши поб­ро­дят, поб­ро­дят по бе­ло­му све­ту, и ум уся­дет­ся на сво­ем мес­те, тог­да и ти­хо, и ве­се­ло бы­ва­ет на ду­ше. А уму на­ше­му от ски­та­ния се­мо и ова­мо мно­го спо­со­б­ству­ет крат­кая, но час­то пов­то­ря­е­мая мо­лит­ва Ии­су­со­ва, к ко­то­рой да­руй вам Гос­по­ди при­об­рес­ти на­вык, и тог­да яс­ные дни нас­та­нут для вас.

преп. Антоний

Ох­ра­нять свою ду­шу от по­мыс­лов – это труд­ное де­ло, зна­че­ние ко­то­ро­го да­же не­по­нят­но лю­дям мирс­ким. Не­ред­ко го­во­рят: за­чем ох­ра­нять ду­шу от по­мыс­лов? Ну, приш­ла мысль и уш­ла, че­го же бо­роть­ся с нею? Очень они оши­ба­ют­ся. Мысль не прос­то при­хо­дит и ухо­дит. Иная мысль мо­жет по­гу­бить ду­шу че­ло­ве­ка, иной по­мысл зас­тав­ля­ет че­ло­ве­ка вов­се по­вер­нуть на жиз­нен­ном пу­ти и пой­ти сов­сем в дру­гом нап­рав­ле­нии, чем он рань­ше шел. Свя­тые от­цы го­во­рят, что по­мыс­лы есть от Бо­га, по­мыс­лы от се­бя, т.е. от сво­е­го ес­те­ст­ва, и по­мыс­лы от бе­сов. Для то­го, что­бы раз­ли­чать, от­ку­да при­хо­дят по­мыс­лы, вну­ша­ют­ся ли они Бо­гом, или враж­деб­ной си­лой, или про­ис­хо­дят от ес­те­ст­ва, тре­бу­ет­ся ве­ли­кая муд­рость.

преп. Варсонофий

Сог­ла­сие с по­мыс­ла­ми гре­ха есть об­ще­ние с вра­гом, от­сю­да отс­туп­ле­ние от нас си­лы Бо­жи­ей и по­мо­щи.

преп. Никон

ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ СТАРЦА ОПТИНСКОГО Неделя 18-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшний воскресный день, дорогие отцы, братья и сестры, мы собрались в этом храме прославить великого угодника Божия преподобного Амвросия Оптинского старца. «Яко к целебному источнику притекаем к Тебе, Амвросие, отче наш» воспевает церковь. И поистине он как многоцелебный источник, источник, полный воды, воды живой и чистой, дающий прохладу и свежесть, утоляющий жажду, напаяет многих и многих людей.

«Притекаем к тебе, Амвросие, отче наш»

Каждый из нас, вчитываясь в страницы жития старца, имея молитвенный опыт обращения к нему, поражается глубиной и широтой сердца и души этого человека. Как не тесно вмещалось в этом сердце огромное количество людей, тысячи обращавшихся к нему тех, кто порой находил в старце уже последнюю надежду в своих и болезнях неисцельных, и в совершенно запутанных обстоятельствах жизни, и совершенно неразрешимых по человеческому взгляду и разумению обстоятельствах. И вот он, этот старец, так много утешавший в своей жизни, утешает и нас с вами.

Его сердце такое кроткое и нежное, с удивительным теплом способное принять в себя каждого и даже тех, кто совершенно этого не ожидал порой. Было очень много случаев, когда старец еще при жизни своей являлся многим людям в совершенно разных обстоятельствах и затруднительных положениях. Являлся с тем, чтобы помочь. То есть он не дожидался, когда кто-то придет к нему сам, но сила его любви к ближнему, его сострадание было так велико, что он по широте Духа Божия, которое он в обилие имел в своем сердце, распространял свою любовь даже на тех, кто был открыт ему как нуждающийся. И он шел навстречу своей молитвою, своим заступлением, вразумлением, своей помощью к этим людям, предваряя их просьбы, опережая их желания и решимость обратиться к нему. А порой обращался даже к тем, кто совсем его не знал и лишь едва слышал о нем. 

Нас поражает и удивляет святость человек. Какого величия может достичь человек во Христе Иисусе. Но видя результат жизни, подвига преподобного Амвросия, как нечто конечное уже, мы воспринимаем это как что-то особенное, чудесное. И таковым оно действительно и является. Но за этой щедрой и любящей душой, которая открывается нам в преподобном старце Амвросии, стоит многолетний подвиг, кропотливый монашеский труд, хранение себя, понуждение себя на всякое доброе дело, решимость служить Богу в любой мелочи. Невозможно собрать и исчислить этих каждодневных подвигов старца именно потому, что в каждом дне своей жизни, в обстоятельствах выбора старец выбирал то, что угодно Богу, то, что желает Господь и повелено Богом человеку в Евангелии. И вот это его решимость всецело служить Спасителю мира, неленостно исполняя Его заповеди, и произвела этот великий плод, которому поражаемся и наслаждаемся ныне мы с вами.

Но это его претрудное подвижничество есть пример и для нас с вами, чтобы мы с вами не просто наслаждались его дарованиями, но имели их как урок, как назидание, как своего рода путеводную звезду или как маяк для сбившегося с пути моряка, который носим волнами где-то вдалеке вдруг он видит этот свет. И ориентируясь на него, он может выплыть к спасительному берегу.

Однажды одна монахиня, придя к старцу Амвросию, небрежно каялась, перечисляя формально какие-то грехи, говоря, быть может, вот тем или этим грешна. И старец Амвросий дохновенно сказал: разве так каются? И став на колени в святом углу своей кельи, воздел руки к небу. И эта монахиня, пораженная ужасом, увидела, как отверзлось небо, небо духовное. Исчезла кровля, келия. И старец, озаренный светом благодатным свыше, вознесся от пола, молясь на воздухе. Она пришла в ужас от этого видения. И с содроганием сердца со страхом и трепетом наблюдала это. После чего старец, когда все закончилось, сказал ей: вот до чего может довести человека покаяние. И заповедал ей до смерти его не говорить никому, что она видела.

Покаяние есть состояние души человека. Покаяние есть не сухие лишь вздохи и скрупулезные, но мертвые перечисления. Покаяние есть осознание своего пленения в объятиях ада в цепких когтях духов злобы, свое жалкое положение, осознание его. И слезный плач ко Христу Спасителю, Который единый способен исторгнуть нас из этих цепких уз и объятий, Плач, как осознающего себя человека погибающим, пленника ада. И вот в этом плаче рождается святость, рождается пробуждение души, ее очищение, познание себя и в нем глубочайшее смирение, вменяющего себя ни во что, и одновременно глубочайшее сострадание ближним, как к тем, кто является такими же несчастными и страждущими людьми, которыми также пытается поругаться враг рода человеческого. Это покаяние явил нам преподобный Амвросий, даруя нам и показывая эту возможность стать на этот путь.

И пусть мы, чествуя этого старца, почитая его, прося его и, конечно же, получая помощь от него, стремились и сами ставать и идти этим путем покаяния, покаяния не ложного, истинного покаяния, спасительного, приводящего душу человека к Богу, Который есть средоточие нашей жизни, ее великий смысл, и единственное, что может дать человеку возможность жизни вечной. К чему да устремимся мы молитвами преподобного отца нашего Амвросия Оптинского старца. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)