Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

А что том­но бы­ва­ет, то расс­мот­ри со­весть: нет ли ка­ко­го не­рас­ка­ян­но­го греш­ка?

преп. Анатолий

Будь­те му­же­ст­вен­ны и твер­ды ду­хом в ве­ре и упо­ва­нии на щед­ро­ты ми­лос­ти­во­го Гос­по­да, что Он и про­тив­ны­ми нам мня­щи­ми слу­ча­я­ми со­де­лы­ва­ет на­ше спа­се­ние. Поз­най­те свою не­мощь и не­дос­та­то­че­ст­во к по­кор­нос­ти во­ле Бо­жи­ей и к ис­пол­не­нию свя­тых Его за­по­ве­дей, от ка­ко­во­го поз­на­ния при­об­ря­ще­те се­бе сми­ре­ние и уви­ди­те по­мощь Бо­жию.

преп. Лев

Труж­да­ю­щим­ся и об­ре­ме­нен­ным по­кой у Гос­по­да го­тов. И не сто­ят то­го все на­ши тру­ды, что ждет труж­да­ю­щих­ся в крат­ков­ре­мен­ной жиз­ни к воз­наг­раж­де­нию веч­но­му. Под­ви­зай­ся, бра­те, доб­рым под­ви­гом со упо­ва­ни­ем на Гос­по­да Бо­га.

преп. Моисей

 

Что же нам делать? Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Жизнь без Бога — это путеводитель по смерти. Ты вроде бы делаешь что-то: наслаждаешься, куда-то торопишься, строишь какие-то планы, наряжаешь себя какими-то новыми идеями. Но на все это, как тень, наброшена порфира смерти.

Безобразие — это не просто что-то некрасивое внешне или хулиганская выходка, аморальный поступок. Безобразие — это когда человек не хочет раскрыть и осуществить в себе полноту собственного образа. Безобразие — это замыкание на себе самом, «заземленность», когда человека совершенно не интересуют метафизические вопросы — Бог, Вечность, жизнь, смерть, бессмертие, страдание, совесть, боль, любовь... Современный человек — это беглец от Бога, беглец от Вечности, беглец от самого себя.

...Один человек побывал в Европе, когда там праздновалось Рождество. Он рассказывал, что там было всё — реклама, ёлки, гирлянды, распродажа, смех, иллюминация, веселье. Но ему показалось, что среди всей этой броской мишуры не было только одного — не было Христа. Почти все забыли, чье Рождество они так весело и непринужденно отмечают.

Бога нельзя постичь. Его нельзя увидеть, познать... Его можно только встретить. Поэтому начало христианской веры — это встреча Христа и узнавание в Нем Бога. И где произойдет она, эта встреча Христа для каждого из нас: вблизи Вифлеемской пещеры, или в хрустальных струях Иордана, или на стенающей Голгофе, или внутри Божественной кувуклии — мы не знаем. Но для того, чтобы эта встреча произошла, мы должны смириться, как празднуемый ныне Креститель Господень Иоанн, который считал себя «недостойным, наклонившись развязать ремень обуви Его», который слезяще восклицал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»

Для Предтечи местечко Вифавар и его собственное сердце стали той точкой, в которой произошла встреча Христа и узнавание в Нем Бога. «Я не узнал Его, — смиренно свидетельствовал «друг Жениха», — но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым!» И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».

И когда Иоанн Предтеча призывал людей сотворить плоды, достойные покаяния, когда предупреждал, что «уже и секира при корне древ лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь», то собравшийся народ с испугом, трепетом, сокрушением спрашивал: «Что же нам делать?» «Он сказал им в ответ: У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай тоже. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием».

Сегодня каждый из нас тоже спрашивает: что же нам делать? Как спастись в океане современной жизни, в этом «зазеркалье» трансгуманизма, в мире, где навязывается религия человекобожия, где сама жизнь становится путеводителем по смерти? Как остаться живым в мире, символом которого является «почивай, яждь, пий, веселися»?

«Взыщи разума, а не золота, — говорит прп. Исаак Сирин. — Облекись в смирение, а не в виссон; стяжи мир, а не царство». Несмотря на то, что в супериндустриальном обществе человечество превращает боготканный мир в гигантскую помойку, несмотря на то, что человек своими страшными грехами засоряет космос, оскверняет самого себя, коверкает в себе образ Божий, несмотря на все это мир, созданный Творцом все равно остается прекрасным! А человек — удивительным, таинственным, хрупким, царственным Божиим созданием! И человек, хочет он этого или не хочет, несет ответственность за этот печальный, трагический, но очень красивый, чуткий и ранимый мир! И эта ответственность, эта любовь ко всему созданию Божию должна вернуть нас к детскому видению, к чистому, светлому, невинному, неиспорченному, радостному, творческому взгляду на мир и на нашего ближнего.

Мир — это не прогноз погоды, не сводка новостей, не тайные конфигурации мировой политики и не «темница, выстроенная из снов», как говорит прп. Иустин Сербский. Мир — это отпечаток Божественной Любви, это вдохновенная симфония, автор которой Сам Господь. Поэтому в чине освящения великой агиасмы и возвещается: «Ты, от четырех стихий тварь сочинивый».

И человек, который находится с нами рядом, тот, которого послал Господь сегодня на нашем пути, — это не соперник, не враг, не конкурент... Ближний — это «как бы бог после Бога», как говорит прп. Исаак Сирин. Ближний — это пространство любви, а не объект интервенции. Старец Софроний говорит, что «мы должны научиться чувствовать всё человечество как одну семью... И ощущать трагическое разделение человечества как нашу собственную трагедию»...

«Величайший из рожденных женами», святый Предтеча Иоанн пришел, чтобы исполнить всякую правду. Это путь каждого христианина. Самая главная Правда — это встреча человека с Богом! Человек и задуман Господом так, чтобы эта встреча могла произойти! Бытие человека без Бога — это путеводитель по смерти. Нам же нужна жизнь!

«Что же нам делать?» — снова и снова вопрошают наши беспокойные сердца.

«Воду жизни почерпните и верою утвердитеся!»

Игумен Тихон (Борисов)