Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Пос­ле все­нощ­ной к те­бе при­дут в келью, то ты встань, заж­ги свеч­ку и ска­жи: „Ну-ка, сест­ра Вар­ва­ра, про­чи­тай-ка ве­чер­ние мо­лит­вы",– и по оче­ре­ди. Этим оту­чишь хо­дить в келью.

преп. Амвросий

Не­о­пус­ти­тель­но чи­тай­те ут­рен­ние и ве­чер­ние мо­лит­вы по мо­лит­вен­ни­ку, со вни­ма­ни­ем вни­кая в смысл каж­до­го сло­ва и уг­луб­ля­ясь в не­го. Че­точ­ки упот­реб­ляй­те в церк­ви, а ког­да и до­ма... Чи­тай­те каж­дод­нев­но по гла­ве из Еван­ге­лия и Апос­тольс­ких пос­ла­ний и де­я­ний. Ес­ли же за­хо­чет­ся поб­ли­же бе­се­ды с Гос­по­дом, проч­ти­те ка­физ­му или ака­фист Слад­чай­ше­му Ии­су­су, Бо­го­ма­те­ри.

преп. Анатолий

Ес­ли бу­дет вре­мя на ке­лей­ное пра­ви­ло, исп­рав­ляй в сво­ей ме­ре, так же и в раз­суж­де­нии книж­но­го чте­ния и пи­са­ния. Ког­да же дру­гое за­ня­тие не поз­во­лит тем мно­го за­нять­ся, ос­тав­ляй ра­ди пос­лу­ша­ния спо­кой­но. Тру­дись по си­лам, а не слиш­ком, чтоб от чрез­ме­рия не уны­вать. В сло­вах имей ос­то­рож­ность и брать­ев ос­те­ре­гай. Ка­кие слу­чат­ся уте­ше­ния, по бла­гос­лов­ле­нию стар­ца, упот­реб­ляй­те во сла­ву Бо­жию. Про­тив­нос­ти и не­дос­тат­ки тер­пи­те Бо­га ра­ди.

преп. Моисей

«и теми уловлей вселенную...»

Неделя 8-я по Пасхе.  День Святой Троицы. Пятидесятница

«Трие суть свидетельствующие на Небеси, Отец, Слово и Святый Дух: и сии три едино суть» (1 Ин. 5, 7).

Сегодня мы украсили наши храмы цветами и березовыми ветками, и они стали похожи на вечно цветущий рай. Сегодня Царь Небесный украсил Свою Церковь любовью, благодатию, миром, тихим веянием Святаго Духа, и она стала похожей на Невесту, ожидающую Своего Жениха — Христа! Сегодня — день рождения Церкви!

 

Как и тогда в Иерусалиме в день праздника Пятидесятницы, когда апостолы «были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго...», так и сегодня мы, христиане 21 века, в день, называемый нами днем Святой Троицы, приобщаемся той же божественной, таинственной сокровенной реальности — Благодати Святаго Духа, творческой, вдохновенной, никогда не прекращающейся любви Святой, Единосущной, Нераздельной и Животворящей Троицы!

Праздник Пятидесятницы — это праздник Пресвятой Троицы, потому что с сошествием Святого Духа нам открывается главнейшая Истина, что Бог Троичен! «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4, 16). Но не только потому, что Он любит Свое творение — мир и человечество... Бог есть Любовь Сам в Себе, потому что бытие Единого Бога — это со-бытие Божественных Ипостасей, Отца, Сына и Духа Святого, пребывающих между собой в «вечном движении любви», по словам пр. Максима Исповедника. Троица есть Троица Любви и Бог есть единство Трех, бесконечно любящих друг друга Лиц.

«О, как совершенная любовь всегда готова к совершенному послушанию! — восклицает святитель Николай Сербский, — Любовь постоянно бдит в желании и готовности послушаться своего возлюбленного. А из совершенного послушания проистекает, словно поток меда и млека, совершенная радость, которая и составляет притягательную силу любви! Отец имеет совершенную любовь к Сыну и Духу. Сын имеет совершенную любовь ко Отцу и Духу. И Дух имеет совершенную любовь ко Отцу и Сыну. По этой совершенной любви Отец есть ревностный послушник Сына и Духа, и Сын есть самый ревностный послушник Отца и Духа, и Дух есть самый ревностный послушник Отца и Сына! Как никакая любовь в сотворенном мире не может сравниться со взаимною любовью Божественных Ипостасей, так и никакое послушание не может сравниться с Их взаимным послушанием!»

Господь говорил: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15, 26). И вот в пятидесятый день по воскресении Христовом в виде огненных языков, в шуме стремительного ветра благодати, Утешитель за послушание Сыну, нисходит в сердца удивленных и восторженных учеников Господа!

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7, 38 — 39). Дух Святый соделал простых неграмотных галилейских рыбаков в богословов и апостолов, которые оставили без сожаления свои ветхие вещественные дырявые сети и сетями Евангельской проповеди «уловили всю вселенную»...

Так и сегодня, во времена бешеных скоростей и супертехнологий, в нашем апостасийном бездушном мире, сотканном из цинизма, безразличия, равнодушия, скуки, Святый Дух превращает каменные, земные, пустые, мертвые человеческие сердца в плотяные, радостные, живые, исполненные благодати и любви! Целью вочеловечевания Слова Божия является принятие людьми Святого Духа и их становление членами Тела Христова, и через это — жилищами Троичного Бога!

Человек грандиозен, благороден, глубок, удивительно красив, исполнен самых прекрасных достоинств, если он с Богом и в Боге, если он жаждет этих огненных языков благодати, если он открывает свое сердце для могучего ветра Святаго Духа, могущего разметать все темное, мелкое, страстное, притаившееся где-то внутри.

И, напротив, человек — страшен, низок, ужасен, мрачен и пуст, исполнен всяческих гадостей, самого разрушительного безобразия, если он отвергает Бога, и на Его место ставит самого себя, утверждая религию человекобожия.

И дискус сегодня ведется и состоит скорее не в том — сотворен ли человек Богом или это продукт саморазвития обезьяны, а в том — не превратится ли человек обратно в обезьяну, из-за того, что он так решительно и безжалостно топчет в себе образ Божий!

Но как замечательно сказал один человек — у каждого человека, у каждого из нас есть внутри святой угол. И каждый из нас должен чаще и чаще задумываться — как же нам суметь время, отпущенное Богом, прожить истинно? Как наше общение с Богом и ближними соделать настоящим, глубоким, искренним? Не «идентичным натуральному», но именно истинным и полным любви!

Преподобный Никодим Святогорец говорит, что есть три вида опьянения: первое — опьянение от вещественного вина; второе — опьянение страстями; и, наконец, третий вид опьянения — это опьянение, вызываемое Святым Духом. Это опьянение почувствовали апостолы в день Пятидесятницы, приняв Духа Святого. Святые отцы называют это еще радованием сердца. Радование сердца — это «нищета духа», ощущение близости Бога, предание себя в Его руки. Это сознание, что Господь не оставляет нас ни на секунду Своей Любовью!

Жизнь каждого из нас очень часто поставляет как бы «на край»: на край жизни и смерти, настоящего и поддельного, на край ненависти и любви, лжи и истины... Жизнь — это канат, натянутый над пропастью, между мгновением и Вечностью. Надо, как канатоходец, быть очень бдительным, осторожным, стараться не потерять равновесие. Пропасть прямо под каждым из нас, но она не страшна и не способна испугать, если сердце горит надеждой и благодарением!

Однажды блаженный Августин прогуливался по берегу моря и размышлял о Тайне Святой Троицы. Вдруг он увидел мальчика, носящего в ладошках воду из моря в лунку на берегу. «Что ты делаешь, мальчик?» «Я хочу всё море перенести в эту лунку!» «Но это же невозможно!» «Проще перенести всё море в эту ямку, чем познать Тайну Святой Троицы», — ответил мальчик-ангел и исчез...

Тайну Святой Троицы познать невозможно. Можно только смиренно склонять колена сердца и ждать этого пронзительного, свежего, таинственного, вдохновенного ветра Пятидесятницы!

Сегодня все верующие сердца: парфяне и мидяне, и еламиты, и жители Месопотамии, Понта и Ассии, Греции, Сербии и России празднуют день Рождения Церкви! Сегодня все православные храмы украшены цветами и березовыми ветками и стали похожими на вечноцветущий рай!

Сегодня «Трие суть свидетельствующие на Небеси, Отец, Слово и Святый Дух: и сии три едино суть».