Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что жи­вешь пло­хо, не уны­вай, а сми­ряй­ся, и Гос­подь приз­рит на сми­ре­ние твое па­че под­ви­гов ве­ли­ких, но не сми­рен­ных.

преп. Анатолий

Без сми­ре­ния нель­зя спас­тись. Ка­кое бы зда­ние доб­ро­де­те­ли вы не воз­ве­ли, оно рух­нет без сми­ре­ния.

преп. Никон

Ос­тавь об­ман­чи­вую мысль, что ты в от­да­лен­ном мес­те бу­дешь сми­рять­ся и бу­дешь пе­ре­но­сить вся­кое поп­ра­ние и уни­чи­же­ние, а луч­ше сми­рись в нас­то­я­щее вре­мя и в нас­то­я­щем мес­те, где жи­вем, и счи­тай се­бя мыс­лен­но под но­га­ми всех, т.е. счи­тай се­бя дос­той­ною вся­ко­го поп­ра­ния, и уни­чи­же­ния, и до­саж­де­ния.

преп. Амвросий

Страстная седмица. Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшнее Евангелие, если учитывать то событие, которое мы с вами сегодня молитвенно воспоминаем, то есть Тайную вечерю, сегодняшнее Евангелие должно было быть, казалось бы, значительно короче, то есть оно должно было завершиться описанием Тайной вечери. А тем не менее читалось значительно дальше, освещались события дальнейших страданий Христовых. Святая Церковь установила таковое чтение с тем смыслом, чтобы мы глубоко осознали, что вот этот величайший дар в этой жизни, какой только нам может быть дан, величайший дар – это приобщиться Тела и Крови нашего Спасителя, приобщиться Бога фактически.

Вот этот Дар – он нам был дан не так просто, а путем страшнейших страданий Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, страданий не только физических, но страданий и душевных, потому что человеческой душе Иисуса Христа было неимоверно тяжело добровольно по послушанию идти на эти ужасные страдания. И Он говорил такие слова: Душа Моя прискорбна до смерти. Мы с вами знаем, что такое скорби, но у нас скорбей таких никогда не было – до смерти. Мы даже представить себе не можем, что это за скорбь. И Господь, когда молился о миновании этой страшной чаши, у Него текла вместо пота кровь, то есть это свидетельство о том, что от напряженнейшей молитвы, от крайнего нервного напряжения, лопались сосуды в теле и текла кровь. И вот этот Святой Дар, которым мы с вами сегодня тоже будем приобщены, – он дан нам такой ценой. Мы это с вами должны очень глубоко осознать и быть благодарными Господу до такой степени, чтобы отдать за Него даже саму жизнь.

Описание Крестных страданий Спасителя в сегодняшнем Евангельском чтении было произведено еще и потому, чтобы нам яснее было, что путь на небо – это не только путь церковной жизни, не только путь посещения вот этих прекрасных наших богослужений, в которых мы в значительной степени духовно утешаемся и даже услаждаемся, это не только благочестивое поведение, чтение положенных молитв, даже это не только подача милостыни и уход за больными – не только это, это еще и путь страданий, которым мы тоже вслед за нашим Спасителем должны пройти. И необходимость вот этого пути страдания Господь не только Своим примером показал, но Он как бы этим примером объяснил суть этой необходимости, потому что на небе нас ждет неизреченное блаженство, оно здесь-то уже в какой-то степени начинается.

Но суть этого блаженства в том, что Бог вселяется в человека, что мы соединяемся с Богом существенно. Вот как в 17-й главе Евангелия от Иоанна говорит Спаситель в молитве, чтобы мы были едины как Лица Святой Троицы между собой – вот такое соединение. Но соединение это – по любви. Соединиться с каждым человеком можно было бы и насильственно, и в мире вполне всесильный Бог мог устранить всякое зло. Все бы ходили, как говорится, «на вытяжку». Но если это без любви – в этом нет никакого смысла, потому без любви нет и блаженства, поэтому соединение с Богом у нас должно произойти по любви, а для приобретения любви надо приложить усилия и отвергнуться любви к себе, потому что нельзя любить двух – либо любим себя со всеми нашими страстями и привязанностями, либо любим Бога.

И для преодоления любви себя – нужно что? Во-первых, наша решимость стать на этот путь, вот этот крестный путь, отвергнувшись себе. Во-вторых, нужен всепремудрый, всеустрояющий промысел Божий, который нас по этому пути буквально за ручку поведет. И нужна всевспомоществующая благодать Святаго Духа для соответствующего вразумления и укрепления. Но начинается все с того момента, когда человек говорит: «Господи, я скверный, мерзкий, я погибаю, спасай меня Сам, я согласен все потерпеть, что Ты мне пошлешь, только спаси, только чтобы быть с Тобой». И вот когда человек скажет от всего сердца эти слова, Бог начинает его ставить на этот крестный путь. А до этого – это, так, пока подготовительная жизнь, в процессе которой мы еще не становимся годящимися для будущей жизни, так, «ни туда, ни сюда». И очень важно нам не страшиться этого пути, не страшиться страданий, а, наоборот, благодарить Господа за все, что Он пошлет и просить Его нас не оставлять.

Очень не хочется в эти дни говорить много. Вообще, в песнопениях Великой субботы мы услышим вот такие слова: да молчит всякая плоть человечья. Это касается в особенности Великой субботы, Великого пятка, но касается также и всей вот этой Святой седмицы. Поэтому не хочу сейчас быть особо многословным, но хочу еще вот что сказать: нам надо быть вдумчивыми. Вот, например, сегодня вечером будут читаться Евангелия о страдании Христовом, служба закончится, мы уйдем по своим делам, кушать, спать… А Спаситель останется висеть на Кресте. Благочестивые люди раньше имели обычай не уходить до самого погребения, стоять у креста, сейчас у нас на это нет сил. И вот что из этого всего хочется сказать, что: «Господи, буде милостив к нам вот таким вот ленивым, малодушным, нерадивым, во всем грешным, спаси нас по Твоей милости, потому что сами мы, ну, действительно, в наше время ничего не можем, такие мы слабые, разбалованные, ленивые. Прости нас, Господи, и спаси имиже веси судьбами». Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)