Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что луч­ше – ред­ко или час­то при­об­щать­ся Свя­тых Хрис­то­вых Та­ин, ска­зать труд­но. Зак­хей с ра­достью при­нял в свой дом до­ро­го­го Гос­тя, Гос­по­да, и хо­ро­шо пос­ту­пил. А сот­ник, по сми­ре­нию, со­з­на­вая свое не­дос­то­и­н­ство, не ре­шил­ся при­нять и то­же хо­ро­шо пос­ту­пил. Пос­туп­ки их хо­тя и про­ти­во­по­лож­ные, но по по­буж­де­нию – оди­на­ко­вые. И яви­лись они пред Гос­по­дом рав­но дос­той­ны­ми. Суть в том, что­бы дос­той­но при­го­тов­лять се­бя к ве­ли­ко­му Та­ин­ству.

преп. Никон

Де­ло на­ше­го спа­се­ния за­ви­сит и от на­ше­го про­из­во­ле­ния, и от Бо­жи­ей по­мо­щи и со­дей­ствия. Но пос­лед­нее не пос­ле­ду­ет, ес­ли не пред­ва­рит пер­вое.

преп. Амвросий

Ве­ра не в том толь­ко сос­то­ит, что­бы ве­ро­вать, что есть Бог, но и во всеп­ре­муд­рый Его Про­мысл, уп­рав­ля­ю­щий тва­ря­ми Сво­и­ми и все на поль­зу ус­т­ро­я­ю­щий; вре­ме­на и ле­та по­ло­же­ны суть в Его влас­ти (Де­ян. 1, 7), и каж­до­му из нас пре­дел жиз­ни оп­ре­де­лил преж­де бы­тия на­ше­го, и что без во­ли Его ни пти­ца не па­дет, ни влас гла­вы на­шей не по­гиб­нет! (Мф. 10, 29; Лк. 21, 18).

преп. Макарий

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, в день празднования великого торжества Введения во храм Пресвятой Богородицы возблагодарим Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и Его Матерь Божию Пречистую. Ради Ее чистоты, благодати и кротости Господь призрел на род человеческий. И благодаря именно Царице Небесной, избранной от всего рода человеческого, мы получили надежду на очищение, оправдание и спасение.

С первых творческих дней, как нам свидетельствует об этом священная Книга Бытия, видно промыслом Божьим как Господь все устроил. В течение всего исторического пути древнего Израиля, начиная от райского сада и до Рождества Христова, мы видим везде повсеместно знамения, которые свидетельствуют о величии и славе Матери Божьей Пречистой. Посмотрите, в 6 Божьих дней Господь создал весь мир. Весь земной шар был насажден различными по красоте садами и лесами. Но посмотрите, отдельно от всего мира на востоке создается Эдемский рай, то есть совершенно отдельный сад, где Господь Себя являл первым людям Своей благодатью. Это уже изначально с израильского сада дано было нам знамение, что Господь Себе в Свое время устроит таинственный сад, совершенное благодатное чудо, которое во все века будет прославляться – это Матерь Божия Пречистая.

После грехопадения Господь, видя нераскаянность наших прародителей, также дал обетование. Невзирая на то, что люди утвердились во зле, пошли дорогой сатаны, видя это заблуждение, Господь крайне снизошел к человеческому роду и даровал нам следующее знамение, что сказал: Семя Девы сотрет голову змия (см. Быт. 3, 15; Ис. 7, 14). Видите, какое чудо. В первые дни существования человеческого рода уже дана изначально слава Божьей Матери Божьей Пречистой. Семя Девы, не мужчины, а семя Девы. Семя кто? Христос. Дева – это Богородица. В ветхозаветные времена также в Книге Бытия повествуется о чудесном сне святого Патриарха Иакова, когда он, устав от пути, решил отдохнуть и уснул (Быт. 28, 11). И во время сна он увидел чудесную лестницу, которая достигала своей вершиной небес (ст. 12). И на верху этой лестницы стоял Сам Господь, и обратившись к Иакову, сказал, что это место Божие. И когда проснулся, святой Патриарх Иаков был настолько поражен этому явлению, что назвал это место домом Божьим. И посмотрите, эта лестница по толкованию всех святых отцов прообраз Матери Божьей. Потому что Она дала Своей плотью возможность войти в этот мир Богу и Сама стала той лестницей, которая помогает всем нам через покаяние и православную веру войти в небесные чертоги Небесного Отца.

В послепотопное время посмотрите, когда святой Патриарх Ной выпустил голубицу, она дважды вернулась в ковчег. Но во второй раз она принесла масличный лист. Это всеми отцами святыми толкуется, что и в древние времена оливковое дерево являлось символом примирения. И то, что голубица принесла лист оливкового дерева, это тоже прообразовало Пресвятую Богородицу (Быт. 8, 11). Через Нее Господь примирил Собой весь род человеческий. И Она дала мир и покой всякому человеку, который обращается к Богу и к Ней за помощью. С момента призвания древнего Израиля, когда Господь повелел Моисею устроить скинию Божию, то есть храм Божий, посмотрите, Святая Святых полностью посвящена Богородице (см. Исх. 25, 10-11). Это вся святоотеческая мысль подтверждает общим мнением, что Святая Святых: внутренняя завеса, ковчег завета, скрижали, стамна, наполненная манной – это все прообразовало Матерь Божию Пречистую. В том числе стол хлебов предложений в честь двенадцати колен, которые тоже символизируют собой Матерь Божию Пречистую, Которая даровала нам Небесный хлеб – Господа нашего Иисуса Христа.

Неопалимая купина, которую видел Моисей (Исх. 3, 2-3) – это тоже символ, потому что Матерь Божия приняла в Себя облик Божества и осталась Сама неопалима. Вот это слава Ее принятия Божества, сохраняя при этом девственную природу. Наиболее удивительно об этом говорится в книге Притчей, где святой пророк Ее называет вратами священными закрытыми и называет Ее живым источником, тайным (Песн. 4, 12ст. 15). И святой пророк Изекииль, также удивительно расширяя эту мысль, говорит о Богородице, что Она является вратами Господними (Иез. 4, 1-4). Посмотрите, удивительное какое пророчество, которое говорит о Богородице и о славе Ее приснодевства: до рождества Дева, во время рождества Дева и после рождества Дева. Что говорит пророк Изекииль: Я видел врата Господни, через которые никто из людей не прошел и не пройдет. Только этими вратами пройдет Господь Вседержитель. И эти врата будут после прохождения навсегда запечатаны. Вот удивительно, видите, до прохождения Бога врата закрыты, во время прохождения закрыты. И никто из людей не пройдет этими вратами. Удивительный конечно символический образ, прославляющий Матерь Божию Пречистую.

Пророк Исаия в 14 главе – общеизвестное, великое, знаменитое пророчество. Оно обращено к Израилю, но как звучат эти строки: Вот тебе, Израилю, даю знамение: се Дева во чреве примет и родит Сына, и назовут этого Сына Еманнуил, что значит с нами Бог (Ис. 7, 14). Но это обращение не только к древнему Израилю, потому что Израиль по толкованию святителя Иоанна Златоуста переводится и понимается как видящий свет, видящий свет Бога. Поэтому истинно верующие в Бога не только древний Израиль, но и мы все с вами и все православные христиане – это все видящие Бога в разной степени конечно, но видящие Бога. Самое главное, в чем это видение? Слава того, что Бог воплотится через Деву. Вот это величайшее знамение дано. И мы видим как в пророчествах, так и в исполнении в будущие времена новозаветные, когда все исполнилось, насколько удивительно прозорливыми очами своими видели великие пророки будущую славу Пресвятой Богородицы.

В другом месте святой пророк Исайя называет Матерь Божию легким облаком, на котором воссел Господь Вседержитель. Вот эта чистота и святость, и непорочность тоже в символе обозначена определенно. Еще удивительно, что в Псалтири святого пророка Давида неоднократно, в частности в 44-ом, 67-ом и 82-ом псалме прославляется слава Матери Божьей, что слава Ее внутри (см. Пс. 44, 10-18; Пс. 67, 16-17; Пс. 86, 3). Не только внешняя физическая красота абсолютная, но и, самое главное, внутренняя умносердечная красота и совершенство Ее внутренней природы, которая Она возделала в Себе Своим подвигом, братья и сестры. Очень многие здесь осекаются и очень многие неправильно этот момент понимают, думают, что вот Матери Божьей дана слава и вот Она наделена таким величием. А Она по милости Божьей Своим подвигом и Своим трудом, молитвой и человеколюбием этого достигла. Вот почему Ее прославляем. Она не просто избранная, Она первый великий подвижник настоящий, который всем Своим существом, умом и сердцем, всею душой, всей Своей крепостью послужила Богу и людям.

И вы знаете, что сохранилось предание, описывающее Ее быт и Ее труд, когда Она находилась в священном храме Иерусалимском. Она каждый день после трудов в храме Своими руками шила, ткала, и все, что Своими руками создавала, раздавала нищим, нуждающимся, всем, кто просил у Нее помощи. То есть абсолютный образец служения Богу и людям. Невозможно служить человеку, забывая Бога и невозможно Бога любить, забывая человека. Вот абсолютное совершенство славы Ее внутри, говорит апостол, в Ее уме и сердце. Потому что она Сама сразу Себя проявила быть храмом Божиим. И видите, в великолепной чудной божественной книге, братья и сестры, «Песнь песней», где на протяжении всей этой книги описывается диалог общения жениха и невесты. Вот даже, кстати, наша гимнографическая метафора, общеизвестный Акафист Божьей Матери «Радуйся, Невесто Неневестная», это не просто красивое определение либо метафора, а это гимнотворец в свое время взял у пророка Соломона в Книге Притчей (Песн. 4, 9-12). Потому что там повсеместно всегда Матерь Божия называется Невестой Божьей. Поэтому Ее мы прославляем: «Радуйся, Невесто Неневестная».

Святой пророк Даниил тоже в своем пророчестве предзнаменовал будущую славу Божьей Матери. Господь ему открыл в видении, где он видел, что от огромной горы без рук человека, без участия человека откололся огромный камень, который, упав с горы, сокрушил идола языческого, который состоял из золота, серебра, меди, железа и глины (Дан. 2, 34-35). И этот камень сокрушил этого идола, что все смешалось. Но этот камень стал возвышаться так, что наполнил собой всю вселенную. То есть гора – это Матерь Божия. Камень, отсеченный от нее, – нерукотворный. Вот опять же, девственное непорочное зачатие силою Божьей, таинством Божиим. Камень этот, который откололся от горы – это Христос Спаситель. Как апостол Павел всегда говорит о Христе, что Он камень. И в пророчествах о Христе сказано, что Он камень, который, к сожалению, отвергли строители, то есть иудейские первосвященники (см. Пс. 117, 22). Но этот камень, отвергнутый по человеческой злобе, он встал во главу храма и всей православной Церкви. И этот камень дивный – это Сам Бог. И опять же в этом пророчестве пророка Даниила сказано, что этот камень – Христос, Который наполнит и сокрушит все царства, наполнит Собой всю вселенную (Дан. 2, 44-45).

В день празднования входа во храм Пресвятой Богородицы, дорогие братья и сестры, будем прославлять Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и Матерь Божию благословенную, ради Которой мы имеем надежду на спасение, ради Которой мы имеем надежду на исправление, ради Которой мы имеем надежду войти по настоящему всей душой, всем своим существом в храм Божий, в который мы призваны все для служения Богу и ближнему своему.

Аминь.

Архимандрит Владимир (Милованов)