Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ве­ра не в том толь­ко сос­то­ит, что­бы ве­ро­вать, что есть Бог, но и во всеп­ре­муд­рый Его Про­мысл, уп­рав­ля­ю­щий тва­ря­ми Сво­и­ми и все на поль­зу ус­т­ро­я­ю­щий; вре­ме­на и ле­та по­ло­же­ны суть в Его влас­ти (Де­ян. 1, 7), и каж­до­му из нас пре­дел жиз­ни оп­ре­де­лил преж­де бы­тия на­ше­го, и что без во­ли Его ни пти­ца не па­дет, ни влас гла­вы на­шей не по­гиб­нет! (Мф. 10, 29; Лк. 21, 18).

преп. Макарий

Бог пе­чет­ся и про­мыш­ля­ет об нас бо­лее, не­же­ли са­ми мы, Он уст­ра­и­ва­ет на­ше спа­се­ние, од­на­ко ж не хо­щет, что­бы мы ис­ка­ли оно­го в здеш­ней от­ра­де, но в скор­бях, в тес­но­тах и в бо­лез­нях. Со ос­ла­бою ли вош­ли в Царство Не­бес­ное от­цы и ма­те­ри на­ши? Не па­че ли тес­ным и прис­ко­рб­ным пу­тем при­об­ре­ли оное? Они скор­бе­ли, но не сту­жа­ли и не ма­ло­ду­ше­ст­во­ва­ли, и сие слу­жи­ло им от­ра­дою в лю­тей­ших скор­бях, ду­шев­ных и те­лес­ных, по пре­тер­пе­нии ко­их и со­вер­шен­ном сми­ре­нии по­лу­чи­ли и со­вер­шен­ное ус­по­ко­е­ние и да­же ду­хов­ное да­ро­ва­ние.

преп. Макарий

Див­ны де­ла Бо­жии и не­пос­ти­жи­мы для на­ше­го пом­ра­чен­но­го ума, но, сколь­ко мож­но, поз­на­ем из Пи­са­ния и из опы­тов, на на­ших гла­зах быв­ших, что Гос­подь по­сы­ла­ет бо­лез­ни, скор­би, ли­ше­ния, гла­ды, вой­ны, мя­те­жи, или на­ка­зуя за гре­хи, или пре­дуп­реж­дая, что­бы не впа­ли в оные, а иных ис­пы­ту­ет ве­ру. Итак, мы долж­ны бла­го­го­веть пред Его всеп­ре­муд­рым Про­мыс­лом и бла­го­да­рить за все Его к нам не­из­ре­чен­ное ми­ло­сер­дие.

преп. Макарий

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы  Неделя 24-я по Пятидесятнице 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В этом году Введение приходится на воскресный день, что очень символично. Сегодня как бы замыкается цепочка, начало и конец дивного промысла Божия о спасении рода человеческого — от Введения Богородицы в Иерусалимский храм до Воскресения Христова.

О Введении ничего не сказано в Священном Писании, мы знаем об этом событии из устного Предания Церкви. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу. И после чудесного рождения Пресвятой Девы, когда Ей исполнилось три года, родители торжественно привели ее в Иерусалимский храм. Здесь первосвященник Захария, родитель Предтечи, по особому откровению Божию ввел Ее во Святая Святых, в ту часть храма, куда сам первосвященник входил только один раз в году с очистительной жертвенной кровью и где хранился ковчег завета. И здесь, в Иерусалимском храме, в помещении для девственниц, Она воспитывалась до своего совершеннолетия. Всецелая жизнь в Боге, единым Богом, были Её непрестанным занятием.

Почему это, казалось бы незначительное событие стало двунадесятым праздником? Потому, что оно стало необходимым звеном спасительного Божия замысла о спасении человека. Оно положило конец многовековому отчуждению человека от Бога.

Святилище Иерусалимского храма, где обитал Бог и недоступное никому, Божией благодатью открывается Богоизбранной Отроковице — Дщери человеческой. И Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, невидимо для мира неся в Себе великую новую живую жертву — Христа — Бога и Человека. Ветхозаветный храм принял в себя семя новой жизни — Богоотроковицу, в которой прорастет Новый, спасительный Завет человечества с Богом. Богородица вводится в храм для того, что бы самой стать храмом, живым храмом — для живого Бога.

Именно с этого дня, в предчувствии великих перемен в мире, впервые в году за богослужением мы поем слова радости и надежды: “Христос рождается, славите”! Иерусалимский храм призван был среди величайшей святости воспитать чистую душу Богородицы предуготовляя в Ней Боговоплощение.

И всем нам в этот праздник нужно осознать, что путь к Небу, как и тогда начинается на пороге рукотворного храма Божия. И наш путь по жизни должен пройти сквозь храм, чтобы воспитаться и возрасти в нем, чтобы и завершился этот путь во святилище Божием, на небе, куда теперь уже вошел со Своею жертвенной Кровью за нас Сам Христос — Первосвященник будущих благ. Именно здесь мы получаем особый опыт переживания Божественного присутствия, который сильнее любых человеческих аргументов убеждает нас в существовании Бога.

Еще в Ветхом Завете царь и пророк Давид в 26-м псалме восклицает: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его…»

Для каждого верующего человека, храм — это дом Божий, в котором происходит встреча человека с Самим Богом в тех Таинствах и богослужениях, которые здесь совершаются. В храме человек насыщается Божественной благодатью и уже здесь соприкасается с вечностью. Не случайно за каждой Божественной литургией мы слышим призыв священника: «Горе имеим сердца». Это призыв к тому, чтобы все мы устремились к горнему, небесному; отрешились от земли, забыли хотя бы на время свои проблемы и полностью отдали свои сердца Богу. И каждое посещение храма — это праздник, соприкосновение с небом, с раем, с Богом.

И сам человек по замыслу Божьему тоже есть храм, и когда он крещением приводится в дар Богу он сам становится нерукотворным храмом. “Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? — говорит ап. Павел. «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое… в жилище Божие Духом», — говорит ап. Петр. Бог созидает свой храм там, где найдется верное, любящее человеческое сердце.

Часто на вопрос: «Почему ты не ходишь в храм», — человек отвечает: «А зачем, у меня Бог в душе». Сразу возникает логический вопрос: «А почему ты так уверен, что ты сделал для того, чтобы Его ввести в свою душу?»

О трудности борьбы за такое введение Бога в душу человека говорят все аскетические творения святых отцов. Преп. Серафим Саровский говорит, что цель жизни христианина — стяжание Духа Святаго, т. е. соединение с благодатью Божьею, и указывает главное средство такого стяжания — умную молитву. Св. Афанасий Александрийский говорит, что путь к Богу не вне нас, но в нас самих: «…душа каждого и в ней ум». 

«Бог отражается в благочестивой душе, как солнце в капле воды; чем чище эта капля, тем лучше, яснее отражение, чем мутнее — тем тусклее, так что в состоянии крайней нечистоты, черноты души отражение Божие прекращается и душа остается в состоянии духовного мрака, в состоянии бесчувственности», — пишет свт. Феофан Затворник.

Теряющий свою душу, теряет Бога. Обретающий свою душу, обретает Бога. Теряем мы ее все в греховной нашей жизни. Теряем ежесекундно в кружении наших помыслов, в сочувствии греховным страстям и похотениям. Теряем в рассеянии, в непамятовании о Боге. Особенно в наше время науки и техники душа наша томится в информационном плену. Мы много хотим знать и слышать. Нам свойственно кружиться в вихре помыслов и фантазий, потому что окна и двери наших душ распахнуты. Современная культура как будто специально старается исказить образ Божий в человеке — татуировки, пирсинг, блудные развращения — как дьявольская издевка над Божьим храмом. А ап. Павел говорит: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы».

В восьмидесятые годы, в самом начале перестройки, наступивших в нашей стране, на экраны вышел фильм «Покаяние». Появление его было ярким, впечатляющим событием. В финальной сцене, одна старушка, постучав в окно дома героини фильма, спрашивает ее, эта ли дорога ведет к храму, и, услышав в ответ, что нет, удивленно произносит: «А зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?»

Так и мы во всех делах и во всех путях нашей жизни должны спрашивать себя — ведет ли эта моя дорога к храму, к вечности, к «единому на потребу». Об этом же говорит нам и сегодняшнее воскресное евангелие о безумном богаче, который собирал сокровища для себя, а не в Бога богател.

Как сказал блаженный Августин: «Ты создал нас для Себя, и мятется сердце наше, пока не успокоится в Тебе». И милость Божия дает нам еще время для покаяния. Любовь Божия терпит болезни нашего неверия. Господь ждет, чтобы собрать нас под крылья Свои. Захотим же спасения, вернемся в Храм Божий любовью и желанием к нему и вернем Богу храм нашего сердца.

А Пресвятая Дева, Богоизбранная Отроковица, впервые отверзшая нам небо и ставшая Матерью страждущему человечеству, всегда готова Своею благодатию поддержать, укрепить и провести по пути спасения всех, к Ней прибегающих с верою и любовью. Аминь.

Иеромонах Гавриил (Рожнов)