Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На­до по­ка­я­ние всег­да при­но­сить Гос­по­ду в сво­их не­исп­рав­нос­тях и по­нуж­дать се­бя к ис­пол­не­нию за­по­ве­дей Гос­под­них и мо­на­шес­ких обе­тов. При этом же на­до за­зи­рать се­бя в не­исп­рав­нос­ти, и счи­тать се­бя ху­же и греш­нее всех, и сми­рять­ся пред Гос­по­дом в серд­це сво­ем. Сми­ре­ние за­ме­ня­ет не­дос­та­ток дел.

преп. Иосиф

Все че­ло­ве­че­ст­во мож­но раз­де­лить на две час­ти: фа­ри­сеи и мы­та­ри. Пер­вые по­ги­ба­ют, вто­рые спа­са­ют­ся. Бе­ре­ги­те соз­на­ние сво­ей гре­хов­нос­ти. Это – са­мое дра­го­цен­ное пе­ред Бо­гом. Что спас­ло мы­та­ря? Ко­неч­но, это соз­на­ние сво­ей гре­хов­нос­ти: „Бо­же, ми­лос­тив бу­ди мне греш­но­му!" Вот эта мо­лит­ва, ко­то­рая прош­ла уже поч­ти два ты­ся­че­ле­тия. Но смот­ри­те, мы­тарь соз­на­ет се­бя греш­ным, но в то же вре­мя на­де­ет­ся на ми­лость Бо­жию. Без на­деж­ды нель­зя спас­тись.

преп. Варсонофий

Ес­ли ког­да сог­ре­шишь и тот­час об­ра­ща­ешь­ся к Бо­гу ка­я­ся – это очень хо­ро­шо. Так и долж­но. И Гос­подь прос­тит. А ду­хов­ни­ку или стар­цу пос­ле ска­зать – ес­ли ва­жен грех.

преп. Анатолий

Земной путь
иеромонаха Венедикта (Емеличева)…

Приидите, благословенные Отца Моего,
наследуйте Царство,
уготованное вам от создания мира.
(Мф. 25, 34)

Утром 22 декабря 2021 г. в Оптиной пустыни в возрасте 77 лет после тяжелой и продолжительной болезни отошел ко Господу насельник монастыря иеромонах Венедикт (Емеличев).

Иеромонах Венедикт (Емеличев)

Будущий священнослужитель Владимир Емеличев родился в тяжелый для страны 1944 год в г. Рыбинске, отец его был военным, а мать — учителем. Получив высшее образование в Московском авиационном институте, Владимиру Емеличеву довелось поработать как инженером конструкторского бюро, научным сотрудником института, так и певчим, старостой храма, псаломщиком, также 6 лет он работал в Толгском женском монастыре в качестве инженера-электрика и эконома.

После крещения в довольно зрелом возрасте, в 28 лет, начался его стремительный путь к Богу. В 1990 г. из мирянина он превращается в священнослужителя, приняв рукоположение в сан диакона и затем — иерея в Федоровском кафедральном соборе г. Ярославля. Первым местом его служения стал храм в честь прп. Сергия Радонежского в старинном селе Мосейцево в Ярославской области. Следующим местом его назначения стал Свято-Троице-Сергиев женский монастырь в Латвии, после чего до самого своего приезда в Оптину пустынь в 2002 году иерей Владимир служит в разных храмах Ярославской области.

Следует отметить, что в нем всегда присутствовало стремление к монашеской жизни, руководствуясь которым он и направился в Оптину пустынь. 28 июля 2020 года, в день памяти своего небесного покровителя св. равноап. вел. кн. Владимира наместником монастыря Оптина пустынь епископом Можайским Леонидом иерей Владимир был пострижен в монашество с наречением имени в честь прп. Венедикта Нурсийского в память о почившем наместнике архимандрите Венедикте (Пенькове), с которым на протяжении длительного времени у иером. Венедикта было тесное духовное общение.

В монастыре Оптина пустынь иером. Венедикт запомнился братии и паломникам как смиренный, кроткий и молитвенный священнослужитель.

Еще до прихода в обитель в конце 1990-х и начале 2000-х годов тогда еще священником Владимиром Емеличевым было составлено и написано несколько книг: «Одержимые. Изгнание злых духов», «Монашеское делание», «Рассказы о чудесах», «Чудеса в православии». Им были собраны поучения святых отцов и подвижников благочестия, посвященные монашеству, в сборник «Монашеское делание». В книге «Рассказы о чудесах» на фоне судьбы православного священника, родившегося в конце войны, приведены краткие рассказы о чудесах в жизни автора и разных людей, первые шаги и дальнейший путь к Богу. По сути воспоминания самого автора похожи на дневниковые заметки, в которых подробно, анализируя события своей жизни и их восприятие, священник делится с читателем сокровенными воспоминаниями и опытом.

Приведем, к примеру, в сокращенном варианте один из рассказов из книги батюшки:

* * *

Чудо красоты

Все годы моей жизни с особенно острым чувством я поклонялся красоте. Вначале я воспринимал красоту, в основном, лишь внешне, но потом, после крещения, по действию благодати Божией, все более стал воспринимать внутреннюю, духовную сторону красоты. Со временем я понял, что вся видимая нами красота есть лишь маленькое отражение бесконечной красоты Творца всякой красоты — Бога.

В сотворенном Богом мире вершина красоты есть человек и, особенно, человеческое лицо, и потому, будучи еще некрещеным, часто заглядывался я на красивые человеческие лица. Но только после крещения стал я понимать, что самое красиво лицо — одухотворенное.

Вот что удивительно: внутренние — доброта, православная вера, молитва, кротость, смирение — и прочие христианские качества и дела всякое лицо, даже от природы некрасивое, делает приятным и красивым. Я знал одного человека, у которого был горб; но при общении с ним мало кто замечал этот природный его недостаток: так привлекательно было его лицо, сиявшее светом православной веры, доброты, любви.

Также удивительно и то, что истинная красота не зависит от возраста, и даже старец может быть красивым. Такую дивную красоту имел, например, приснопоминаемый старец архимандрит отец Таврион — о котором более подробно шла речь в других рассказах — священник Спасо-Преображенской пустыни Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря, преставившийся в 1978 году.

Когда я был в этой пустыни, он благословил мне свое фото, на котором он запечатлен в возрасте около 70 лет. Лицо его на фотографии необычайно красивое, оно как бы освещается благодатью.

Также приходилось мне видеть фотографии и других православных подвижников, запечатленных в старости, и явственно видно, как украшает их лики Божественная благодать Духа Святого.

Но если добродетели всегда сопровождаются красотой, хотя бы внутренней, то с пороками дело обстоит совсем наоборот. И все порочные люди всегда некрасивы, ибо даже и на красивом от природы лице сугубого грешника всегда лежит печать порока.

По собственному опыту, к стыду своему, говорю: знаю, как обезображивает всякий грех лицо человека. Как мерзко мне было, например, смотреть в зеркало на свое лицо после совершения какого-нибудь большого греха.

Но зато как просвещалось, по дару Божию, мое лицо после долгих молитв в храме и особенно после Святого Причастия. Вот отсюда явственно видно, что добро всегда сопровождается красотой, а зло — уродством.

Но в отношении красоты нужно иметь и немалую осторожность, помнить, что есть диавол и злые духи его, которые стремятся все, сущее в мире сем — и даже красоту! — коварно использовать во зло. Часто лукавый заманивает людей внешней преходящей человеческой красотой и тем приводит их во всевозможные грехи, и особенно грехи блудные. Поэтому за всякой красотой нам надо искать Бога, помнить, что истинная красота — от Бога, и Бог есть Истинная Красота.

* * *

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, иеромонаха Венедикта, яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя.


Заметка к 9 дню со дня отшествия ко Господу «Памяти почившего ирм. Венедикта».

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь