Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ме­ра во всем хо­ро­ша. Есть воз­раст ду­хов­ный, как и на­руж­ный воз­раст. Как де­вя­ти­лет­ние не мо­гут брать­ся за то, что впо­ру двад­ца­ти­лет­ним, так бы­ва­ет и в ду­хов­ной жиз­ни: не­по­силь­ным и не­ра­зум­ным рве­ни­ем мож­но се­бе ду­хов­но жи­вот на­дор­вать. А ес­ли Гос­подь ко­го и сох­ра­нит от се­го, то, по край­ней ме­ре, всуе при­имет труд и скорбь. Ти­ше едешь – даль­ше бу­дешь, ска­за­но опыт­ны­ми. Вред­но не ра­деть о долж­ном, но не­бе­зо­пас­но ре­тить­ся вы­ше сво­ей ме­ры. Трех бо­лее все­го дер­жись: стра­ха Бо­жия, сми­ре­ния и всег­даш­не­го по­ка­я­ния.

преп. Амвросий

За­бо­тить­ся о доб­ром вос­пи­та­нии де­тей и о приз­ре­нии ста­рых и не­мощ­ных – все это де­ло ми­лос­ти, за­по­ве­дан­ной нам, хрис­ти­а­нам, Гос­по­дом,– за что Он и наг­ра­ду обе­ща­ет ис­пол­нив­шим Его за­по­ве­ди, го­во­ря: Бла­же­ни ми­лос­ти­вии: яко тии по­ми­ло­ва­ни бу­дут (Мф. 5, 7). По­то­му же­лаю вам не ску­чать си­ми де­ла­ми ми­лос­ти, а мо­лить Гос­по­да о вра­зум­ле­нии, где, как и что ска­зать или как пос­ту­пить, и о по­мо­щи при­вес­ти в ис­пол­не­ние доб­рое де­ло, и за­тем по си­ле и воз­мож­нос­ти действо­вать.

преп. Иосиф

Тог­да хо­ро­шо пок­ры­вать не­дос­тат­ки ближ­них, ког­да мож­но это де­лать и ког­да это не при­чи­ня­ет вре­да, а ес­ли уже не­дос­тат­ки эти са­ми со­бою нач­нут об­на­ру­жи­вать­ся, тог­да луч­ше дер­жать­ся прав­ды, по­ла­га­ясь на во­лю Бо­жию.

преп. Иосиф

День памяти настоятеля Тихоновой пустыни
17 ноября — годовщина кончины архимандрита Моисея (Красильникова), начавшего свой монашеский пусть с Оптиной пустыни, окормляясь у её прославленных старцев, следуя заветам которых отец Моисей 37 лет настоятельствовал в Тихоновой пустыни.

Архимандрит Моисей (Красильников)

Архимандрит Моисей (в миру Михаил Федорович Красильников) родился в г. Болхов, Орловской губернии, в 1814 году. Родители его принадлежали к купеческому сословию. В семье Красильниковых было шестеро детей. Михаил рос ребенком с «особым утроением»: был тих, серьезен, всегда сосредоточен и сдержан. С девятилетнего возраста отец начал посылать его по торговым делам со старшими, доверяя и лично мальчику в силу его серьезного характера и деловитости, необычной для его возраста. В свободное от торговых занятий или даже в промежуточное время он занимался чтением духовных книг, часто и усиленно постился, много молился и трудился. В юношеском возрасте Михаилу довелось побывать в Оптиной пустыни и Киеве.

В Оптиной пустыни Михаила поразило благолепием обители, и он хотел сразу остаться здесь, но старец Леонид не дал ему на это благословения и велел сначала совершить предполагаемый путь, а по возвращении домой, ожидать, когда Господь укажет время исполнить свое намерение. Юноша исполнил совет старца, пошел в Киев и через месяц возвратился домой.

Зная, что отец не даст своего согласия ему на поступление в монастырь, Михаил тайком с товарищами ушел из дома отца.

Старец иеросхимонах Леонид направил юношу и его товарищей через Калугу и Малоярославец в Троице-Сергиеву Лавру к прп. Сергию Радонежскому.

По возвращении в Оптину пустынь настоятель обители игумен о. Моисей оставил Михаила в обители, назначив ему послушание.

Для окончательного формального вступления в монастырь требовалось увольнение из общества, а для этого нужно было снова идти к отцу просить прощения и благословения на монашество. Отец Михаила выхлопотал сыну требуемое увольнение, и Михаил с благословения родителей снова направился в Оптину пустынь.

Вскоре после того, 14-го апр. 1839 г., Михаил Красильников указом был зачислен в число братии Оптиной пустыни послушником, а через год в 1840 г. он был пострижен с благословения старца о. Леонида с именем Моисей.

После смерти 11 октября 1841 г. иеросхимонаха Леонид (прп. Льва) духовным отцом Михаила становится преемник о. Льва — старец иеросхимонах Макарий.

17 ноября 1847 г. совершилось пострижение Михаила в мантию. 17-го апреля 1848 г. о. Моисей был рукоположен в диаконы.

Через 7 лет 19 июня 1855 г о. Моисей был рукоположен в иерея архиепископом Григорием (Миткевичем), при посещении им Оптиной пустыни.

22-го августа 1855 года иерей о. Моисей был назначен настоятелем Тихоновой пустыни. О. Моисей управлял монастырем, исполняя заповедь Господа: Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33).

Будучи учеником преподобных оптинских старцев Льва, Макария и Моисея (Путилова), решил восстановить старчество в Тихоновой пустыни и ввести тот же монастырский устав, что и в Оптиной пустыни. Трудность введения старчества обусловливалась не только тем, что это было новшество, ломавшее обыденную, застывшую в известных формах, монастырскую жизнь, но главное затруднение было в том, что не могло быть из Оптиной пустыни старца-руководителя, который бы преемственно утвердил здесь этот род иноческой жизни в Тихоновой пустыни. В самой Тихоновой пустыни так же не было подходящего опытного старца, способного к такому духовному руководству. Сам отец-настоятель был во всем примером для братии в ведении высокодуховной подвижнической жизни. В жизни о. Моисей всегда был крайне воздержен: трапезовал вместе с братией, не позволяя готовить себе что-либо отдельно. Вместе с братией он разделял труды на благо обители.

Являясь продолжателем внутреннего делания и духовного окормления оптинских старцев, отец Моисей ввел во вверенной ему обители ежедневное исповедание помыслов как неотъемлемое условие совершенствования монаха. Основным в его наставлениях было обучение смирению и Иисусовой молитве. Своей истинно подвижнической и добродетельной жизнью отец Моисей привлек к себе в качестве духовных чад многих мирян и монашествующих. Некоторые из них в годы революционного лихолетья стали новомученниками и исповедниками христианской веры. 19 июня 1862 не стало настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Моисея. В Оптину обитель на погребение его прибыл преосвященный Григорий (Миткевич; архиепископ Калужский и Боровский), и здесь на служении, как бы в утешение строителю Моисею, близость которого к почившему он знал, произвел его в сан игумена.

В 1866 г. о. Моисей был утвержден в должности благочинного всех монастырей. Для вверенных ему монастырей наступила самая благотворная пора.

В 1862 году в Тихонову обитель перешел старец иеромонах Ефрем, в схиме о. Иоанн (1807‑1884), а в 1867 г. он был избран о. Моисеем духовником братии. Старчество, зародившееся в Тихоновой пустыни благодаря заботливым трудам отца Моисея, утверждалось стараниями духовника обители иеромонаха Ефрема. Отец Ефрем был учеником преподобного оптинского старца Льва и вел строгую аскетическую жизнь, которую по своему смирению, старался скрывать, чтобы избежать суетной мирской славы. В жизнеописании старца Ефрема сообщается, что он был строгим постником, делателем умной молитвы, имел от Господа благодатные дары рассуждения, исцеления от недугов, прозорливости и чудотворения. По преставлении отца Ефрема его тело не имело признаков тления, известны посмертные явления старца своим ученикам.

Когда число братии достаточно возросло, о. Моисей, по примеру Оптиной пустыни, ввел в обители все три рода монашеской жизни: общежительную, скитскую и пустынножительство.

За его труды по обители и по управлению монастырями Калужской епархии в 1871 г. он был возведен в сан архимандрита.

По подобию Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни для уединенной и безмолвной жизни в 8,5 км от монастыря о. Моисеем был устроен Сретенский скит с двумя храмами. Скит был обнесен каменной оградой, над вратами возвышалась колокольня. Устроив скит, он отпустил в него желающих братьев и поручил его иеромонаху Макарию. В скиту было установлено неусыпное чтение псалтири и непрестанное молитвенное поминовение почивших благотворителей.

Также архимандрит Моисей был устроителем Казанской Белокопытовской женской обители, которую он посещал с 1871 года сначала как благочинный, а потом как старец и руководитель.

Скончался архимандрит Моисей 4/17 ноября 1895 года на руках своего ученика его казначея Досифея.

37-ми летнее настоятельство о. Моисея явилось для Тихоновой пустыни «золотым периодом» — временем ее внутреннего процветания и внешнего украшения. В конце своей многотрудной жизни архимандрит Моисей писал: «и я убедился, что строить каменные стены, питать и одевать братию хотя и занимательно, и беспокойно, но не столько трудно, как, показывая собою пример всякия добродетели, созидать братския души. Ибо нет, кажется, труднее дела, как исправлять худые нравы тех из братий, которые не имеют собственного к тому произволения».

Источник: «Жизнеописание настоятеля Тихоновой пустыни (Калужской губернии) архимандрита Моисея», составлено иеромонахом Досифеем, Москва, 1896 г.