Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

По­су­ди­те, ка­кая поль­за от сму­ще­ния пос­ле ка­ко­го-ли­бо по­по­лз­но­ве­ния? Не луч­ше ли сми­рить се­бя и при­но­сить рас­ка­я­ние? Здесь рож­да­ет­ся спо­кой­ствие, а там ли­ша­ют­ся оно­го.

преп. Макарий

Сми­ре­ние ус­по­ка­и­ва­ет и по­да­ет бла­го­на­де­жие к исп­рав­ле­нию, а сму­ще­ние бо­лее отя­го­ща­ет и вра­га на вас возд­ви­за­ет к боль­шим бра­ням.

преп. Макарий

Глав­ная при­чи­на сму­ще­ния от заз­ре­ния ближ­них и не­са­мо­у­ко­ре­ния, а враг име­ет си­лу еще бо­лее возд­ви­гать бу­рю сму­ще­ния в та­ком уст­ро­е­нии.

преп. Макарий

Сон архимандрита Никодима

Празднуя обретение мощей преподобных оптинских старцев и прославление их в лике святых Русской Православной Церкви, во многих источниках мы читаем, что еще задолго до их официального прославления они были прославлены у Господа.

Свидетельством этому служит и сон-видение настоятеля Малоярославецкого Черноостровского монастыря архимандрита Никодима (Демутье), помещенный в декабре 1858 года в «Летописи скита Оптиной Пустыни».

***

Преподобный Макарий

Батюшка О. Макарий получил письмо от архимандрита Никодима следующего содержания: «На Праздник Знамения Божией Матери я видел знаменательный сон, который и вручаю вашему рассуждению. Вышедши из утреннего бдения очень изнемогшим, я повалился как мертвый и вижу, что иду по дороге с каким-то незнакомым человеком, на пути остановил нас закрытый гроб, вынутый из могилы, которая была близ, и сейчас же возвестилось мне, что в нем лежат мощи старца нашего Леонида, чему я очень обрадовался и пожелал, во-первых, гроб опустить в могилу, которая была не глубока, и посмотреть, есть ли что в гробу, потому что гроб не имел никакой тяжести и был как-бы пустой. Товарищ мой держал гроб за голову, а я за ножки, и таким образом поставил на место.

В это время я дерзнул приподнять немного с ног крышку и увидел к радости моей старцевы ножки в башмаках и далее немного корпуса его, и очень возрадовался, и когда приложился с благоговением к мощам его, вдруг крышка вся сдвинулась с места и легла возле гроба, и я к большей моей радости увидел всего его; волосы и лице белые, а самого, покрытым белейшею и тончайшею тканью. И в то же мгновенье отец наш, распахнувши это покрывало и держа его в руках, поднялся, приблизился ко мне до того, что взял меня за плечи и с необыкновенно приятным лицом и улыбкою смотря на меня сказал: «Скоро, скоро здесь будешь!»

В это время я нашелся, покрытый его покрывалом, и проснулся. Радость моя была неописанна, которой достало и на другой день, и теперь при воспоминании сего видения, невольно весело на сердце.

Что этот сон значит? и можно ли его принять буквально как сказано отцем нашим: «Скоро, скоро здесь будешь», т. е. в непродолжительном времени, и что значит, что вместо страха смертного является покой и утешение?

Прошу вас, Батюшка, Господа ради, сказать мне ваше слово — по вашему рассуждению и не оставьте меня вашими святыми молитвами».


Краткая справка об архимандрите Никодиме (Демутье)

Никодим, схиархимандрит (1799–1864). В миру Николай Петрович Демутье. Из дворян Санкт-Петербургской губернии. По окончании Морского кадетского корпуса служил офицером на Черноморском флоте. Около 1833 г. поступил в Площанскую Богородицкую пустынь. В 1835 г. перешел в Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом, где настоятелем был архим. Игнатий (Брянчанинов). Пострижен в рясофор. В 1836 г. переведен в Оптину Пустынь. В 1840 г. пострижен в монашество. В 1842 г. рукоположен во диакона и во иерея и переведен в Мещовский Георгиевский монастырь на должность настоятеля. В 1844 г. возведен в сан игумена. В 1853 г. назначен настоятелем Малоярославецкого Черноостровского монастыря. В 1857 г. возведен в сан архимандрита. В 1862 г. ушел на покой, в 1864 г. принял схиму. 

Из «Летописи скита Оптиной Пустыни»