Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Наб­лю­дая со­бы­тия и сво­ей жиз­ни, и дру­гих лю­дей, с по­ра­зи­тель­ной яс­ностью мож­но ус­мот­реть сте­че­ние обс­то­я­тельств. Ни­ка­кие ос­то­рож­нос­ти и ме­роп­ри­я­тия не мог­ли и не мо­гут пре­дуп­ре­дить со­вер­ша­ю­ще­го­ся, ибо оно со­вер­ша­ет­ся по су­ду Бо­жию. Не­ко­го ви­нить. На­до сми­рить­ся и тер­петь. Ина­че пог­ре­шим про­тив Бо­га.

преп. Никон

Труд­но бы­ло бы жить на зем­ле, ес­ли бы и точ­но ни­ко­го не бы­ло, кто бы по­мог нам ра­зоб­рать­ся в жиз­ни. А ведь над на­ми Сам Гос­подь Все­дер­жи­тель, Са­ма Лю­бовь. По­ло­жись на во­лю Гос­под­ню, и Гос­подь не пос­ра­мит те­бя. По­ло­жись не сло­ва­ми, а де­ла­ми. От­то­го и труд­на ста­ла жизнь, что лю­ди за­пу­та­ли ее все сво­им муд­ро­ва­ни­ем, что вмес­то то­го, что­бы об­ра­щать­ся за по­мощью к Бо­гу, ста­ли об­ра­щать­ся к сво­е­му ра­зу­му да на не­го один по­ла­гать­ся. Не бой­ся ни го­ря, ни бо­лез­ней, ни стра­да­ний, ни вся­ких ис­пы­та­ний — все это по­се­ще­ния Бо­жии, те­бе же на поль­зу.

преп. Анатолий

Ми­ло­сер­дый Гос­подь ис­пол­ня­ет и об­ра­ща­ет все в Свою во­лю и на поль­зу на­шу, хо­тя по ви­ди­мо­му и про­тив­ны­ми нам сред­ства­ми и пос­ле­д­стви­я­ми. Мы при по­мо­щи Пре­ми­ло­сер­до­го Гос­по­да Бо­га по­тер­пим, да и пос­мот­рим...

преп. Лев

Слишком тяжелые четки

Когда новопостриженному монаху вручаются четки, то произносят следующие слова: «Приими, брате, меч духовный, иже есть глагол Божий, ко всегдашней молитве Иисусове, всегда бо имя Господа Иисуса во уме, в сердцы и во устех своих имети должен еси, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Четки известны с первых веков христианства. Некоторые полагают, что они были введены святым Василием Великим (по иным источникам — Пахомием Великим и даже святым Антонием, для неграмотных монахов, выполнявших молитвенное правило не по книгам, а по определенному числу молитв Иисусовых.

Четки называются духовным мечом (Еф. 6, 17), для монаха они являются духовным оружием, напоминающим о непрестанной молитве, которая оберегает от рассеивания ума. 

Духовное чадо преп. Нектария Оптинского Надежда Александровна Павлович (1895–1980) в записках о своем духовном наставнике вспоминает один эпизод из жизни архимандрита Агапита (Беловидова) (1842–1922), ученика и письмоводителя преподобного старца Амвросия, автора жизнеописаний преподобных Льва, Макария и Амвросия Оптинских.

«Архимандрит Агапит — одна из таинственных фигур в Оптиной. Он был исключительно образован (в мирском смысле) и вместе духовно одарен. Ему предлагалось и архиерейство, и старчество, но он не захотел принять на себя подвиг общественного служения. В старости он стал юродствовать, заболел, порой впадал как бы в слабоумие, хотя в просветах сохранил и прозорливость, и всяческую высоту духовную. Жил в больнице. Батюшка Нектарий говорил, что болезнь его — наказание за отказ от общественного служения.

О старце Агапите очаровательно рассказывала сиделка Дунечка, ходившая за ним в больнице. Однажды она тихонько сняла четки с перекладины постели, где они всегда висели, и взяла их с собой в храм.

— Вот-то, — думает, — помолюсь я по его четкам!

Старец Агапит словно бы и не заметил, как она четки брала.

Стоит Дунечка в церкви, пробует молиться по его четкам, а ее в сон клонит. Никогда в жизни она так спать не хотела — засыпает стоя — и все. Тут она видит, что неладно что-то, раскаялась и понесла четки обратно. Хочет их незаметно повесить обратно. А старец Агапит открыл глаза, смотрит на нее и смеется:

— Открой-ка мой ящик.

Дуня открыла.

— Вот возьми там четочки. Те легонькие, а эти мои слишком тяжелы для тебя».