Утешение в болезни
Вы не упадайте духом, но имейте надежду на помощь Божию. Он силен подать вам исцеление и не токмо телесное, но и душевное. Когда внешний наш человек тлеет, тогда внутренний обновляется (2 Кор. 4, 16).
Вы пишете, что покорны воле Божией о своей болезни, но сокрушаетесь о том, что можете быть другим в тягость. Напрасно это вы так принимаете.
Я уверен, что все родные и окружающие вас принимают в вас участие не только по родству и приближению, но и по христианскому чувству, да и самое естество побуждает нас иметь сострадание к сродному себе, да и религия внушает нам иметь к больным сострадание, за что приимут воздаяние в будущей жизни. Ибо Господь принимает cиe служение, как бы Ему послужили.
Не сомневайтесь оставить духовных ваших занятий при изнеможении телесных сил. Будьте довольны сердечным к Богу взыванием и благодарением за Его к вам милосердие, явленное в сем посещении. По расположению вашему, прежде начатия лечения исполнить долг христианский — причаститься Св. Таин да благословит вас Господь, хотя и дома, по невозможности быть в храме.
Касательно употребления пищи в посты, не позволенной Церковью, я не могу дать вам разрешения настоящего. А когда будете употреблять оную, то принимайте в виде лекарства, от доктора предписанного, а после о сем принесите покаяние пред духовным отцом и получите от него разрешение. Дозволять непозволенного Церковью мы не можем, а разрешать по содеянии кающимся дана власть от Бога; только не имейте никакого смущения, а успокаивайтесь духом.
В первом письме вы пишете о скорби вашей, от которой приходите до раздражительности, а это очень вредно при теперешнем вашем болезненном положении. Предоставляйте воле Божией таковое вам испытание, то удобнее можете успокаиваться. <…>
Вы не отчаивайтесь; ежели угодно будет Богу, то получите выздоровление, что от человек невозможно, от Бога все возможно (Лк. 18, 27). Вы же пишете, что чувство ваше внушает вам, что должно приготовляться к исходу от здешней в вечную жизнь, и просите наставить вас, как приуготовляться к сему времени. Что касается до сего, то мы всегда должны пpиyготовляться к сему; ибо никому неизвестен час смертный, а паче находящимся в болезни, — впрочем, и питаться надеждою на продолжение жизни и исполнять христианский долг принятием Св. Таин не мешает.
Полагать же надежду не на свои дела, добродетели и подвиги, но на неизреченную милость Божию и заслуги Спаса нашего Иисуса Христа, без которых никакие наши дела не могли бы нас спасти. А ежели враг наносит смутительные помыслы о грехах и влагает безнадежие, то прибегайте также к заслугам Сына Божия: ибо Он пришел грешников спасти (Ср.: Мф. 9, 13); за них пролил пречистую Кровь Свою и взял на Себя всего миpa грехи, претерпел крестную смерть. Сие да будет нам надеждою и утешением к получению вечных благ. Все, кои отходят отсюда в вере и надежде будущей жизни и с принятием Таинств церковных, веруем, что милость Божия сотворится с ними. Аще что и погрешили в житии сем, то Церковь, мать наша, приносит за них молитвы, при Бескровной Жертве, церковном богослужении и псалмопении, а также и творимая убогим милостыня о душах их, приносит им великую пользу.
О исполнении правил не беспокойтесь, в болезни Бог не взыщет с вас оных, а когда что можете прочитать хоть сидя, — не сомневайтесь. А главное приносите Богу терпение в болезни и благодарение за cиe Его милостивое посещение. Ибо болезни грехи очищают и подают время обдумать о прошедшем проведенном времени. Слава о всем неисповедимой Божией к нам любви.
Желаю, чтоб вы при благодарном вашем терпении и благодарении получили душевное спокойствие, здравиe телесное.