Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Мо­лит­ва вещь та­кая, что, про­жив­ши в мо­нас­ты­ре нес­коль­ко лет, не ско­ро на­у­чишь­ся мо­лить­ся как сле­ду­ет, а те­перь по­ка мо­лись, как уме­ешь и как мо­жешь, толь­ко с мы­та­ре­вою мыслью.

прп. Амвросий

Про­шу вас за оби­дя­щих вас мо­лить­ся, го­во­ря: не­на­ви­дя­щих и оби­дя­щих нас ра­бов Тво­их (имя рек) прос­ти, Гос­по­ди Че­ло­ве­ко­люб­че, не ве­дят бо, что тво­рят, и сог­рей их серд­це на лю­бовь к нам, не­дос­той­ным.

прп. Антоний

Гос­подь мо­лил­ся за рас­пи­на­ю­щих, а пер­во­му­че­ник Сте­фан мо­лил­ся за уби­ва­ю­щих, что­бы не вме­ни­лось им в грех, гла­го­ля: „Не ве­дят бо, что тво­рят". Де­лай то же, и по­лу­чишь ми­лость и по­мощь Бо­жию, и ус­по­ко­ишь­ся.

прп. Амвросий

Проповедь в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Христос воскресе! Однажды в Псково-Печерский монастырь приехала группа паломников, это были семинаристы, и один из них решил подойти и благословиться у преподобного отца нашего старца Иоанна (Крестьянкина). И в разговоре отец Иоанн спросил у него: «А ты кто будешь по жизни?» И он ответил: «Я – богослов». «Что – четвертый?» – сказал Иоанн (Крестьянкин). Удивился семинарист: «Как – четвертый?» «Ну, как? У нас же за всю историю Церкви было только три богослова: Иоанн Богослов, святой апостол и евангелист, святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов. А ты что – четвертый?» Тем самым он мягко и корректно урезонил молодого подвижника благочестия, объяснив ему, чтобы он задумался о том, так что же такое богословие и как его правильно применять в этой жизни.

И поскольку мы сегодня празднуем память апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который был любимым учеником Христа, и имя «богослов» Церковь дала ему за глубину видения тайн Божьих, которые отчасти он изложил в своих книгах – Евангелии, Посланиях и Апокалипсисе.

И нужно сказать, что святой Иоанн Богослов нигде не учился, не читал много книг, не был таким образованным, как, например, апостол Павел, который прекрасно знал Ветхий Завет и имел специальное для этого образование. Однако именно он является основателем христианского богословия и отцом для всех богословов во все времена.

И поэтому в этот день нам уместно поговорить вкратце о том, а что такое богословие и что такое любовь, понятие православия, и как нам это лучше применить в этой жизни, дабы обрести спасение, и кто может из людей вообще называться богословом.

Следует сказать, что богословие бывает двух видов: школьно-книжное и духовно-опытное. Школьно-книжное богословие – это наука о Боге, система догматических знаний о Боге и делах Божьих. Православная догматика есть безукоризненная, безупречная и небесная истина, основанная на откровении Самого Бога. На этой истине зиждется и утверждается наша спасительная вера. Но мы с вами знаем, что богословие, которое мы можем почерпнуть из православных книг, является чисто теоретическим.

Существует, однако, и совсем другое богословие, другая наука о богословии – богословие опытное. Богословие опытное – это не усвоение знаний о Боге из книг и лекций, а знание Самого Бога в опыте духовной жизни. Знать о Боге и знать Бога – это разные вещи. Можно много знать о Боге, но при этом самого Бога так и не узнать и быть от Него далеким.

Знания о Боге, приобретаемые из книг, к Самому Богу нас иногда не приводят. Они лишь указывают правильный путь, ведущий к нему. Можно иметь высшее богословское образование, однако при этом у нас нет опыта духовной жизни. Такое состояние святой Макарий Великий сравнивал с человеком, который много знает и говорит о меде, но самого меда никогда не пробовал. Таким образом, из всего сказанного следует, что истинный богослов – не тот, кто знает о Боге, но тот, кто знает Бога.

Знание Бога можно приобрести только в опыте духовной жизни. Духовно-догматическое богословие изучают в духовных семинариях и академиях. Мы знаем, что каждый христианин стремится спастись и войти в эту жизнь. Каким же образом, каким инструментом можно человеку познать Бога? По словам старца Паисия, «тот, кто пытается познать Бога своим умом, подобен безумцу, который пытается увидеть рай в телескоп». Бог и все небесные познаются только в откровении, в опыте духовной жизни, познаются Духом Святым. Благодать Духа Святаго, когда приходит в душу человека, дает ему опытное знание Бога. Без благодати же никакое знание Бога, никакое общение с Ним невозможно. Каждый из нас настолько знает Бога, насколько пребывает в нем благодать Святаго Духа.

Итак, чтобы познать Бога, требуется стяжать благодать. Поэтому многие говорят, преподающие этот предмет, что более правильно говорить не «богословие», а «боговедение» или «боговидение».

Как же нужно нам стяжать благодать Духа Святаго? Об этом говорит нам Сам Христос. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8), – говорит Христос. Не «блаженны острые умом», но: «чистые сердцем».

Итак, нужно очистить свое сердце от страстей гордости, тщеславия, злобы, блуда, жадности, зависти, сварливости и тому подобного. Когда душа очистится от этих страстей, приходит благодать, которая дает душе истинное знание Бога. Господь хочет дать нам это знание, Господь хочет показать Себя, открыть нам Свои тайны. Однако, пока человек не очистится, Он ничего не откроет и не покажет ему Бог, потому что неочищенному все дары будут во вред. Поэтому святые все говорят: «Не покусись неочищенным умом и сердцем познавать тайны Божьи, ибо это не пойдет тебе на пользу».

И Николай Сербский, святитель, говорит интересную фразу... Часто мы говорим: «Живи по совести, и тогда все у тебя будет нормально». Да, часто мы слышим такую фразу. Он говорит странные слова: «Совесть, не освященная Евангельским светом, является прямым путеводителем во ад». То есть как тот навигатор, который может тебе показывать неправильный путь, потому что он сбился с верного пути.

Итак, братья и сестры, «богословие без личного опыта, – говорит старец Паисий, – похоже на крота, который пытается описать солнце». Знание Бога в духовном опыте сообщает нам святость и благодатные дары Божии, и потому оно бесконечно важнее, чем знание теоретическое.

Можно задать вопрос: «Что, вы хотите сказать, что знания бессмысленны и бесплодны?» Нет, и то и другое очень важно. Но только первое указывает нам как идти, путь, по которому надо идти, а практическая наша жизнь духовная дает нам сочетание с Богом. И Бог, как говорится, есть Любовь. Подобное познается подобным.

«Не столько мы ищем любовь, – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), – сколько Бог ищет, чтобы мы сделались способными ее принять». Любовь к Богу приобретается любовью к человеку. И святитель Николай Сербский говорит: «Любви не нужен Закон. Любовь есть Закон над законами. Это – новый закон или Новый Завет Христов». И старец Паисий напоминает нам: «Бог, Который есть Любовь, не простит нам равнодушия по отношению к ближнему». «Кто не любит, – говорит Иоанн Богослов, – тот еще не познал Бога, потому что Бог есть Любовь».

И, возрастая в любви и богопознании, будем понимать о том, что и на этом пути нас могут подстерегать те неровности, которые могут искажать и саму любовь. Так, святые отцы говорят: «Обязанность без любви делает человека раздражительным. Ответственность без любви делает человека бесцеремонным. Справедливость без любви делает человека жестоким. Правда без любви делает человека критиканом. Воспитание без любви делает человека двуликим. Ум без любви делает человека хитрым. Приветливость без любви делает человека лицемерным. Компетентность без любви делает человека неуступчивым. Власть без любви делает человека насильником. Честь без любви делает человека высокомерным. Богатство без любви делает человека жадным. Вера без любви делает человека фанатиком. Есть только одна великая преображающая сила – любовь». И поэтому святые отцы говорят, что вера без любви – что тело без души, то есть мертвое.

И святые отцы нам напоминают, что мы должны возрастать в любви. Помните слова Христовы: «Потому узнают, что вы Мои ученики, – говорит Христос в Евангелии, – что между вами есть любовь» (Ин. 13:35). И Ефрем Сирин говорит: «Храни любовь, как зеницу ока, в ней – свет и жизнь». Иоанн Лествичник говорит, что «любовь больше молитвы, потому что молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобщая». И в этот день, когда мы празднуем память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, молимся ему и постараемся ему подражать.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, хотим с вами помнить такую вещь: истинный богослов – это тот, кто исполнил в своей жизни заповеди Христа. Кто любит своих врагов и обидчиков – тот богослов. Кто достиг истинной совершенной молитвы – тот богослов. Кто плачет о своих грехах – тот богослов. Кто пострадал ради Христа – тот богослов. Вот такому богословию нам нужно учиться прежде всего у Иоанна Богослова, молиться ему, иметь его своим предстателем и учителем, в том числе на этом непростом пути.

И в заключение напомним слова одной из самых любимых поговорок Патриарха Пимена (Извекова), который говорил: «Не будьте как верстовые столбы, которые указывают путь куда идти, а сами стоят на месте». И будем возрастать в богопознании, любви, в заповедях Христовых, имея истинное богословие, истинную любовь, через которую мы имеем надежду на наше спасение и на милость Божию, дабы быть в пасхальной радости и в этом веке, и в будущем. И в этот день мы все, братья, молимся соборно, утверждая эту истину в наших сердцах. Христос воскресе!

Иеромонах Серафим (Панич)