Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ка­кое бы ни пос­тиг­ло те­бя огор­че­ние, ка­кая бы ни слу­чи­лась те­бе неп­ри­ят­ность, ты ска­жи: стерп­лю это я для Ии­су­са Хрис­та! Толь­ко ска­жи это, и те­бе бу­дет лег­че. Ибо имя Ии­су­са Хрис­та силь­но – при нем все неп­ри­ят­нос­ти ути­ха­ют, бе­сы ис­че­за­ют; утих­нет и твоя до­са­да, ус­по­ко­ит­ся и твое ма­ло­ду­шие, ког­да бу­дешь пов­то­рять слад­чай­шее имя Его. Гос­по­ди! Даждь ми тер­пе­ние, ве­ли­ко­ду­шие и кро­тость! Гос­по­ди! Даждь мне зре­ти моя сог­ре­ше­ния и ни­ко­го не осуж­да­ти!

преп. Антоний

Царствие Бо­жие ну­дит­ся, и без по­нуж­де­ний его ник­то не по­лу­чал. На­до сно­сить тя­го­ты дру­гих, а для это­го про­си у Гос­по­да тер­пе­ния.

преп. Иосиф

По­тер­пи, и при­дет в свое вре­мя Уте­ши­тель. Гос­подь ска­зал: В тер­пе­нии ва­шем стя­жи­те ду­ши ва­ша (Лк. 21, 19). Где не смо­жешь и не доз­во­ля­ет здо­ровье, там сми­рись и уп­ро­си крот­ко, и глав­ное – по­тер­пи. А че­го не стер­пишь, уко­ри се­бя и про­си у Бо­га по­мо­щи.

преп. Анатолий

Принимающий вас к сердцу 

читать предыдущий фрагмент

 

Уча, как жить, отец Амвросий не докучал наставлениями. Но часто точно вскользь брошенное замечание оставалось навсегда в мозгу и становилось правилом жизни, в котором никогда не пришлось раскаиваться. Он всякое действие и всякое намерение сейчас же оценивал соответствующим словом закона, и все становилось ясно.

Мне кажется, что когда к нему приходили с грехом, он потому не томил упреками, что слишком сильно верил и в возрождающую благодать, и в ту искру Божию, которая достаточно томит душу страданьем за всякую неправду. И он питал в человеке не отчаянье как следствие известного проступка, а общее покаянное чувство и смирение, которое сознает, что без особой помощи Божией тщетны наши лучшие стремления, что наши усилия — не средство, а условия спасения. Но чего он требовал строго — полного повиновения Церкви. Например, он настаивал, чтоб я соблюдал посты. Отчасти по избалованности, отчасти оттого, что было трудно делать это дома, когда все ели скоромное, я этого не исполнял, и это, кроме вреда, мне ничего не приносило. 

Как запыленные деревья после освежающего дождя становятся чисты и бодры, так же действовало на человека общение с отцом Амвросием. Вы были окружены у него таким горячим сочувствием, таким благоволением, что это, давая вам счастье, делало и вас лучшим, потому что истинное сочувствие как-то само возвышает душу тех, кому оказано, и заставляет их строже проверять себя.

И вот, чувствуя на себе такое отношение отца Амвросия, я говорил с ним, рассказывая ему мои планы и желания и обсуждая, как чего достичь.

Ему можно было рассказать все; он все, относящееся до человека, принимал к сердцу. Когда я сказал ему, что мне очень нравится английская гигиена и что я хочу устроить себе такой душ, чтобы без помощи других обливаться из него, он сам мне объяснил, как его устроить. Он разобрал со мною расписание моего дня, назначил количество сна.

Когда я ему рассказал о том, что стараюсь вести книжечку разграфлённую, по методе Франклина, с именами моих недостатков и с отметками всякий день, в каком из них я провинился, он велел её бросить. Он находил, что она развивает самодовольство и что гораздо лучше простое сознание своей негодности и ежечасное понуждение себя к долгу. Тут он сказал слово, которое я часто слышал от него: «Живи попроще, живи попроще».

Сообразуясь с порывистостью моей природы, он в нескольких в разное время сказанных фразах оставил мне предостережения на всю жизнь. И часто потом, по живости своей попав впросак, я с грустью и раскаянием вспоминал его заботливость.

продолжение следует ...

 

Воспоминания Е. Н. Поселянина
Из книги «Оптина Пустынь в воспоминаниях очевидцев»