Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Мы не зна­ем су­деб Бо­жи­их, Он все тво­рит на поль­зу; мы при­вя­за­ны к здеш­ним бла­гам, а Он хо­щет да­ро­вать нам бу­ду­щее бла­го здеш­ни­ми крат­ки­ми бо­лез­ня­ми.

 

прп. Макарий

Ког­да че­ло­век бу­дет снис­ки­вать дух бод­рый, тог­да, при всех не­мо­щах и не­ду­го­ва­ни­ях пло­ти, мо­жет быть спо­ко­ен и до­во­лен сво­им по­ло­же­ни­ем.

прп. Антоний

Что де­лать? Так уж Гос­подь уст­ро­ил, что­бы вре­мен­ная жизнь на­ша без скор­бей не про­хо­ди­ла, как ска­за­но: вся­кая гла­ва в бо­лезнь, и вся­кое серд­це в пе­чаль. Но все­го уди­ви­тель­нее, что ни один свя­той муж, сколь­ко бы ни был свят и со­вер­шен, не про­вел жизнь свою без то­го, что­бы не пре­тер­петь че­го, и — то­го ра­ди, что­бы че­ло­век не пре­воз­но­сил­ся. И ес­ли свя­тые тер­пе­ли, а нам и коль­ми па­че долж­но тер­петь!

прп. Антоний

О смирении. Случай из жизни прп. Иоанна Дамаскина

Смирение можно стяжать посредством послушания. Когда Дамасский Халиф увидел, что над Иоанном совершилось чудо исцеления, то уверовал в Бога, познал невинность Иоанна и предлагал ему место при дворе своем. Но Иоанн отказался и просил только одного, именно, чтобы пустили его в иноческую обитель. Делать было нечего, и Халиф отпустил его. Тогда Иоанн отправился в обитель св. Саввы. Приходит и объявляет о своем желании посвятить себя иноческой жизни. Его, конечно, принимают и отдают в послушание к Старцу.
Старец, принимая Иоанна, спрашивает его:

О смирении. Случай из жизни прп. Иоанна Дамаскина — Зачем ты пришел сюда? Ты ищешь чудных откровений, видений высших, таинств?.. Нет, еще рано, ты недостоин. Сначала тебе надо приобрести смирение.
Иоанн же отвечает:

— Одного ищу я – спасения души своей.

— Да, сначала тебе надо приобрести смирение и послушание.

— Я на все готов.

— Так хорошо. Вот тебе послушание: не смей отселе ничего писать.

Иоанн ничего не возражал и перестал писать, хотя и нелегко ему это было, ибо нельзя ему было писать и в защиту святых икон. Наконец, он не вытерпел и написал чин погребения, который полностью принят церковью и до сих пор совершается нами. Тогда Старец сказал Иоанну:

— Так. Ты ослушался? Иди за это и чисти везде отхожие места.

Иоанн смирился и пошел исполнять новое послушание и, вероятно, не малое время исполнял его. Так как же вы полагаете? Старец по глупости ли по грубости ли наложил на Иоанна такие два тяжких послушания? Нет. Великая мудрость была у Старца. Смысл всего становится ясным из первых слов, которые сказал Старец, принимая Иоанна. Он поставил смирение выше всего, ибо оно поставляет имеющего его выше всего. Святые Отцы называют смирение ризою Божества. Смирение – первое условие спасения: им только мы и можем спасаться.

Из бесед прп. Варсонофия Оптинского