Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ес­ли силь­но про­яв­ля­ют­ся гнев, ро­пот, то это вер­ный приз­нак ду­ши гор­дой. Сми­рись, уко­ри се­бя, и си­лен Гос­подь по­дать ру­ку по­мо­щи и уте­шить.

преп. Анатолий

Есть гре­хи смерт­ные и несмерт­ные; смерт­ный грех это та­кой грех, в ко­то­ром, ес­ли не по­ка­ешь­ся и в нем зас­та­нет смерть, то идешь в ад, но ес­ли ты в нем по­ка­ял­ся, то он тот­час же про­ща­ет­ся. Смерт­ным он на­зы­ва­ет­ся по­то­му, что от не­го ду­ша уми­ра­ет и ожить мо­жет толь­ко от по­ка­я­ния. Грех то же для ду­ши, что ра­на те­лес­ная для те­ла. Есть ра­ны, ко­то­рые мож­но вра­че­вать, ко­то­рые не при­но­сят те­лу смер­ти, а есть ра­ны смер­тель­ные. Так же и гре­хи. Смерт­ный грех уби­ва­ет ду­шу, де­ла­ет ее нес­по­соб­ной к ду­хов­но­му бла­же­н­ству. Ес­ли, нап­ри­мер, сле­по­го че­ло­ве­ка пос­та­вить на мес­то, с ко­то­ро­го отк­ры­ва­ет­ся чуд­ный вид, и спро­сить его: „Не прав­да ли, ка­кой чуд­ный вид, ка­кая кра­со­та", то он, ко­неч­но, от­ве­тил бы, что не чувству­ет этой кра­со­ты, так как у не­го нет глаз, нет зре­ния. То же са­мое мож­но ска­зать о нес­по­соб­нос­ти ду­ши, уби­той гре­хом, к веч­но­му бла­же­н­ству.

преп. Варсонофий

Грех кла­дет пе­чать не толь­ко на ду­шу, но и на внеш­ность че­ло­ве­ка, на его внеш­нее по­ве­де­ние и вид.

преп. Никон

О смирении. Случай из жизни прп. Иоанна Дамаскина

Смирение можно стяжать посредством послушания. Когда Дамасский Халиф увидел, что над Иоанном совершилось чудо исцеления, то уверовал в Бога, познал невинность Иоанна и предлагал ему место при дворе своем. Но Иоанн отказался и просил только одного, именно, чтобы пустили его в иноческую обитель. Делать было нечего, и Халиф отпустил его. Тогда Иоанн отправился в обитель св. Саввы. Приходит и объявляет о своем желании посвятить себя иноческой жизни. Его, конечно, принимают и отдают в послушание к Старцу.
Старец, принимая Иоанна, спрашивает его:

О смирении. Случай из жизни прп. Иоанна Дамаскина — Зачем ты пришел сюда? Ты ищешь чудных откровений, видений высших, таинств?.. Нет, еще рано, ты недостоин. Сначала тебе надо приобрести смирение.
Иоанн же отвечает:

— Одного ищу я – спасения души своей.

— Да, сначала тебе надо приобрести смирение и послушание.

— Я на все готов.

— Так хорошо. Вот тебе послушание: не смей отселе ничего писать.

Иоанн ничего не возражал и перестал писать, хотя и нелегко ему это было, ибо нельзя ему было писать и в защиту святых икон. Наконец, он не вытерпел и написал чин погребения, который полностью принят церковью и до сих пор совершается нами. Тогда Старец сказал Иоанну:

— Так. Ты ослушался? Иди за это и чисти везде отхожие места.

Иоанн смирился и пошел исполнять новое послушание и, вероятно, не малое время исполнял его. Так как же вы полагаете? Старец по глупости ли по грубости ли наложил на Иоанна такие два тяжких послушания? Нет. Великая мудрость была у Старца. Смысл всего становится ясным из первых слов, которые сказал Старец, принимая Иоанна. Он поставил смирение выше всего, ибо оно поставляет имеющего его выше всего. Святые Отцы называют смирение ризою Божества. Смирение – первое условие спасения: им только мы и можем спасаться.

Из бесед прп. Варсонофия Оптинского