Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

По­дыс­ки­ва­ние оп­рав­да­ний се­бе не мо­жет ус­по­ко­ить со­вес­ти, оно толь­ко боль­ше расстра­и­ва­ет че­ло­ве­ка.

преп. Никон

Не­ко­го ви­нить: зло­ба внут­ри нас.

преп. Никон

Мы не мо­жем ина­че поз­нать се­бя, как в со­об­ра­ще­нии с ближ­ни­ми, при­ни­мая от них уко­риз­ны и до­са­ды, яко вра­че­в­ство сво­им ду­шев­ным яз­вам, и уко­ряя се­бя за не­тер­пе­ние, а не их, но, нап­ро­тив, бла­го­да­рить их, что чрез них поз­на­ли свою ду­шев­ную не­мощь, смот­ре­ни­ем Бо­жи­им. Имея же спо­кой­ствие, бла­го­да­тию Бо­жи­ею, опа­сай­тесь ув­ле­кать­ся мне­ни­ем о се­бе, да не па­ки тож­де пост­раж­де­те: вра­ги не дрем­лют, они бо­ят­ся толь­ко сми­ре­ния.

преп. Макарий

Краткое пособие к таинству исповеди

В церковных требниках исповедь своих грехов кающимся грешником обозначена в виде ответов на вопросы священника. Но в наше время утвердилась практика самостоятельного изъяснения своих грехов духовнику. Появилась возможность кающимся шире и глубже исповедать свои прегрешения. Но как это сделать правильно, чтобы не повредить таинству? Ответ на это дает отеческое предание. Вот примеры:
«При исповеди надобно пояснять все свои грехи, кроме разве когда забудешь, а не поверхностно говорить, ибо не исповеданный грех и не разрешается» (прп. Макарий Оптинский)1.

«Святые отцы не советуют грехов чувственности изъяснять подробно, чтобы памятию подробности не осквернять чувств, а прочие грехи, наводящии стыд самолюбию должно объяснять подробнее, с обвинением себя» (он же)1.

«Необходимость исповеди подробной доказывается не только внутренними переживаниями человека, но и самим чином исповеди, изложенным в требнике церковном. Сделать такое примечание побудило то, что некоторые, стыдясь духовника, по различным причинам ищут способа не сказать на исповеди всего подробно, говоря в общих словах, или так, что духовник не может ясно понять, что сделано… но если совесть у человека не потеряна, она не даёт ему покоя до тех пор, пока на исповеди не сказано всё подробно. Не следует лишь говорить подробности лишние, которые не объясняют сути дела, а только живописно рисуют их» (Прп. Никон Исповедник Оптинский)1.

«Старайся быть во время исповеди конкретной. На исповеди не достаточно только назвать свои грехи – к примеру, «я завидую, гневаюсь» и тому подобное», – нужно поисповедывать и свои конкретные падения для того, чтобы получить помощь. А уж если ты исповедуешься в тяжёлом прегрешении, в таком, например, как лукавство, то должна подробно признаться и в том, что ты думала совершая этот грех, и в том, каковы были твои конкретные действия. Не совершая такой конкретной исповеди, ты смеёшься над Христом.» (Прп. Паисий Святогорец)1. Хотя все сказано совершенно ясно, но все-таки приведем несколько практических примеров того, как должно на исповеди изъяснять свои прегрешения:
1) Не следует говорить: «согрешил гордостью», но конкретно объяснить, как она проявилась, например: «командовал, говорил высокомерным тоном» или «имел чувство превосходства над коллегами, якобы я более способный» и т.д.

2) Не следует говорить: «согрешил тщеславием», но, например: «хвастался», «наряжался», или «когда похвалили возникло тщеславное чувство» и т.д.

3) Не следует говорить: «ленился молиться», но определенно: «за прошедшие две недели три раза не прочел вечерние молитвы и несколько раз их сокращал».

4) Не следует говорить: «пьянством», но к примеру: «два раза напился до опьянения, и почти каждый вечер выпивал стакан сухого вина».

5) Не следует говорить: «гневался, раздражался», но «в гневе ругался на домашних» или «внутренне раздражался».

6) Не следует говорить: «обижал родителей» (обижал – это результат, а не само действие), но сказать, как было: «говорил родителям грубые слова, чем их обижал».

7) Не следует просто говорить: «согрешил блудными помыслами», но объяснить, побеждался ими или нет.

8) Не следует говорить: «маловерием», но сказать в чем это проявилось, например: «напали помыслы, что могу заболеть, они вызвали у меня чувство страха, и в результате – душевное расстройство».

9) Не следует говорить о своих состояниях или качествах, например: «у меня нет любви», но нужно объяснить, в чем это проявилось, например: «заболел близкий человек, а мое сердце осталось равнодушным, и я его даже не навестил».

10) Не следует говорить: «ленился на работе», но: «в рабочее время сидел без дела» или «работал медлительно».

Вот примерно по такому принципу необходимо объяснять все что смущало душу, чтобы духовнику все было понятно. И еще одно: преподобный Паисий добавляет: «Когда не имея каких-то серьёзных грехов, я приходил на исповедь к батюшке Тихону, то он мне говорил: песочек, сынок, песочек. Маленькие грешки собираются в целую песочную кучу, которая по весу может превышать один большой камень»1. Поэтому, чтобы «песочек» не растерять, полезно каждый вечер записывать грехи в предназначенную для этого книжечку. Вообще, перед исповедью всегда желательна письменная подготовка, чтобы ничего не запамятовать, и чтобы была возможность проверить написанное. Молитвенно желаем Божией помощи в этом святом деле.


«Душеполезные поучения преподобных Оптинских Старцев», Том 1, Стр. 315.

Там же. Стр. 317.

Там же. Стр. 319-320.

«Слова», Том 3, Часть 5, Гл. 2 «Правильная исповедь».

«Слова», Там же.