Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Про­шу вас жить бла­го­чес­ти­во, что­бы соб­люс­ти ве­ру Пра­вос­лав­ную, что­бы ник­то и нич­то, ни­ка­кие обс­то­я­тель­ства, ни­ка­кие скор­би не мог­ли от­­торг­нуть вас от нее, а для это­го нуж­но неп­ре­мен­но мо­лить­ся, про­сить по­мо­щи Бо­жи­ей сох­ра­нить ве­ру свою не­по­роч­ною.

преп. Никон

Во Свя­том Еван­ге­лии Сам Гос­подь гла­го­лет: бу­ди­те муд­ри яко змия и це­ли яко го­лу­бие (Мф. 10, 16). Муд­рость зми­ина, по из­ре­че­нию тол­ков­ни­ков, сос­то­ит в том, ког­да бь­ют змию, то она бо­лее все­го хра­нит го­ло­ву, так и хрис­ти­а­нин в на­пас­тях и труд­ных обс­то­я­тель­ствах дол­жен бо­лее все­го хра­нить ве­ру; во-вто­рых, муд­рость зми­ина сос­то­ит в том, ког­да змия хо­чет ски­нуть с се­бя ста­рую ко­жу, то про­ла­зит сквозь тес­ную сква­жи­ну, а ина­че с се­бя ста­рую ко­жу ски­нуть не мо­жет; так и хрис­ти­а­нин, ес­ли же­ла­ет сов­ле­щи­ся вет­хо­го че­ло­ве­ка, то дол­жен про­хо­дить тес­ный путь по еван­гельс­ко­му уче­нию. Це­лость же го­лу­би­ная сос­то­ит в нез­ло­бии и про­ще­нии обид или до­сад и по­доб­но­го.

преп. Амвросий

Жен­щи­на без ве­ры жить не мо­жет. Или она пос­ле вре­мен­но­го не­ве­рия опять ско­ро возв­ра­ща­ет­ся к ве­ре в Бо­га, или же на­чи­на­ет быст­ро раз­ла­гать­ся. Дру­гое де­ло муж­чи­на: он мо­жет жить без ве­ры. Ока­ме­не­ет со­вер­шен­но, ста­нет со­ля­ным стол­бом, — та­ким око­че­не­лым и жи­вет. А жен­щи­на так не мо­жет...

преп. Варсонофий

Богослужения на
Санкт-Петербургском подворье Оптиной пустыни 25 и 26 мая 2019 г.

В неделю 5-ю по Пасхе, на Успенском подворье Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь в Санкт-Петербурге были совершены Всенощное бдение, Божественная литургия и крестный ход. Богослужения возглавил наместник Оптиной пустыни епископ Можайский Леонид в сослужении настоятеля подворья игумена Арсения (Мосалева), насельников монастыря в священном сане и клириков Успенского храма.

За богослужением пел мужской хор под управлением Александра Семенова.

После запричастного стиха поздней Литургии иерей Александр (Назин) произнес проповедь, посвященную беседе Господа с самарянкой (см. Ин. 4, 1-54).

После заамвонной молитвы состоялся крестный ход вокруг храма по пасхальному чину.

По окончании Божественной литургии епископ Леонид поздравил настоятеля, братию и прихожан с праздником и обратился со словами проповеди к собравшимся:

Христос воскресе!

Дорогие отцы, братья и сестры! Каждый раз мы приходим на богослужение, вновь и вновь мы вникаем в слова песнопений, слышим отрывки из Священного Писания. В эти дни, когда мы посещаем службу, мы находим ответы на свои жизненные вопросы. Очень важно для нас понимать, что Священное писание, богослужение, не только даёт ответы, но и каждого из нас заставляет задуматься и самим дойти до ответа, который необходим в нашей жизни.

Сейчас пятая неделя по Пасхе, и мы продолжаем праздновать Светлое Христово Воскресение.

Сегодняшнее евангельское чтение было о том, как Господь встретился с самарянкой. И нам очень важно понять, что не только Сам Спаситель приходит к людям и находит тех, кого необходимо воскресить. Но и бывает так, что Господь посылает нас к другим, чтобы мы также Его Божественной силой воскресили своим участием к нему другого человека, который, может быть, находится в расслаблении, который находится в какой-то душевной слепоте и которого необходимо преобразить, чтобы он был совершенно другим, изменился и, действительно, чтобы Господь воскрес в Его жизни.

К нам могут подойти со своими вопросами люди, например, на улице или в храме Божием. И очень важно, чтобы в этих людях мы увидели самарянку, мы увидели того человека, которого необходимо преобразить, и чтобы мы не препятствовали той Божественной силе, которая находится в нас, которую Господь нам дал в праздник Светлого Христова Воскресения, – чтобы эта сила через наши слова преобразила человека, и мы своим бесчувствием, холодностью, безразличием, а, может, даже усталостью, не оттолкнули того человека, который к нам подошел, а наоборот выслушали его с терпением, дали ему какой-то совет или просто посочувствовали.

Это очень важно, дорогие брать и сестры, как мы слышали в Евангельском чтении, что «жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут» (Ин. 4, 36) и «жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9, 37). И поэтому Господь нас посылает и Он выбирает нас жателями на жатву, которая уже созрела (Ин. 4, 35).

Действительно, мы должны не проигнорировать этот призыв, мы должны не потушить в себе Божественную силу, не как-то скрыть ту радость Светлого Христова Воскресения, данную нам в праздник Пасхи. Наоборот – обильно и щедро ей делиться, раздавать её тем людям, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни и через это понимать, что мы не сами приводим этого человека ко христианству, не сами приводим ко Христу, но являемся Его орудиями, поэтому мы должны радоваться, что Господь избирает нас, доверяет нам, это очень важное и очень ответственное дело и, самое главное, надо понимать, что через это дело мы и становимся искренними настоящими последователями Господа нашего Иисуса Христа.

Дорогие отцы, братья и сестры, ещё раз поздравляю вас с праздником Светлого Христова Воскресения и каждому из нас пожелание: чтобы мы не таили в себе пасхальную радость, но, наоборот, щедро делились ею и через это понимали, что она преувеличивается, обильно преумножается и, вместе с тем, эта радость обновляет другого человека, – и так происходит в каждом из нас воскресение, мы преображаемся в новую жизнь. Спаси, Господи! Христос Воскресе!

В ответном слове игумен Арсений сказал:

Дорогой владыка Леонид, мы все очень рады и все благодарим Вас, что Вы приехали к нам, отслужили в нашем храме Литургию, где Вас знают, где Вас любят, где Вас всегда ждут. Часто мы за житейской суетой, делами, городской повседневностью на подворье приходим такое состояние некой усталости, и вот уже нет сил... Но вот приходит человек, как в сегодняшнем чтении пришел Господь к самарянке, и оживляет... И мы знаем, что от апостольским времен именно епископам, от самых первых двенадцати апостолов, дана такая сила, такая божественная искра, которая «зажигает» самые потухшие сердца. И вот, дорогой владыка Леонид, так и Вы сегодня щедро поделились с нами этой Божественной благодатью – Божественным чистым источником живой воды.

Ссылка на полный фотоальбом мероприятия.

Историческая справка о подворье:

Архитектурный ансамбль монастырского подворья на Васильевском острове Санкт-Петербурга построен в 1894–1900 гг. по проекту выдающегося архитектора Василия Косякова, автора Морского собора в Кронштадте, Казанского храма Новодевичьего Воскресенского монастыря и ряда других известных проектов храмов.

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1897 году. 18 декабря 1897 года освящен главный придел храма в честь Успения Божией Матери, а на следующий день — боковой придел в честь Собора преподобных отцов Киево-Печерских.

В январе 1935 года церковь была закрыта и превращена в склад. В 1961 году в здании открылся первый в Ленинграде каток с искусственным льдом.

В июне 1991 года осуществилось возвращение здания храма Русской Православной Церкви — Введенскому ставропигиальному мужскому монастырю Оптина Пустынь. Началось восстановление разрушенного храма, ремонтно-реставрационные работы, воссоздание живописи и убранства.

В 2011 году по архивным фотографиям и чертежам был заново собран исчезнувший после 1935 года иконостас.

15 сентября 2013 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был совершен чин Великого освящения восстановленного храма.