Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

В церк­ви, ког­да ди­а­вол за­ты­ка­ет те­бе уши и сме­жа­ет гла­за, ста­рай­ся чи­тать Ии­су­со­ву мо­лит­ву. Вни­май по си­ле ка­физ­мам, они пос­ле те­бе ус­ла­дят­ся. В них мно­го кра­со­ты и сла­дос­ти, ко­то­рые раз­го­нят сон и уны­ние.

преп. Анатолий

В церк­ви не бес­чи­н­ствуй, т.е. не го­во­ри и гла­за­ми не во­ди, а то Бог по­пус­тит ди­а­во­лу сквер­нить и твою хра­ми­ну.

преп. Анатолий

В церк­ви не долж­но го­во­рить. Это злая при­выч­ка. За это по­сы­ла­ют­ся скор­би.

преп. Амвросий

Отчего люди грешат?

Благодатные советы оптинских старцев оживляли души, побуждали людей идти по пути спасения и христианского совершенствования. В кратких наставлениях содержался богатый духовный опыт, приобретенный годами внимательной молитвенной жизни под руководством опытных духовных наставников.

Преп. Амвросий Оптинский

О высоте и ответственности старческого служения первый агиограф старца Амвросия архимандрит Григорий (Борисоглебский) писал: «В Оптинскую обитель, к старцу, стали стекаться посетители со всех концов Руси и в громаднейшем числе. Все шли с сильною верой и с глубокой надеждой. Многие приходили не за исцелением только духовных недугов, но и за уврачеванием телесных болезней. К старцу шли прямо как к святому человеку. К нему несли показывать самые глубокие и застарелые душевные раны, которых не могли залечить в мире. К нему шли люди всяких званий – и знатные, и простые, и богатые, и бедные – и все шли с верой и надеждой»1.

Очень часто паломники для памяти записывали наставления старца Амвросия, которые после его кончины были собраны и опубликованы в его Жизнеописании.
– Отчего люди грешат? – нередко спрашивал старец. И давал такой ответ:
– Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают, если же не забывают, то ленятся, унывают. Наоборот, так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности – служить Богу, от лености же и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения.

Это три исполина – уныние, или леность, забвение и неведение, от которых связан весь род человеческий нерешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: «Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене смиренного и окаянного раба Твоего уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления…»

Одним из препятствий на пути спасения старец Амвросий называл уныние, которое определял следующим образом: «Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться, в церковь ходишь с небрежением, и весь человек ослабевает».

Для духовного назидания старец складывал свои поучения в форму присказки: «Отчего человек бывает плох? – Оттого, что забывает, что над ним Бог», «Скука – унынию внука, а лени – дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь».

Чтобы побороть леность, которая отдаляет от дел благочестия, старец Амвросий советовал всегда держать в памяти евангельские слова: «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11, 12).

В письме к одному своему духовному чаду старец писал, что «желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова преподобного Петра Дамаскина, что спасение совершается между страхом и надеждой. А желать видеть свое спасение ясно как на ладони, – желание и мнение ошибочное. Ежели в видимой природе постоянная бывает перемена, – то тихо, то ветрено и бурно, то ясная погода, то дождливое время, а иногда неожиданный мороз или град, и подобное тому, то кольми паче в духовной жизни бывают прелоги и неожиданные изменения».

«Всякий, хоть и маленький грешок надо записывать, как вспомнишь, а после каяться», – наставлял старец Амвросия.

Когда душевные язвы открыты и уврачеваны в Таинстве исповеди, то душа, очищается от греха и слова устремляется к Богу. В «Православной энциклопедии» грех определяется как «нарушение норм бытия тварного мира, установленных Богом». Таким образом, избавление от греха, искоренение его в нашем сердце, позволяет вновь восстановить «нормы бытия», заповеданные Самим Богом.

Прислушается внимательно к советам преподобного Амвросия, которые, по словам архимандрита Иоанна (Маслова), «согревали охладевшие сердца, открывали душевные очи, просвещали разум, призывали людей к раскаянию, душевному миру и духовному возрождению; они покоряли сердца людей, вселяя в них благодатный мир и тишину. Словом – вот чем служил миру старец Амвросий. Его слово горело огнем неотразимого благодатного убеждения; оно согревало теплотой любви каждое сердце, несло всем мир и счастье. Старец, подобно апостолам, звал всех к жизни небесной; он каждого призывал стяжать нетленное богатство Богосыновства, соделаться наследником Царствия Божия»1.


Григорий (Борисоглебский), архим. Сказание о житии оптинского старца отца иеросхимонаха Амвросия. Серпухов, 2015. С. 133– 134.

Иоанн (Маслов), архим. Оптинский старец Преподобный Амвросий и его эпистолярное наследие // Богословские труды. 1990. Т. 30. С. 128.