Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Пи­са­ние го­во­рит, что мно­ги­ми скорбь­ми по­до­ба­ет нам вни­ти в Царствие Бо­жие (Де­ян. 14, 22). Вот лю­бовь-то на­ша ка­кая к Не­бес­но­му Же­ни­ху! На сло­вах лю­бим и же­ла­ем Его, а кос­нись де­лом, мы и пла­кать.

преп. Анатолий

Свя­той апос­тол го­во­рил: Чад­ца, лю­би­те друг дру­га (ср.: 1 Ин. 3, 18-19), сми­ряй­тесь, сми­ряй­тесь. По­то­му что ес­ли ко­го лю­бишь (а лю­бить на­до каж­до­го, по­то­му что каж­дый че­ло­век есть об­раз Бо­жий, да­же ес­ли он, т.е. об­раз Бо­жий, в че­ло­ве­ке за­г­ряз­нен, он мо­жет от­мыть­ся и быть опять чис­тым), то и сми­ря­ешь­ся пе­ред ним. Где лю­бовь, там и сми­ре­ние, а где зло­ба – там гор­ды­ня. Про­шу и же­лаю, что­бы меж­ду ва­ми бы­ла лю­бовь.

преп. Никон

На­до лю­бить вся­ко­го че­ло­ве­ка, ви­дя в нем об­раз Бо­жий, нес­мот­ря на его по­ро­ки. Нель­зя хо­лод­ностью отстра­нять от се­бя лю­дей.

преп. Никон

Схимонах Иоанн (Малиновский) «Христолюбивый ревнитель и защитник спасительной истины»

В 2021 году Оптина Пустынь будет отмечать 200-летие со дня основания Иоанно-Предтеченского скита. К этой дате приурочены статьи, посвященные истории скита и ее святых подвижников.

Иеросхимонах Иоанн (Малиновский)

Одним из первых оптинских писателей, к сожалению, в настоящее время практически забытый и мало известный широкому читателю, является иеросхимонах Иоанн (Малиновский) (1763‑1849). Его книги, посвященные полемике со старообрядцами, были подготовлены в скиту Оптиной Пустыни и опубликованы в первой половине XIX века.

Оставшись в детстве сиротой, будущий оптинский инок был воспитан старообрядцами, в 17 лет удалился в Керженские леса недалеко от Нижнего Новгорода. У старообрядцев был пострижен в монашество с именем Исаакий. Видя постоянные нестроения и разномыслие внутри своих собратий, он стал посещать православные храмы и монастыри.

Позднее об этом периоде о. Иоанн писал: «Путешествуя по сим местам, по любопытству своему, я нередко входил с благоразумными людьми в разговоры, в рассуждении Православия Российской Церкви, и о раскольническом состоянии. Они представили мне как из Священного Писания, так и из разных церковных учителей достовернейшие и убедительные доказательства того, что у нас в России в Православной Церкви ересей и отступлений от правоверия никаких не имеется; но правоверие в оной сохраняется и сияет, яко солнце, в полной мере, так как оно сияло и в древности. Притом они доказывали и то, сколько потребно для душевного спасения соединение со Св. Церковью. Яко корабль для преплытия моря потребен, тако и Церковь для безбедного преплытия житейского моря к Царству Небесному; ибо без нее спастися невозможно. И грех отступления от Св. Церкви столь душевреден, что сего греха даже и смерть мученическая загладить не в состоянии»1 .

Сердцем восприяв истинность Православного вероучения, о. Иоанн пытался убедить в этом и своих собратьев-раскольников, за что претерпел множество побоев с их стороны. В 1808 году он поступил в единоверческий Корсунский монастырь Таврической области, где был посвящен в иеродиакона и иеромонаха. Через 10 лет переместился в православный Балаклавский монастырь в число духовенства Черноморского флота. В 1825 года определен на покой в Александро-Свирский монастырь. В 1829 году перешел в Александро-Невскую лавру, и, наконец, по собственному желанию был переведен в скит Оптиной Пустыни, куда прибыл в августе 1834 года и поступил под духовное руководство преподобного старца Льва, возродителя старчества в знаменитой обители. Здесь же в 1836 году на 74-м году жизни был пострижен в схиму.

Собственный жизненный опыт о. Иоанна, а также духовная потребность убедить и просветить старообрядцев помогали ему в его литературных трудах.

В предисловии к книге «Доказательства непоколебимости и важности святой, соборной и апостольской кафолической церкви восточной, из разных старопечатных книг и из других достоверных церковных писаний собранные для убеждения старообрядцев» о. Иоанн писал: «К сожалению, правоверных ревностных сынов православной грекороссийской Церкви, ныне находится в любезном отечестве нашем, правоверной России, премножество людей, под названием старообрядцев, кои по крайнему неведению и простоте, чрез обольщение злонамеренных развратников, отлучили от матери нашей святой соборной и апостольской кафолической Церкви, и по причине сего отступления среди них возникло множество разных сект под разными названиями, несогласных между собою во мнениях, а между тем каждая секта по невежеству своему думает, и других уверяет, будто в ней только одной имеется св. церковь и спасение, а у других нет»1 .

По воспоминаниям современников, «во все свободное время, оставшееся от молитвенного правила, он пребывал в уединении и упражнялся в чтении душеполезных книг, из коих выписывал места, служившие доказательством к обличению раскольнических мудрований»1 .

Это искреннее рвение и усердие в просвещении старообрядцев поддерживали его духовник преподобный Лев и настоятель Оптиной Пустыни преподобный Моисей, по благословению которых о. Иоанн подготовил свои труды.

Помимо многочисленных рукописных сочинений, о. Иоанн подготовил к печати шесть книг:
1) «Доказательства о древности трехперстного сложения и святительского имянословного благословения от разных достоверных древних и новых писателей для убеждения раскольников» (М., 1839).
2) «Дополнения к доказательствам о древности трехперстного сложения» (М., 1839). Трехперстное сложение старообрядцы именуют печатью антихриста и учат, что кто крестится тремя перстами, те уже спастись не могут. По замечанию о. Иоанна, именно это расхождение удерживает многих от обращения в Православие. Поэтому этот труд является одним из основных в наследии о. Иоанна. Уже в 1840 году он подготовил дополненное 2-е издание книги «исправленное и умноженное самонужнейшими и убедительными доказательствами, с присовокуплением о церкви и о важности архиерейского сана», которое сохранилось в рукописном варианте1 .
3) «Дух мудрования некоторых раскольнических толков» (М., 1841).
4) «Обличение заблуждений раскольников-перекрещеванцев с показанием истинного крещения, совершаемого в православной восточной Церкви, и о неповторяемости сего таинства» (СПб., 1847).
5) «Доказательства непоколебимости и важности святой соборной и апостольской кафолической Церкви восточной, из разных старопечатных книг и из других достоверных церковных писаний собранные, для убеждения глаголемых старообрядцев» (М., 1849).
6) «Беседа в разрешение старообрядческих сомнений о принятии благословенных священников от православной восточной Церкви, представляющая доводы и свидетельства от Священного Писания, правил Вселенских соборов, от разных старопечатных книг, старообрядцами уважаемых, из творений достоверных церковных писателей» (М., 1851).

Большое внимание к трудам о. Иоанна, как и ко всем изданиям Оптиной Пустыни, проявлял митрополит Московский Филарет (Дроздов), а также цензор изданий протоиерей Феодор Голубинский.

Отец Феодор по благословению митрополита Филарета просил автора смягчить некоторые выражения в книге «Доказательства о древности трехперстного сложения…», которые могут показаться чересчур резкими и смутить старообрядцев:
«Ваше Высокопреподобие! Достопочтеннейший отец Иоанн! Христолюбивый ревнитель и защитник спасительной истины! <…> С тем же кротким благодушием, которым одушевлены Ваши письма, прошу Вас принять некоторое затруднение, которое должны мы предложить Вам по воле нашего Высокопреосвященнейшего митрополита. До него дошли жалобы от старообрядцев благословенной единоверческой церкви на то, что в вашей книге о древности триперстного сложения двуперстное сложение названо прелестию вражиею. Такую укоризну он находит несообразною, когда уже Св. Синод по снисхождению дозволил в единоверческих церквах двуперстное сложение, и когда при оном не имеются в мысли никакой ереси»1 .

Труд о. Иоанна на поприще защиты православия и убеждения старообрядцев был поистине титаническим. Каждая книга неоднократно переписывалась, дорабатывалась. О. Иоанн писал полууставом, и практически каждая рукопись содержит вклейки, различные исправления, написанные его почерком. В подтверждение своих мыслей он старался сделать как можно больше выписок из тех книг, которые принимали и уважали старообрядцы.

Все произведения о. Иоанна написаны динамичным и ярким языком. В «Чистосердечной исповеди иеросхимонаха Иоанна, обратившегося из раскола к православной кафолической церкви» он искренно рассказывает о своей жизни. Исповедь в качестве отдельной главы вошла в книгу «Дух мудрования некоторых раскольнических толков».

Жизнеописание о. Иоанна, где отмечены многие его личные качества, было составлено в скиту Оптиной Пустыни, позже опубликовано в «Историческом описании Оптиной Пустыни» Леонида (Кавелина), в сборнике «Отечественные подвижники благочестия XVIII–XIX вв.»1 и многих других.


Дух мудрования некоторых раскольнических толков. М., 1841. С. 18.

Доказательства непоколебимости и важности святой, соборной и апостольской кафолической церкви восточной, из разных старопечатных книг и из других достоверных церковных писаний собранные для убеждения старообрядцев, Козельской Введенской Оптиной Пустыни грешным иеросхимонахом Иоанном. М., 1849. С. I–II.

Никон (Беляев), преп., Иосиф (Полевой), иером. Жизнеописания почивших скитян / Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 340.

НИОР РГБ. Ф. 214. Опт-435.

НИОР РГБ. Ф. 213. К. 65. Ед. хр. 2.

<Никодим (Кононов), архим.> Иеросхимонах Иоанн Оптинский / Отечественные подвижники благочестия XVIII–XIX вв. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1996. Сентябрь. С. 65–69.

Подготовила В.В. Каширина