Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что­бы быть мо­на­хи­ней, на­до быть ли­бо же­лез­ной, ли­бо зо­ло­той... Же­лез­ной – зна­чит иметь боль­шое тер­пе­ние, а зо­ло­той – боль­шое сми­ре­ние.

преп. Амвросий

Мо­на­ше­ст­во есть бла­же­н­ство, ка­кое толь­ко воз­мож­но для че­ло­ве­ка на зем­ле, вы­ше это­го бла­же­н­ства нет ни­че­го. И это по­то­му, что мо­на­ше­ст­во да­ет ключ ко внут­рен­ней жиз­ни. Бла­же­н­ство внут­ри нас, на­до толь­ко отк­рыть его. Пол­ное бла­же­н­ство на не­бе, в бу­ду­щей жиз­ни оно толь­ко про­дол­жа­ет­ся.

преп. Варсонофий

Ес­ли мо­нах пре­бы­ва­ет в мирс­ком до­ме, то на не­го смот­рят как на ми­ря­ни­на. Нель­зя мо­на­ху дол­го пре­бы­вать в ми­ру. Как ры­ба без во­ды, так и мо­нах вне мо­нас­ты­ря.

преп. Никон

Воплощенная кротость

Глубочайшее смирение отца Иосифа соделало его душу сосудом, способным вместить, удержать и преумножить добродетели и духовные дарования своего великого отца и старца, преподобного Амвросия. Слова Спасителя: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29) предстают как бы эпиграфом ко всей его жизни.

Воплощенная кротостьОн никогда ничем не выделял себя, тихо делал свое дело, был преданнейшим помощником старца Амвросия, держал себя чрезвычайно скромно и добросердечно. Любовь отца Иосифа к преподобному старцу Амвросию была такая же тихая и благоговейная, как и вся его жизнь. Он не любил высказывать своих чувств, но приверженность его к Старцу была глубока и искренна.

Однажды скитская братия была перепугана приходом какого-то неизвестного человека, который размахивал пистолетом и кричал: «Иду к отцу Амвросию!» Никто не решался подойти к нему, боясь, что он выстрелит, а он между тем направлялся в «хибарку». Кто-то предупредил отца Иосифа. Он нисколько не смутился, со спокойным видом и, вероятно, с тайной молитвой вышел к этому странному человеку и кротко спросил его, что ему нужно. «Мне нужно видеть отца Амвросия», – отвечал тот, потрясая пистолетом. Преподобный Иосиф, невозмутимо глядя ему в глаза, осенил его знамением креста. Незнакомец сейчас же опустил руку, и одному из присутствующих удалось отнять пистолет. 

Человек тот оказался душевнобольным, а этот случай показал, какая самоотверженная любовь к старцу Амвросию была у его ученика.

Из книги «Преподобные Старцы Оптинские»