Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Си­ла стра­да­ний не в ве­ли­чи­не са­мих стра­да­ний, а в том, как че­ло­век пе­ре­но­сит эти стра­да­ния. Иног­да по ви­ди­мо­му нич­тож­ные обс­то­я­тель­ства при­чи­ня­ют че­ло­ве­ку ве­ли­чай­шее го­ре. На­до со­чу­в­ство­вать. И один и тот же факт по ви­ди­мос­ти раз­ным лю­дям при­чи­ня­ет стра­да­ния в раз­ной сте­пе­ни. Это за­ви­сит от то­го, как че­ло­век при­ни­ма­ет их.

преп. Никон

Неп­рес­тан­ные скор­би, по­сы­ла­е­мые Бо­гом че­ло­ве­ку, суть приз­нак осо­бо­го Бо­жия про­мыш­ле­ния о че­ло­ве­ке. Смысл скор­бей мно­го­раз­ли­чен: они по­сы­ла­ют­ся или для пре­се­че­ния зла, или для вра­зум­ле­ния, или для боль­шей сла­вы. Нап­ри­мер, за­бо­лел че­ло­век и скор­бит об этом, а меж­ду тем этою бо­лезнью он из­бав­ля­ет­ся от боль­ше­го зла, ко­то­рое он на­ме­ре­вал­ся сде­лать.

преп. Варсонофий

Ес­ли обы­мут тя скор­би – ра­дуй­ся, ибо ты тог­да идешь ис­тин­ным пу­тем. А кто не от­бе­га­ет от скор­бей и не­сет оные по си­ле, тот и по­лу­чит Царство Веч­ное.

преп. Анатолий

Архимандрит Даниил (Кушнев) – создатель Предтеченского скита

К середине XIX века Оптина пустынь становится всемирно известным духовным оазисом, средоточием русского старчества. Трудно найти в России православного человека, не слышавшего имен великих оптинских старцев: Льва и Макария, Амвросия и Анатолия, Варсонофия и Нектария. Однако своим расцветом монастырь обязан не только старцам, но и их предшественникам, на плечи которых легло бремя возрождения и благоустроения бедной третьеразрядной обители. Одним из них был архимандрит Даниил (Кушнев) – именно в бытность его настоятелем при Оптиной был основан Иоанно-Предтеченский скит.

Сведения о раннем периоде жизни архимандрита Даниила крайне скудны. Известно, что он происходил из духовного сословия и приходился родственником святителю Филарету (Амфитеатрову), одному из инициаторов создания скита.

Святитель Филарет (Амфитеатров)

Отец Даниил окончил Орловскую духовную семинарию (до 1827 года находилась в городе Севске) и служил священником в соборе города Брянска. 1 ноября 1809 года он поступил в качестве ризничного в Орловский архиерейский дом, а в октябре 1819 года был назначен экономом Калужского архиерейского дома. 21 февраля 1820 года он был пострижен в монашество, а в сентябре того же года епископом Филаретом (Амфитеатровым) возведен в сан игумена и назначен настоятелем Оптиной пустыни.

Архимандрит Леонид (Кавелин) в своем «Историческом описании Козельской Оптиной пустыни» писал о епископе Филарете: «…любитель безмолвной и пустынной жизни, он весьма много покровительствовал пустынной обители Оптиной, нередко осчастливливал ее своим посещением, проживая иногда (во время постов) по целым неделям; и в незабвенный памятник своего благоволения основал при пустыни Скит во имя святого Иоанна Предтечи, первого новоблагодатного пустынножителя» [2, с. 109]. Желая устроить скит как средоточие духовного подвижничества, в 1820 году святитель обратился к одному из учеников преподобного Паисия Молдавского, иеросхимонаху Афанасию (Степанову), руководителю Рославльских пустынножителей. В письме к старцу святитель пригласил отца Афанасия и его учеников поселиться для пустынножительства при Оптиной пустыни, причем место для скита предложил выбрать самим. Старец Афанасий хорошо знал Оптину пустынь – он прожил здесь с 1795 по 1805 год, некоторое время был духовником, но обстоятельства не позволили ему оставить своего пустынного безмолвия. Во исполнение желания и воли владыки он отпустил и благословил на дело сие четырех монахов: отцов Моисея и Антония (Путиловых, будущих оптинских преподобных), Савватия и Иоанна.

Старцы Моисей и Антоний (Путиловы)

Архимандрит Леонид (Кавелин) в «Историческом описании» сообщает: «Приглашая из Рославльских лесов пустынников для устройства при Оптиной пустыни скита, преосвященный отзывался о игумене Данииле следующим словами: ‟И настоятель теперешний, отец игумен Даниил, очень рад будет пришествию вашему. Он человек весьма добрый, благоразумный и монахолюбивый. Вы его полюбите”» [2, С. 109].

План построения скита, составленный игуменом Даниилом и монахом Моисеем (Путиловым), был утвержден епископом Филаретом 17 июня 1821 года: «По сему начертанию строить скит да благословит Господь Бог и благодатию Своею да поможет совершить». Монах Моисей (Путилов) и другие пустынники, а также оптинский схимонах Вассиан (Гаврилов), всего пять человек, приступили к подготовке территории: они вырубили лес, очистили место от пней и построили себе келью из срубленного леса на юго-восточной стороне.

В Летописи скита есть подробный рассказ о том, как все происходило: «6 июня 1821 года прибыли они в Оптину пустынь при настоятеле оной игумене Данииле. Явились в Калугу к преосвященнейшему Филарету, чем много утешилась боголюбивая его душа, видя начинающееся приводиться в действо благое его желание. По довольной духовной беседе получили от него пастырское наставление и благословение на избрание места близ Оптиной пустыни в лесу. По избрании которого в лесу от монастыря, на восточной стороне, в конце монастырского владения, расстоянием от монастыря во 170 саженях (362 м)… имея благословение архипастыря, призвав помощь Божию, отец Моисей с вышеписанными братиями и схимонахом Вассианом приступили к делу: начали рубить лес, находящийся на оном месте (большею частью сосновый, из коего и церковь скитская построена), и очищать от кореньев своими руками и наймом рабочих людей. В чем они много труда и нужды приняли, не смея обременять обитель к содержанию их потребностями, но имели вспомоществование от козельских граждан – купцов и впоследствии благотворителей и попечителей о устроении скита и во оном церкви: Дмитрия Васильевича Брюзгина и Феодора Тимофеевича Третьякова. По очищении места, сколько возможно было, на первый раз выстроили для жития небольшую келию на юго-восточной стороне и жили во оной все пятеро вкупе общежительно. Потом все оное место обнесли вокруг дощатым забором и приступили к строению церкви во имя Собора честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, по благословению того ж преосвященнейшего Филарета. 16-го числа августа после обедни отец игумен Даниил, пришедши на назначенное место со скитскою братиею, начали рыть рвы для фундамента под церковь, положив несколько поклонов на восток. Игумен Даниил, взяв лопату, сказал: ‟Да будет на сем месте благословение пустыни Иордановой и всех, тамо безмолвствовавших!ˮ Сделана закладка церкви того ж августа 18-го дня (после обедни с малым крестным ходом без звона, при чем были иеромонахи Феодосий и Иларий и иеродиакон Афанасий), и названа домовою церковью с келиями при оной для архиерейского приезда, которая сооружена деревянная, на каменном фундаменте, и под оную каменный выход; церковь покрыта листовым железом, а келии тёсом. По окончании строения 1822 года февраля 5-го дня освящена оная игуменом Даниилом. Постройка производима была, как церкви, так и братских келий, под надзором отца Моисея, помощью вышеписанных благотворителей Д. В. Брюзгина, Ф. Т. Третьякова. Иконостас сделан усердием помещика Павла Николаевича Хрущова; снабжена всею утварью церковною и книгами от московских купцов: Николая Афанасьевича Самгина, Григория Феодоровича Маркова и Кирилла Ивановича Путилова (брата означенного отца Моисея) и других благотворителей» [Летопись, С. 14-16].

После согласования с отшельниками епископ Филарет определил игумену Даниилу основные скитские правила: вход монастырским братиям в скит только с разрешения настоятеля, полный запрет для женщин, а мирянам только с согласия скитского старца. Также святитель просил игумена Даниила оказывать посильную помощь скитянам и особо подчеркнул запрет трогать лес возле скита, чтобы сохранить уединение.

Основание Предтеченского скита.
В центре: митрополит Филарет. Справа: игумен Даниил (Кушнев). Взято из: Зеленина Я.Э. Портреты русского духовенства. Новые атрибуции
Предтеченский скит Оптиной пустыни (литография XIX века)

В том же году владыка «открыл» постриг монаха Моисея (Путилова), пока неофициального скитоначальника, рукоположил его во иеромонаха и назначил общим духовником Оптиной пустыни. Впоследствии установилась традиция: скитоначальник являлся братским духовником. За последующие четыре года на территории скита были построены кельи, посажен сад, устроены два пруда.

1 июня 1822 года игуменом Даниилом была заложена каменная трапезная церковь во имя святителя Николая (впоследствии ставшая храмом во имя преподобной Марии Египетской и праведной Анны).

Еще одним знаменательным событием в период настоятельства игумена Даниила был переход обители на общежительный устав Коневского монастыря, который был утвержден епископом Филаретом 8 сентября 1824 года, на что святителем была выдана грамота с соответствующей подписью.

В 1825 году игумена Даниила назначили настоятелем Лихвинского Покровского Доброго монастыря и возвели в сан архимандрита. Однако, там он пробыл недолго: уже в 1827 году его перевели в Трубчевский Спасо-Челнский монастырь Орловской епархии, которым он управлял вплоть до своей смерти 2 июня 1835 года.

Спасо-Челнский Трубческий монастырь (фото начала XX века)

Литература

[1] Насельники Оптиной пустыни XVII – XIX веков: биографический справочник / сост., вступ. статья иером. Платона (Рожкова). Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2017.

[2] Кавелин Лев. Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и состоящего при ней Скита Св. Иоанна Предтечи, 1847.

[3] Летопись скита во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни. Т.1. М.: 2008.

[4] Зеленина Я.Э. Портреты русского духовенства. Новые атрибуции // IV Деминские чтения. Отчетная научная конференция Музея имени Андрея Рублева по итогам 2018 года. 3 – 4 апреля 2019 года. Тезисы докладов. Сост. науч. Ред. Комашков Н.И. С. 57-63.

Иерей Павел Арцабович