Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ох­ра­нять свою ду­шу от по­мыс­лов – это труд­ное де­ло, зна­че­ние ко­то­ро­го да­же не­по­нят­но лю­дям мирс­ким. Не­ред­ко го­во­рят: за­чем ох­ра­нять ду­шу от по­мыс­лов? Ну, приш­ла мысль и уш­ла, че­го же бо­роть­ся с нею? Очень они оши­ба­ют­ся. Мысль не прос­то при­хо­дит и ухо­дит. Иная мысль мо­жет по­гу­бить ду­шу че­ло­ве­ка, иной по­мысл зас­тав­ля­ет че­ло­ве­ка вов­се по­вер­нуть на жиз­нен­ном пу­ти и пой­ти сов­сем в дру­гом нап­рав­ле­нии, чем он рань­ше шел. Свя­тые от­цы го­во­рят, что по­мыс­лы есть от Бо­га, по­мыс­лы от се­бя, т.е. от сво­е­го ес­те­ст­ва, и по­мыс­лы от бе­сов. Для то­го, что­бы раз­ли­чать, от­ку­да при­хо­дят по­мыс­лы, вну­ша­ют­ся ли они Бо­гом, или враж­деб­ной си­лой, или про­ис­хо­дят от ес­те­ст­ва, тре­бу­ет­ся ве­ли­кая муд­рость.

преп. Варсонофий

Сог­ла­сие с по­мыс­ла­ми гре­ха есть об­ще­ние с вра­гом, от­сю­да отс­туп­ле­ние от нас си­лы Бо­жи­ей и по­мо­щи.

преп. Никон

В по­мыс­лах са­мох­ва­ле­ния – на­до смот­реть свои гре­хи и пом­нить, что без по­мо­щи Бо­жи­ей мы ни­че­го доб­ро­го и по­лез­но­го не сде­ла­ем, на­ши од­ни толь­ко не­мо­щи и гре­хи.

преп. Иларион

Любимое стихотворение 

 Послушник Николай Беляев (в будущем преподобноисповедник Никон Оптинский) был близким учеником преподобного Варсонофия Оптинского, по благословению которого с 1907 года вел дневник, в который записывал наставления своего старца, духовные размышления, описывал жизнь Оптинского скита.

2 ноября 1908 года Николай Беляев записал: «Я недавно узнал у самого Батюшки, что он писал стихотворения, и они есть в печати листками. Одно из них, “Иисусова молитва”, мне очень понравилось. Другие, которые я читал, не так нравятся мне».

В стихотворении описывался тернистый, но благодатный путь подвижника, опытного делателя Иисусовой молитвы.

Ее начало – тесный путь.
Душе тревожной негде отдохнуть.
Болезни и труды, великие страданья,
Смущений вихрь, презренье, порицанье
Подвижника встречают; видит он,
Как скорби восстают со всех сторон,
И он стоит исполненный сомнений,
Тревожных, тяжких дум, недоумений,
Томлением объятый и тоской.
Неведомы ему ни радость, ни покой,
И помощи не ждет он ниоткуда,
Как только от Спасителя Христа.

Послушник Николай спросил у своего наставника о духовным смысле этого стихотворения Старец Варсонофий ответил:

– Путь молитвы Иисусовой есть путь кратчайший, самый удобный. Но не ропщи, ибо всякий, идущий этим путем, испытывает скорби. Раз решился идти этим путем, пошел – то не ропщи: если встретятся трудности, скорби – нужно терпеть... Допустим, нужно пройти Козельск (это, вероятно, Батюшка сказал только так, для примера). Есть два пути: один – лесом, другой – полями. Лесом – сухая дорога, но в обход идет, а полями, хотя и значительно ближе, но встречаются болота. Вы решаетесь идти полями, желая прийти поскорее, но не пеняйте тогда на себя, если придете в Козельск с одной галошей и мокрый. Так и здесь, надо быть готовым на все.

Укрепляя делателя Иисусовой молитвы, автор стихотворения обращается к нему с такими словами:

Мой друг о Господе! Дерзай!
Не прекращай великой, тяжкой битвы
И поле бранное отнюдь не покидай
Не оставляй божественной молитвы!
Пребуди в подвиге до смерти, до конца:
Победа ждет тебя, духовного борца.

Главная цель христианской жизни – это спасение души, подготовка себя к Вечности:

Живи для вечности, для Бога,
Единой истинной и вечной красоты, –
Всю жизнь Ему всецело посвяти.

Старец Варсонофий поделился с учеником и своим личным духовным опытом:

– Здесь нет ничего сочиненного, все это вылилось у меня из сердца. Вам, вероятно, особенно понравился конец... Это состояние – переход к внутренней молитве в сердце – нельзя передать на словах так, как оно есть на самом деле. Его поймет и может понять только тот, кто сам его испытал...

В стихотворении говорится: “И ты увидишь, полный изумления, иной страны сияющую даль...” Да, именно “полный”, то есть все существо человека исполнится изумлением, увидев “иной страны сияющую даль”. Я откровенно говорю вам: так уж я теперь, пожалуй, не напишу...

Многолетний тернистый путь подвижника, со смирением и верой проходившего путь духовного делания, увенчивается неземной радостью, внутри души водворяется рай и блаженство, и искусный делатель молитвы уже на земле становимся сопричастником небесной славы.

В душе твоей свободной от страстей
Исчезнут тяжкие сомненья и тревога,
И свет духовный воссияет в ней, –
Наследнице небесного чертога,
Мир чудный водворится – рай,
И с Господом ее свершится единенье.
Исчезнет без следа твоя печаль,
И ты увидишь, полный изумленья,
Иной страны сияющую даль,
Страны живых, страны обетованья –
Грядущего за подвиг воздаянья,
Желаний твоих край...

Почему из всего поэтического наследия своего наставника молодой послушник выделил стихотворение о молитве Иисусовой? – Потому что по благословению своего наставника тоже встал на путь духовного делания и пытался идти по нему. Впоследствии, научая своих духовных чад, о. Никон неоднократно напоминал, что этот путь следует проходить со смиренным и сокрушенным сердцем: «Молитву Иисусову твори во смирении духа и сердца своего. Хорошо, что ты получаешь утешение от сего делания, но твердо помни, что искать утешений и наслаждений в молитве святыми отцами признается душевредным. Поэтому более приникай к чувствам смирения и покаяния. Тогда не заблудишься на молитвенном пути».

В.В. Каширина