Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Есть гре­хи смерт­ные и несмерт­ные; смерт­ный грех это та­кой грех, в ко­то­ром, ес­ли не по­ка­ешь­ся и в нем зас­та­нет смерть, то идешь в ад, но ес­ли ты в нем по­ка­ял­ся, то он тот­час же про­ща­ет­ся. Смерт­ным он на­зы­ва­ет­ся по­то­му, что от не­го ду­ша уми­ра­ет и ожить мо­жет толь­ко от по­ка­я­ния. Грех то же для ду­ши, что ра­на те­лес­ная для те­ла. Есть ра­ны, ко­то­рые мож­но вра­че­вать, ко­то­рые не при­но­сят те­лу смер­ти, а есть ра­ны смер­тель­ные. Так же и гре­хи. Смерт­ный грех уби­ва­ет ду­шу, де­ла­ет ее нес­по­соб­ной к ду­хов­но­му бла­же­н­ству. Ес­ли, нап­ри­мер, сле­по­го че­ло­ве­ка пос­та­вить на мес­то, с ко­то­ро­го отк­ры­ва­ет­ся чуд­ный вид, и спро­сить его: „Не прав­да ли, ка­кой чуд­ный вид, ка­кая кра­со­та", то он, ко­неч­но, от­ве­тил бы, что не чувству­ет этой кра­со­ты, так как у не­го нет глаз, нет зре­ния. То же са­мое мож­но ска­зать о нес­по­соб­нос­ти ду­ши, уби­той гре­хом, к веч­но­му бла­же­н­ству.

преп. Варсонофий

Грех кла­дет пе­чать не толь­ко на ду­шу, но и на внеш­ность че­ло­ве­ка, на его внеш­нее по­ве­де­ние и вид.

преп. Никон

От­че­го лю­ди гре­шат? Или от­то­го, что не зна­ют, что долж­но де­лать и че­го из­бе­гать, или ес­ли зна­ют, то за­бы­ва­ют, ес­ли же не за­бы­ва­ют, то ле­нят­ся, уны­ва­ют. На­о­бо­рот: так как лю­ди очень ле­ни­вы к де­лам бла­го­чес­тия, то весь­ма час­то за­бы­ва­ют о сво­ей глав­ной обя­зан­нос­ти – слу­жить Бо­гу, от ле­нос­ти же и заб­ве­ния до­хо­дят до край­не­го не­ра­зу­мия или не­ве­де­ния. Это три ис­по­ли­на – уны­ние, или ле­ность, заб­ве­ние и не­ве­де­ние, от ко­то­рых свя­зан весь род че­ло­ве­чес­кий не­ре­ши­мы­ми уза­ми. А за тем уже сле­ду­ет не­ра­де­ние со всем сон­ми­щем злых страс­тей. По­то­му мы и мо­лим­ся Ца­ри­це Не­бес­ной: Прес­вя­тая Вла­ды­чи­це моя Бо­го­ро­ди­це, свя­ты­ми Тво­и­ми и все­силь­ны­ми моль­ба­ми от­же­ни от ме­не, сми­рен­но­го и ока­ян­но­го ра­ба Тво­е­го, уны­ние, заб­ве­ние, не­ра­зу­мие, не­ра­де­ние и вся сквер­ная, лу­ка­вая и хуль­ная по­мыш­ле­ния...

преп. Амвросий

Монашество – духовная опора Церкви

В год тридцатипятилетия со дня возрождения монашеской жизни в Оптиной пустыни, с особым трепетом возвращаемся к начальным страницам современной летописи обители.

В июне 1988 года, когда в обители был освящен первый престол в надвратной церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери и состоялась первая Божественная литургия, в «Журнале Московской Патриархии» была опубликована статья первого наместника Оптиной пустыни архимандрита Евлогия (Смирнова) «Духовная опора Церкви» (1988. № 6. С. 36–38), в которой говорилось об истории монашества, о духовном служении монашествующих, о значении монашеских обетов и о значении старчества в Оптиной пустыни.

* * *

Монашество, возникшее на раннем этапе истории христианства, получило широкое распространение и стало органичным явлением в жизни Церкви Христовой и лучшим ее выражением. Монашество, как стремление к высшему пути служения Богу и людям, было вызвано к жизни через Евангелие Христово. Монашество не предлагало иное богословие, иную, по своему внутреннему смыслу, концепцию жизни – оно стремилось, наоборот, глубоко проникнуть в принципы христианского учения и, руководствуясь его духом, дать возможность к наиболее полному воплощению христианином евангельского идеала. Как живое и деятельное христианство, монашество за свою долгую историю накопило богатый опыт духовной жизни и стало той великой нравственной силой, которая низводила благодать Божию к христианскому миру и созидала его.

Сейчас трудно говорить об истории Церкви, изъяснять ее бытие в мире без монашества, ибо оно могло выйти и действительно вышло, родилось в самой христианской Церкви. Церковь вмещает в себя иночество как образ жизни и своего рода высшую степень для тех своих членов, которые ищут наилучший путь к завещанному Спасителем духовному совершенству и спасению.

Русская Церковь, приняв христианство от Православного Востока, явила миру высокие примеры монашеского подвига в духе и силе древнего монашества, давшего нам великих святых. Наряду с первыми храмами в Киевской Руси тотчас появились иноческие обители. Киево-Печерская лавра может быть названа русским монашеским Вифлеемом, откуда иночество стало распространяться по всей тогдашней Руси.

С утверждением христианства в Древней Руси в сознание русских людей прочно вошел и монашеских идеал. Очень многие стремились завершить дни своей земной жизни, приобщившись к монашескому лику. В этом, быть может, есть что-либо особое, национально русское. Иноческое звание глубоко почиталось; даже у себя в домах, в быту люди старались насадить этот монастырский дух. Также и богослужение в древности на Руси в приходских храмах и совершалось по монастырскому уставу. И сегодня на приходах мы пользуемся этим Типиконом, сокращая его ввиду различных причин, что вполне допустимо, на что дает согласие и сам монастырский устав. Это подтверждает, что наша Церковь никогда не мыслила себя без монашества, без монастырей. И само принятие иноческого пострига воспринималось как высокая, всецелая жертва человека, посвящение всего себя, безраздельно, Богу и людям. Сказано, что нельзя любить Бога, не любя ближнего. Именно здесь заложен высший смысл иноческого обетов: принимая монашество, христианин добровольно берет на себя многие подвиги ради служения высшей евангельской цели. Инок себе не принадлежит, он весь устремлен к осуществлению божественной заповеди о любви к ближним как конкретному выражению любви к Богу.

Несомненно, иночество – духовная опора, поддержка для Церкви. Оно дало ей множество верных служителей в лице Предстоятелей, иерархов, пастырей, богословов, ученых, писателей. Своим истовым служением оно пробуждало в народе ревность в вере, вдохновляло на мирные труды и духовные подвиги на благо Церкви и Отечества. Иноческая среда духовно питала и питает Церковь сегодня. И этим можно многое объяснить в нашей церковной истории. Общий духовный настрой наших духовных отцов – таких, как святитель Тихон Задонский, епископы Феофан, Игнатий, – это аскетический настрой. Хотя они выходцы из монастыря, они проповедовали в миру, были связаны с мирянами обширной перепиской и тем самым делились с ними опытом своей строгой, аскетической жизни в молитве, труде, богомыслии, чистоте душевной и телесной.

Что открывало им сердца людей? Почему вообще на иноков у нас всегда смотрели как на ближайших и авторитетных учителей духовной жизни? Прежде всего потому, что они были доступны, открыты, всегда деятельны. Иноки говорили со своими собеседниками о насущных вопросах жизни, исходя из своего большого личного опыта, и слово их всегда было необычно, ново, живо и правдиво. Это было слово не от ума, не от книг или воображения, но слово глубоко сердечное, выношенное, которому верили русские люди до конца. Верили, так как видели, что иноки – это учители бескорыстные и беспристрастные: сами были строги к себе и снисходительны к другим, и народ смотрел на них как на тружеников духовной жизни. Они ничего не требовали от народа, к ним приходящего, а только откровенность, открытость души. В этом, думаю, причина высокого духовного авторитета иночества в нашей Церкви.

И сегодня пастырь-инок – высокое и ответственное лицо. История монашества знает бесчисленное множество таких пастырей-подвижников, которые как бы «держали» мир словами своей вдохновенной проповеди и особенно делами любви. Пастырь-инок не только живет обетами монашества, созидая свою душу, но и берет на себя священническое служение, чтобы активно содействовать спасению порученной ему паствы, передавая ей вековой опыт духовного христианского делания, которому он себя посвятил. Опыт этот приумножался в монастырях.

Поэтому трудно переоценить значение такого важного и радостного события, как начало восстановления Оптиной пустыни. Велико наследие оптинского старчества. Оно как бы вновь возвращает нас в эпоху духовного подъема и расцвета монашества, связанного с этой обителью. Оптина была всем прекрасна: и своим архитектурным ансамблем, и строгим братским общежитием по типу Святой Горы Афонской, и, конечно, старчеством, этим жертвенным служением иноков миру, в котором выразился подлинно евангельский смысл монашеского подвига. Но, конечно, старчество и истинно монашеский дух нельзя просто «ввести», организовать. У преподобного Серафима Саровского есть такое выражение: «Добродетель – не груша, ее вдруг не съешь». То же можно сказать и в отношении духовного предания монашества и старчества, которое складывалось веками. Но исток всегда был один: уставность монашеской жизни и прежде всего самого монастырского богослужения. Собственно, почему в Оптиной процветали такие старцы, как отец Лев, отец Макарий, отец Амвросий? Они просто жили полнотою монастырского богослужения, это был их «воздух», и это сделало их такими гигантами христианского духа.  Это были настоящие богословы и созерцатели духовного мира, они сообщали другим только то, чем сами были преисполнены от храма, богослужений и таинств.

Вся их внутренняя жизнь созидалась не только богослужением, но и глубоким пониманием святоотеческой литературы. Известно, что в древности служба в храмах несколько раз прерывалась специально для чтения святоотеческих творений, чего сейчас, к сожалению, не достает. В уставном монастырском богослужении есть свой ритм, который состоит в смене пения, молитвословия и чтения различного рода Патериков. В понятие «богослужение» входит не только молитва как благодатное состояние души, обращенной к Богу и святым, но и духовное созерцание, размышление, слушание. И иноки, пребывая постоянно в этом ритме монастырской жизни, учились, духовно обогащались, приобретали опыт. Поэтому, если говорить об Оптиной, то это, конечно, не стены, башни и храмы, но прежде всего сам строй жизни – монастырской, богослужебной, что и было связано с расцветом старчества. Восстановление уставной жизни, подлинного монастырского богослужения – это наша главная задача, наш долг.

Существуют особые законы монашества – духовные законы, которые необходимо строго соблюдать. Это относится и к поступлению в монастырь. Послушники должны проходить все степени монастырского искуса. Когда я был послушником в Троице-Сергиевой лавре и хотел скорее облечься в иноческую мантию, то один лаврский монах, который начал свой иноческий путь в Сарове, рассказал мне, что он был семь лет послушником. И я тотчас замолчал. В русских монастырях люди как бы на месте вновь рождались, между братиями устанавливалось некое духовное родство и иноков очень редко переводили из монастыря в монастырь. Игумен брал иноков по своему усмотрению и как бы духовно их рождал. У преподобного Сергия долгое время в обители насчитывалось всего двенадцать учеников – устоявшееся братство, которое потом дало большие всходы в монастырях по всей России.

Оптина пустынь знаменита также и своим «святоотеческим» издательством – это существенная часть служения Оптиной, ее иноков и старцев, Русской Церкви. Они служили Церкви и народу Божию не только молитвой, но и словом: устным и печатным. В Оптиной велась исследовательская работа, подготовка текстов и переводов к публикации, но ученые занятия были неразрывно связаны с проникновением в глубину святоотеческих творений. Это была не «внешняя ученость» или мудрость, но духовная мудрость, которая – от подвига, единства буквы и духа, постижения внутреннего смысла слов святых отцов и учителей Церкви. Издавая вероучительные и аскетические творения древних отцов Церкви, оптинские подвижники и сами выступали как своего рода «духовные эрудиты», опытно знавшие то, о чем писали святые.

Но все же основное духовное занятие инока – внутренняя и внешняя молитва. Это большой труд и подвиг. В молитве инок проявляет любовь как высшую духовную силу христианской жизни, скрепляющую его с теми, за кого он молится. Ведь в любви суть и смысл бытия. Молясь о себе, о спасении и совершенствовании своей души, инок большую часть времени, а стало быть, и жизни, посвящает молитве за своих ближних, за церковь и Отечество, за весь мир, восстанавливая тем самым духовную, жизненную силу любви, которой так мало сегодня между людьми.

Нравственная сущность монашеского делания нашла свое отражение в заветах преподобного Сергия Радонежского, молитвенника и хранителя земли Русской: «Внимайте себе, братия, всех молю: прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и любовь нелицемерную; к сим и страннолюбие и смирение с покорением, пост и молитву».  

В.В. Каширина