Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что­бы был плод ду­хов­ный, нуж­ны из­ве­ст­ные ус­ло­вия: се­мя (сло­во) хо­ро­шее и поч­ва хо­ро­шая. Плод соз­ре­ва­ет при на­ли­чии тер­пе­ния. Сколь­ко бы­ло слу­ча­ев, ког­да че­ло­век, не ви­дя ожи­да­е­мо­го пло­да, впа­дал в уны­ние, и все его тру­ды про­па­да­ли. На­до иметь ре­ши­мость все тер­петь. Толь­ко тог­да мож­но на­де­ять­ся на по­лу­че­ние же­ла­е­мо­го. В тер­пе­нии ва­шем стя­жи­те ду­ши ва­ша (Лк. 21, 19).

преп. Никон

Тер­пе­ние есть неп­ре­ры­ва­ю­ще­еся бла­го­ду­шие.

преп. Никон

Долж­но о всем бла­го­да­рить Гос­по­да, пра­вед­но на­ла­га­ю­ще­го на нас труд к тер­пе­нию, ко­то­рое для нас по­лез­нее уте­ше­ния, воз­вы­ша­ю­ще­го ду­шу. Вид­но, так Гос­по­ду угод­но. Скор­би не мог­ли бы пос­тиг­нуть нас без по­пу­ще­ния Бо­жия – ра­ди гре­хов на­ших. И са­мые эти скор­би ох­ра­ня­ют нас от дру­гих ис­ку­ше­ний.

преп. Моисей

Первая встреча с монастырем К дню памяти святого Лаврентия Калужского

Калужский Лаврентьев монастырь, 1861 г.

У преподобного Макария Оптинского первое знакомство с монашеским образом жительства состоялось в раннем детстве. Имение его родителей находилось недалеко от Калужского Лаврентьевского монастыря в селе Железняки. По воспоминаниям очевидцев, имение «располагалось в очень живописном месте: на возвышенности, под которой протекает извилистая речка Яченка, впадающая в Оку, вдаль простираются луга, рощи, на противоположном берегу, в зелени окружающего сада, просматривались постройки Лаврентьева монастыря».

Чтобы представить, в каком удивительном по красоте месте прошло детство будущего старца, можно обратиться и к страницам из описания Лаврентьевского монастыря, составленного уроженцем Калужской земли и духовным сыном старца Макария о. Леонидом (Кавелиным): «Лаврентьев мужской третьеклассный монастырь расположен на одной высоте с городом, на левом берегу речки Яченки, повыше города, и с юга он окружен глубокими рвами, с севера и запада тенистым садом, раскинувшимся по скату горы, и только с восточной стороны от слободы открыт для входа. Но чтобы судить о красоте местоположения этой обители, надобно или посетить монастырский сад и полюбоваться теми видами, какие открываются из него на город, на низменные луга, по которым течет Яченка, и на леса противоположного её берега, или взгляд на монастырь из-за Яченки, со стороны городского бора, откуда представляется взору полукруглая, довольно высокая гора, покрытая сплошь от подошвы до вершины развесистыми деревьями, из среды коих виднеются глава соборной церкви и верх величественной колокольни. У подошвы горы, по зелени лугов, извивается серебряной лентой речка Яченка, которая у монастырской мельницы расширяется в небольшой пруд, а вверх по течению теряется в ущелье, образуемом монастырской горой и противоположным ей возвышением, где также тянется густой лес. По северо-западному скату горы раскинута за оврагом деревня Железняки, а у самого монастыря расположена слобода Подзавалье».

Именно в обители св. Лаврентия будущий старец еще мальчиком бывал на богослужениях, невольно узнавая чин и порядок монашеской жизни, учился брать благословение и открывать свое сердце духовнику. И подобно всем богомольцам, испрашивал предстательства у небесного покровителя Калужской земли – святого Лаврентия Калужского.

Блаженный Лаврентий Калужский

Блаженный Лаврентий жил в начале ХVI века в полуверсте от старой Калуги при лесном храме в честь Рождества Христова, стоявшем наверху горы. Из его хижины был прокопан подземный ход в церковь, где он слушал богослужение. Зимой и летом блаженный ходил босой, в рубашке и овчинном тулупе. Подвигами самоотречения он возвысился до того, что еще при жизни прославился благодатными дарованиями. В мае 1512 года крымские татары напали на Калугу. Благодаря предстательству святого удалось защитить город. Блаженный Лаврентий изображается на иконах с топором в левой руке, насаженном на длинном топорище. Святой почил о Господе 10 августа 1515 года, и впоследствии на месте его подвигов была основана иноческая обитель.

В акафисте блаженный Лаврентий именуется «ангелом земным и человеком небесным».

Михаил, как звали старца Макария в миру, был старшим ребенком в семье. Мать, по воспоминаниям, всегда выделяла его и говорила, что из него «выйдет что-нибудь необыкновенное».

Семейство Ивановых было близко знакомо с настоятелем обители, архимандритом Феофаном (Некрасовым), который крестил некоторых из детей. Однажды во время службы, которую совершал настоятель монастыря, будущий старец, увидев знакомого батюшку, стремительно вбежал в алтарь через открытые Царские врата. Для людей наблюдательных и духовных это, как правило, свидетельствовало о будущем служении у Престола Божиего. Благословив маленького богомольца, об этом, вероятно, подумал и отец Феофан, благодарную память о котором хранят несколько монастырей, особенно – московский Спасо-Андроников монастырь, который обязан ему сохранением древних святынь во время войны 1812 года.

Архимандрит Феофан (1803–1817) был сыном диакона. По окончании Коломенской семинарии был произведен в Брусенский девичий монастырь в Коломне во диакона. По вдовству и прошению определен в Троице-Сергиеву лавру и там пострижен в монашество 2 июня 1777 года. Переведен в Чудов монастырь 14 сентября того же года. Служил там архиерейским штатным иеродиаконом. В 1779 году определен при доме Московского митрополита Платона экзаменатором ставленников. 5 июля 1786 года произведен во игумена Калужского Лаврентьева монастыря. 25 сентября 1798 года возведен в сан архимандрита.

Тринадцать лет о. Феофан возглавлял Калужский Лаврентьев монастырь. В 1799 году он был переведен в Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь, был благочинным над Троицким (г. Калязин) и тремя кашинскими монастырями. В 1801–1803 годах управлял можайским Лужецким монастырем (Московской епархии), состоял членом консистории и благочинным над московскими мужскими монастырями. Оттуда перемещен в Андроников монастырь. 31 августа 1812 года, перед вступлением неприятелей в Москву, вывез лучшие монастырские вещи в Архангельский монастырь в г. Юрьев-Польский. После Отечественной войны занимался восстановлением сожженных или разоренных зданий монастыря.

Неизвестно, встречался ли старец Макарий со своим первым наставником в молодости или в зрелости, однако детские впечатления от общения с настоятелем Лаврентьева монастыря о. Феофаном сохранились на всю жизнь. Именно таким – строгим, созерцательным, но в то же время деятельным, милосердным, любвеобильным старался быть и сам старец Макарий, трепетно храня в сердце образ архимандрита Феофана.

В.В. Каширина