Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

О сем мно­го не пре­да­вай се­бя сму­ще­нию и от­ча­я­нию, что внут­ри и вне про­тив­ные действия во­зоб­но­ви­лись: по­то­му они внут­ри ук­ры­ва­лись и та­и­лись. А как приш­ли не­ча­ян­но ви­ны к действию ярост­ной час­ти и огор­че­нию со рве­ни­ем, то си­ми ви­на­ми отк­ры­лись и воз­не­ис­то­ви­лись; но да при­бе­га­ем по Бо­зе к Еди­ной Предс­та­тель­ни­це и Пок­ро­ви­тель­ни­це, все­об­щей на­шей Зас­туп­ни­це, Прес­вя­тей Бо­го­ро­ди­це и Де­ве Ма­рии, и Та Сво­и­ми все­силь­ны­ми мо­лит­ва­ми и хо­да­тай­ством ув­ра­чу­ет на­ши все бо­лез­ни те­лес­ные и ду­шев­ные!

преп. Лев

Еже­ли толь­ко бу­де­те про­дол­жать над­ле­жа­щее пос­лу­ша­ние и по­ви­но­ве­ние, и все­воз­мож­но бу­де­те ста­рать­ся отк­ры­вать свои де­я­ния и все от мыс­лен­но­го вра­га-ди­а­во­ла по­мыс­лы, и пот­щи­те­ся во всем во­лю свою от­се­кать и ни в чем сво­е­му по­мыс­лу не ве­рить, и са­мом­не­ния и осуж­де­ния уда­ля­ти­ся, яко от смер­то­нос­но­го яда, и с со­дей­стви­ем по­мо­га­ю­щей бла­го­да­ти се­бе пот­щи­те­ся исп­ра­ви­ти, то дерз­но­вен­но ре­ку, яко вся­чес­ки Все­ми­лос­ти­вый Гос­подь не ток­мо от вре­да ув­ра­чу­ет, но и да­ру­ет да­ры — сми­ре­ния, раз­суж­де­ния!..

преп. Лев

Как же быть тем, ко­то­рых как бы не­воль­но тре­во­жат и бес­по­ко­ят не­лю­бовь и зло­ба, за­висть и не­на­висть или сму­ща­ет не­ве­рие? Преж­де все­го долж­но об­ра­тить вни­ма­ние на при­чи­ны сих страс­тей и про­тив этих при­чин упот­ре­бить при­лич­ное ду­хов­ное вра­че­в­ство. При­чи­на не­ве­рия — люб­ле­ние зем­ной сла­вы, как сви­де­тель­ству­ет Сам Гос­подь во Свя­том Еван­ге­лии: ка­ко мо­же­те ве­ро­ва­ти, сла­ву друг от дру­га при­ем­лю­ще, сла­вы же от еди­но­го Бо­га не ище­те (Ин. 5, 44). А за­висть, и зло­ба, и не­на­висть про­ис­хо­дят от гор­дос­ти и от не­и­ме­ния люб­ви к ближ­ним.

преп. Амвросий

Василий Давыдович Ирзабеков «Семья – малая Церковь. Несколько слов о любви»

8 июля 2023 года в оптинском лектории состоялось выступление известного писателя и публициста, культуролога, теле и радиоведущего, автора многих книг, посвященных русскому языку и культуре, Василия Давыдовича Ирзабекова.

Рассуждая о семье как малой Церкви, он напомнил слушателям, что муж – глава этой церкви, ее настоятель; жена – диакон, а дети – молящиеся. И все это очень возвышает человека. Исследователь рассказал, что как-то в одной рекламе увидел такую фразу: «Семья – величайший шедевр природы». Не желая назвать Бога Его именем, агностики называют Его природой.

«Семья – это жертва, – продолжил Василий Давыдович. – А жертва для современного немощного человека – это добровольное, радостное лишение себя какого-либо комфорта». Почему так много браков распадаются уже на первом году? Потому что ни муж, ни жена не хотят ничем жертвовать.

Вспомнив годы службы в Советской армии, Василий Давыдович ярко описал, как ему приходилось мыть тысячу тарелок. Солдатам выдавали для мытья посуды жидкость, от которой сходила кожа с рук, но все старались работать добросовестно, иначе офицер заставит перемывать все заново. Обращаясь к мужчинам, исследователь сказал: «Если ради страха наказания, для чужих людей, мы способны на жертвы, то неужели в своей семье, для родных, не способны помыть посуду? Также и с детьми. Единственное, чего не может сделать отец для своего ребенка – кормить его грудью, а все остальное может и должен делать».

Далее он привел множество любопытных версий происхождения слова «невеста».

Одну из них он услышал от солидного мужчины – преподавателя: «Невеста – значит неведомо откуда пришла».

Другую, поэтическую, версию высказал армянский мальчик: «Это от слова весна».

Еще одну – девочка из хора в Ногинске: «Невеста значит – не ведает, что творит».

Между тем, по мнению исследователя, это исконно русское слово, означающее «не ведающая греха», т.е. «честна девушка».

Чтобы семья сложилась, по мнению Василия Давыдовича, в ее основу должна быть заложена чистота помыслов, неведение греха.

Затем он рассуждает о слове «брак» и о том смущении, которое возникает при употреблении этого слова как обозначения некондиционного изделия. «Хорошее дело браком не назовут», – пошутил как-то академик Ландау, – и выражение ушло в народ.

А слово «брак» как некондиция происходит от немецкого технического термина и со славянским словом ничего общего не имеет. По мнению Ирзабекова, слово «брак» как название священного союза мужчины и женщины происходит или от глагола «брать» (в жены), или от слова «брашно» – то есть, вино, которое во время Таинства венчания в кубке подносят жениху и невесте.

И в завершении своего выступления Василий Давыдович сказал о том, что Россия – единственная страна в мире, где круглые сутки не прекращается Божественная литургия. Когда на Балтике наступает ночь, на Дальнем востоке восходит солнце. И мы нашу страну должны сохранить.

Возвращаясь к Достоевскому, исследователь сказал: «Ко Христу меня привел именно он. Я считаю, что если человек прочитал Достоевского и не задумался о Христе, – он его не прочитал».

Затем владыка Иосиф поблагодарил Василия Давыдовича за интересную беседу и выразил надежду, что слушатели извлекут из нее для себя немало полезного.