Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не тог­да мы по­чи­та­ем­ся сми­рен­ны­ми, ког­да толь­ко са­ми се­бя уни­чи­жа­ем, но ког­да, быв уни­чи­же­ны от дру­гих, без сму­ще­ния при­ем­лем, яко до­стой­ные то­го. Так же ду­шев­ное на­ше бесп­ло­дие не­воль­но долж­но нас низ­во­дить в глу­би­ну сми­ре­ния, и страс­ти, му­ча­ю­щие нас, та­кое ж про­из­во­дят действие.

преп. Макарий

Тщес­ла­вие бы­ва­ет от не­дос­тат­ка сми­ре­ния. Че­ло­ве­ка сми­рен­но­го ни­ка­кие скор­би не по­бе­дят, не па­дет он, так как, сми­ря­ясь, на­хо­дит, что за гре­хи свои дос­то­ин еще и боль­ше­го на­ка­за­ния. Сми­рен­ный упо­доб­ля­ет­ся че­ло­ве­ку, пост­ро­ив­ше­му дом свой на кам­не: и сни­де дождь, и при­идо­ша ре­ки, и воз­ве­я­ша вет­ри, и на­па­до­ша на хра­ми­ну ту, и не па­де­ся, ос­но­ва­на бо бе на ка­ме­ни (Мф. 7, 25).

преп. Варсонофий

Сми­ре­ние есть од­но неп­ре­о­бо­ри­мое ору­жие про­тив всех коз­ней вра­жи­их, но дос­ти­же­ние до оно­го не­бе­ст­руд­но, а па­че в ми­ре жи­ву­щим и не­пос­тиж­но. Вы же хо­тя и уко­ря­е­те се­бя сло­ва­ми, но оным нель­зя дать ве­ры, ког­да не стя­же­те ис­тин­но­го сер­деч­но­го сми­ре­ния.

преп. Макарий

Весна души Страницы истории возрождения Оптиной пустыни

17 ноября 1987 года постановлением Правительства РСФСР Оптина пустынь была передана Русской Православной Церкви. Определение Священного Синода Русской Православной Церкви об открытии монастыря было принято 30 декабря 1987 года.

Ровно тридцать пять лет тому назад, 3 июня 1988 года, был освящен первый престол в надвратной церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери и состоялась первая Божественная литургия. 6 июля 1988 года, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, был совершен первый монашеский постриг.

В июле 1988 года был освящен Введенский собор монастыря. 1 февраля 1990 года состоялась частичная передача монастырю Иоанно-Предтеченского скита.

В 1990 году первый наместник Оптиной пустыни архимандрит Евлогий (Смирнов) подготовил небольшую заметку «Радостные дни в Оптиной», которая была опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (1990. № 7. С. 40).

О том, с какой радостью и ревностью первые насельники восстанавливали обитель, с каким духовным подъемом встречали известия о вновь открывающихся храмах и монастырях, хорошо свидетельствуют слова первого наместника Оптиной пустыни.

* * *

После зимней стужи с особой радостью человек воспринимает первый весенний луч, который обещает тепло, новую жизнь и добрые плоды.

В духовном отношении нам также радостна весна души, ее обновление, настрой на жизнь, как она есть, как ее устроил Вечный Бог и промышляет о ней.

Церковь Христова изо дня в день ведет проповедь в мире о Вечной, блаженной жизни, которую открыл нам и даровал Господь Иисус Христос Своим подвигом и крестоношением, Своею любовью и благостью, искупив нас от греха и смерти. Жизнь земная и есть весна вечности. Мы должны воспринимать ее как дар Божий, более того, мы призваны хранить ее и трудиться над ней, как над собственным виноградником.

Чада Русской Православной Церкви переживают сейчас новое для себя время. Открываются храмы, монастыри, скиты, правда поврежденные бурей прошедшего над ними времени. Но верующий человек смотрит на историю глазами святой Библии, понимая, что в мире нет ничего случайного. Благому Промыслу и спасительному попечительству о нас, спасению нашей души мы относим все события нашего века. На фоне недавнего прошлого, когда закрывались храмы, сносились кресты, прямо запрещалось веровать в Бога, когда верующих презирали, сегодняшний день нашей Церкви нам представляется поистине неожиданным, если не сказать весенним, солнечным и радостным.

Среди новооткрытых святых мест земли Русской Оптина пустынь вдруг чудом Божиим засияла духовным светом. Здесь еще много неустроенного, и потребуется, может быть, не одно пятилетие, чтобы восстановить ее прежний вид. Но у Оптиной есть добрый и светлый настрой, о котором недавно только помышляли: видеть истину в деле, жить ею по примеру святых старцев: преподобного Амвросия, иеросхимонахов Льва, Макария, Анатолия, Иосифа и других.

После 65-летнего забвения духовной жизни – этой «зимней спячки» – Оптина вновь воскресла по молитвам ее подвижников. В храмах появилась церковная утварь, иконы, иконостасы, в них зазвучало пение. Потекли в Оптину люди с разных концов нашей земли и даже из-за рубежа. Это прекрасный признак самой жизни. Ведь человек идет ночью на свет, и душа ищет для себя что-то высшее, вечное. Мы забываем, что поле жизни требует возделывания не только телесно-физического, но и духовного. Если в человеке возникает это новое чувство жизни, оно не проходит бесследно, захватывает неземной радостью все его существо. Слово Божие, молитва, храмы служат сегодня истинной духовной пищей для жаждущей и алчущей души.

18 марта 1990 года, в Неделю Крестопоклонную в Оптиной пустыни произошло важное событие: по благословению Его Святейшества Патриарха Пимена митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир, управляющий делами Московской Патриархии, освятил Иоанно-Предтеченский скит с храмом. Первое освящение Предтеченского храма в начале XIX века совершил тогда Калужский епископ, а в дальнейшем Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров; † 1857). Предание говорит, что в основание скитской церкви были положены частицы мощей Предтечи.

В.В. Каширина