Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не­из­ле­чи­мые бо­лез­ни долж­но ле­чить с ве­рою, при­бе­гать к Бо­гу и угод­ни­кам Его, а ког­да не по­лу­чит кто ис­це­ле­ния, то, вид­но, на­доб­но нес­ти сей крест, пос­лан­ный на спа­се­ние ду­ши его.

преп. Макарий

Же­ла­ю­щий об­рес­ти бла­гую со­весть и чест­ность не дол­жен доз­во­лять се­бе ни ма­лей­ше­го лож­но­го и лу­ка­во­го сло­ва ни в боль­ших де­лах, ни в ма­лых.

преп. Никон

Чувство люб­ви ко Гос­по­ду при­хо­дит по ме­ре ис­пол­не­ния за­по­ве­дей Его.

преп. Никон

Монашество как духовный институт Церкви Из статьи митрополита Евлогия (Смирнова)

18 мая 1988 года первым наместником возрождающейся Оптиной пустыни был назначен архимандрит (впоследствии – митрополит) Евлогий (Смирнов), на плечи которого легла непростая задача по возрождению как внешней, так и внутренней жизни обители.

О месте монашества в современном мире и специфике монашеского служения Владыка Евлогий размышлял в своей магистерской работе «Православное монашество в служении Церкви и миру», написанной в Московской духовной академии в 1977 году.

Шли годы… В 1983 году Владыка был назначен наместником московского Данилова монастыря, который первым открылся в Москве. Именно в это время в «Журнале Московской Патриархии» вышла статья архимандрита Евлогия «О церковном и общественном служении православного монашества» (Журнал Московской Патриархии. 1984. № 11. С. 70–77), отдельный раздел которой «Значение монашества» представляем читателям.

***

Монастыри и монашество в наше время говорят миру о многом. Тяготение к духовной жизни, характерное для всех эпох человечества, живо и действенно поныне.

Монашество побуждает христианина глубоко задуматься над жизнью как самым серьезным и ответственным явлением, как самой большой и трудной наукой, которую он должен постичь, чтобы приобщиться к высшим и вечным началам бытия.

Святое Евангелие, излагая учение Господа Иисуса Христа и повествуя о Его жизни, убеждает взирать на жизнь как на подвиг, душой которого должна стать Христова любовь. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). И жизнь иноков можно охарактеризовать как подвиг любви к Богу и людям.

Святитель Василий Великий говорит об иноках: «Они-то ясно показали жизни человеческой, сколько благ доставило вочеловечение Спасителя, потому что расторгнутое на тысячи частей, рассеченное естество человеческое, по мере сил своих, снова приводит в единение и с самим собой, и с Богом». Общностью жизни монахи, связанные союзом высшей любви, осуждают индивидуализм.

Иноки ставят целью своего подвига постичь мудрость христианской жизни, чтобы избежать тления, победить страх смерти духовной жизнью и обрести вечность в Боге. Только то, что ведет к вечности и созидает ее, служит основой деятельности человека и получает высшую оценку. Иноки Церкви Христовой – подвижники духа, настоящие мудрецы жизни, для которых истина дороже и выше всего.

В христианстве жизнь и дела человека имеют особый характер, они выходят за границы времени и не подлежат изменению, уничтожению, но сохраняют свою значимость на вечные времена, а добрые дела облекаются Божественной силой. В память вечную будет праведник, – говорит псалмопевец (Пс. 111, 6).

История православного монашества – это дивная повесть о мужественной и ревностной духовной борьбе людей за святость и праведность жизни. Стремление осуществлять на земле подлинно христианскую жизнь, как высшую цель верующего человека, и создавать для этого внешнюю обстановку, полную духовного единения и любви, приобретает исключительное значение.

«Не думаете, что вы всуе подвизаетесь! Нет, да не будет! Но и разумно. И высоко, и достойно и блаженно, и апостольски, и небесно», – поучает преподобный Феодор Студит иноков Церкви.

Огромное значение в истории всей деятельности монашества имеет монастырское братство, осуществляющее в жизни подлинные заветы православного иночества, – Святая Гора Афон. Размышляя о значении Святой Горы, где иноки денно и нощно служат Богу и молятся за весь мир, преосвященный епископ Порфирий (Успенский) делает такое заключение: «Святая Гора в идее есть жилище ангелов и Небесных людей, Божественный университет с иной мудростью. Там иная математика: самоотверженные и смиренные иноки суть нули, но с райскими единицами, то есть с дарами и утешениями Святого Духа. Там иная химия: там происходит сочетание свободы и благодати. Там не толкуют Священное Писание, а исполняют его на деле, так что старцы суть живые стихи Библии: один – блаженный, кроткий, другой – бдительный, плачущий, третий – чистый сердцем».

Велик и спасителен был и есть монашеский подвиг для тех, кто его избрал и несет в своей жизни. Можно только удивляться, какой благодатной силой обладали иноки в служении Церкви и обществу, как избранные на таковое служение орудия Промысла Божия!

Издревле, оставляя мир, насельники обителей болели душой за благосостояние мира. Нередко они снова приходили в мир, чтобы сеять в нем семя слова Божия, водворять мир и согласие между враждующими, искоренять ереси и врачевать расколы, возбуждать мужество в воинах и звать их на защиту Отечества и Церкви.

В монастырях мы найдем настоящих учителей духовной жизни; их труды и устремления убеждают, что красота и богатство человека заключены в его внутреннем духовном состоянии, в святости и совершенстве духа, в бесстрастии, что мудрость жизни состоит в умении делать добро, в способности прозревать Горнее, созидать существенное и непреходящее. «Душа видит истину Божию по силе жития», – говорит святой Исаак Сирин.

«Постарайся, – говорит русский подвижник старец Паисий (Величковский), – обрести Иисуса Христа в сердце своем, ибо, кроме сердца нашего, нигде в ином месте найти его нельзя».

Монашество – духовный институт Церкви, призванный на деле показывать стремление к истине Божией. Всем строем иноческой жизни, созидающим особое в мире братство во Христе, монашество напоминает о вечной истине, что люди братья друг другу, что в единстве душ, святом союзе общей веры и любви состоит полнота человеческого бытия, и, напротив, разделение и ожесточение друг против друга – величайшее зло.

Иночество может временами численно или уменьшаться, или же увеличиваться, но для Православной Церкви ценны прежде всего не число, но сила и глубина свидетельства веры во Христа, какую показывают в жизни ее верные чада, благотворно влияя на нравственный облик ближних своих. Издревле, в веках монашество свидетельствовало о мощной силе своего культурного воздействия, что, можно сказать, было всемирно-историческим явлением, глубоко чувствуемым в жизни христианских народов.

Монашество живет в Церкви и Церковью, способствуя своим многообразным служением созиданию Тела Христова. Уже одно это говорит в его пользу, свидетельствует о его необыкновенной нравственной пользе, самоотверженности, духовной борьбе, трудах, терпении, верности святоотеческим заветам.

Значение монашества как благодатного явления в жизни Церкви Христовой осознается православным христианином не в силу настойчивой проповеди о нем, но вследствие его назначения, плодотворной в истории деятельности его.

Многовековая история монашества в Церкви Христовой убедительно доказывает истинность его идей и жизненность его духовного опыта.

В.В. Каширина