Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что­бы был плод ду­хов­ный, нуж­ны из­ве­ст­ные ус­ло­вия: се­мя (сло­во) хо­ро­шее и поч­ва хо­ро­шая. Плод соз­ре­ва­ет при на­ли­чии тер­пе­ния. Сколь­ко бы­ло слу­ча­ев, ког­да че­ло­век, не ви­дя ожи­да­е­мо­го пло­да, впа­дал в уны­ние, и все его тру­ды про­па­да­ли. На­до иметь ре­ши­мость все тер­петь. Толь­ко тог­да мож­но на­де­ять­ся на по­лу­че­ние же­ла­е­мо­го. В тер­пе­нии ва­шем стя­жи­те ду­ши ва­ша (Лк. 21, 19).

преп. Никон

Тер­пе­ние есть неп­ре­ры­ва­ю­ще­еся бла­го­ду­шие.

преп. Никон

Долж­но о всем бла­го­да­рить Гос­по­да, пра­вед­но на­ла­га­ю­ще­го на нас труд к тер­пе­нию, ко­то­рое для нас по­лез­нее уте­ше­ния, воз­вы­ша­ю­ще­го ду­шу. Вид­но, так Гос­по­ду угод­но. Скор­би не мог­ли бы пос­тиг­нуть нас без по­пу­ще­ния Бо­жия – ра­ди гре­хов на­ших. И са­мые эти скор­би ох­ра­ня­ют нас от дру­гих ис­ку­ше­ний.

преп. Моисей

О смысле и необходимости поста

Празднику Пасхи предшествует Великий пост, который в духовном смысле понимается как время сугубого покаяния, молитвы, удаления от зла, угашения страстей, смирения, стремления к внутреннему очищению и обновлению. «Кто пренебрегает Четыредесятницей, тот не празднует праздника Пасхи», – писал в пасхальном послании 346 года святитель Афанасий Великий.

Преподобный Макарий Оптинский писал о значении поста следующее: «Соблюдение постов и постных дней необходимо. Это не человеческая выдумка, а содейством Святого Духа поставлено и узаконено Церковью и Соборами, а основание и Глава Церкви Сам Господь наш Иисус Христос. Он Церковь Свою облек такой властью, что ежели кто преслушает Церковь, да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 17), – а еще сказал к апостолам и в них к пастырям: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня (Лк. 10, 16). То только одно покаяние может примирить нас с преступлением этим, а когда с презрением делается, то уже я и не могу ничего сказать».

«Весною души, украшаемою цветами воздержания и всех благих дел» называл Великий пост архиепископ Орловский Смарагд (Крыжановский) в письме к настоятелю Оптиной пустыни преподобному Моисею Оптинскому от 1 марта 1853 года.

В Летописи Иоанно-Предтеченского скита за 1900 год сообщалось: «Первая седмица Св. Четыредесятницы. Понедельник. С сегодняшнего дня братия скита начала говение. В понедельник, вторник и четверток этой седмицы пищи на трапезе не полагается и поставляется для маломощных квас, огурцы и капуста по отходе часов. В среду и пяток полагается горячая пища (щи и кашичка), но без масла».

Пост – это не только отказ от скоромной пищи, но прежде всего стремление к более сосредоточенной внутренней жизни. Отец Ювеналий (Половцев) в книге «Монашеская жизнь по изречениям о ней святых отцов-подвижников» посвятил посту целую главу, где привел отрывок из сочинения святителя Василия Великого: «Воздержание есть потребление греха, отчуждение от страстей, умерщвление тела даже до самых ощущений и пожеланий – начало духовной жизни; оно предуготовляет вечные блага, уничтожает в себе жало сластолюбия; потому что сластолюбие есть великая приманка к злу: ради его всего более мы люди падки ко греху; им всякая душа, как удою увлекается в смерть».

Преподобный Варсонофий Оптинский также писал: «Пост бывает двояким: внешним – воздержание от скоромной пищи, и второй – внутренний – воздержание всех чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой неразрывно связаны друг с другом. Некоторые понимают только пост внешний. Например, приходит такой человек в общество, начинаются разговоры, осуждение ближних – он принимает в них деятельное участие. Но вот наступает время ужина – гостю предлагают скушать котлетку, кусочек поросеночка – он решительно заявляет, что не ест скоромного.

– Ну, полноте, – уговаривают хозяева, – скушайте, ведь не то, что в уста, а то, что из уст.

– Нет, я насчет этого строг. И не понимает такой человек, что он уже нарушил внутренний пост, похитив много у ближнего. Вот почему так важно трезвение».

Трезвение, по учению Святых Отцов, – это постоянное внимание к своей внутренней жизни, хранение себя от всякого грешного помысла, чувства и желания.

Преподобный Амвросий Оптинский называл пост «святым оружием к обузданию страстей», поэтому пост ненавистен врагу нашего спасения. Преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что «мы познаем силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу: приходят ко мне на совет и на исповедь, между прочим, советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста: не хочу, не могу и прочее. Враг возбуждает, не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты».

Значение поста для внутреннего совершенствования человека очень хорошо объяснял преподобноисповедник Никон Оптинский: «Пост необходим для нас при этом как умерщвление плоти для того, чтобы оторваться от плоти и всего земного и мыслить о Боге и небесном. Справедлива пословица: “Чем больше ешь, тем больше хочется есть”. Если мы утолим только голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал. Тогда как-то чувствуется, что сущность жизни не в еде, не в чем-либо земном, а в высшем духовном мире человека, не в утолении страстей, а в стремлении познать истину – это есть первый признак духовной жизни человека. Без этого человек духовно умирает. Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души. Нас не интересуют тогда высшие духовные вопросы, весь наш интерес сосредотачивается исключительно на земном удовлетворении страстей и похотей плоти. Жалок тогда человек, хотя очень часто не сознает этого. Напротив того, человек постящийся, так сказать, отрезвляется, совершенствуется нравственно. Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной заботой, не имеет почти никакой цены. Пост есть не цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование».

В.В. Каширина