Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

В сло­вах са­мох­ва­ле­ния и са­мо­оп­рав­да­ния всег­да кро­ет­ся не­по­кор­ность и гор­дость, че­го отв­ра­ща­ет­ся Бог. По сог­ре­ше­нии не­мед­лен­но на­до „бе­жать", ска­жешь: ку­да же? – К ти­хо­му прис­та­ни­щу сер­деч­но­го по­ка­я­ния. Каж­дый ве­чер пе­ред сном выс­ка­жи Бо­гу Серд­це­вед­цу все свои пог­реш­нос­ти, со­де­лан­ные в де­ле, сло­ве, в по­мыс­лах, и верь, что Бог при­ни­ма­ет твое сер­деч­ное по­ка­я­ние. При этом ста­рай­ся сок­ру­шать свое серд­це па­мятью вне­зап­ной смер­ти.

преп. Иосиф

Свой­ство ис­тин­но­го по­ка­я­ния отк­ры­ва­ет гла­за на свою гре­хов­ность и грех во­об­ще.

преп. Никон

Не уди­ви­тель­но па­дать, но пос­тыд­но и тяж­ко пре­бы­вать в гре­хе.

преп. Амвросий

«Путь ко спасению» в жизни преподобно­исповедника Никона Оптинского
К дню памяти святителя Феофана Затворника

Святитель Феофан Затворник

В тропаре святителю Феофану Затворнику Святая Православная Церковь воспевает святого за то, что вышенский подвижник «всем верным путь ко спасению указал еси».

«Путь ко спасению» – это название самой известной книги святителя Феофана. Как писал сам святитель Феофан, «Легко сказать: вот путь, иди! Но как сделать это? Большей частью недостает желания идти. Упорно отревает душа, увлеченная какою-либо страстью, всякое понуждение и всякий призыв; очи от Бога отвращает и смотреть на Него не хочет. Закон Христов не по сердцу; ей и слушать о нем нет расположения: душа, как говорят, не лежит. Спрашивается, как же дойти до того, чтобы родилось желание идти к Богу путем Христовым; как сделать, чтобы закон напечатлелся в сердце и человек, действуя по этому закону, действовал бы от себя, непринужденно, чтобы закон сей не лежал на нем, а как бы исходил от него?»

В книге указан путь ко спасению, который имеет три степени:

  1.  обращение к Богу;
  2.  очищение или самоисправление;
  3.  освящение.

По словам святителя, «на первой – человек обращается от тьмы к свету, от области сатанины к Богу; на второй – очищает храмину сердца своего от всех нечистот, чтобы принять грядущего к нему Христа Господа; на третьей Господь приходит, вселяется в сердце и вечеряет с ним. Это состояние блаженного богообщения – цель всех трудов и подвигов! Изобразить все сие и определить правилами и будет значить – указать путь ко спасению».

Из дневника молодого послушника Николая Беляева, впоследствии преподобноисповедника Никона Оптинского, мы узнаем, что книга Феофана Затворника «Путь ко спасению» оказала существенное влияние на формирование духовного устроения будущего подвижника.

Одна из первых записей о книге святителя Феофана была сделана в дневнике послушника Николая Беляева 10 января 1908 г.: «…когда я начал стремиться к жизни во Христе, я не читал никаких книг, а только Евангелие, которое и читал месяца два, а еще – “Путь ко спасению” епископа Феофана».

Николай Беляев

Из жития преподобноисповедника Никона известно, что в 1906 году Николай поступил на физико-математический факультет Московского университета. С середины 1906 года Николай и его брат Иван, ученик старшего класса гимназии, практически перестали посещать занятия, посвящая все время храму.

Вот как об этом впоследствии Николай Беляев записал в Дневнике от 12 апреля 1909 года: «Вспомнилось мне и то, как я жил перед отъездом в Оптину в первый раз, то есть тогда, когда коснулась меня благодать Господня. Когда я учился в гимназии, я не мог пропускать классы и аккуратно посещал гимназию, хотя под конец и мало занимался дома. Также и в университет я ходил аккуратно, хотя дома совсем не учился. В университете я успел проучиться немногим более полугода. Я был на одном курсе и факультете с братом Сережей. Как он, так и я посещали университет аккуратно. Так продолжалось до Рождества. После Рождества мои мысли и стремления к Богоугождению начали несколько формулироваться, и я стал посещать университет хотя и ежедневно, но с некоторою целию. Именно: под предлогом занятий в университете я уходил утром из дома. Приходил в университет и был там до 9 часов, а с 9 часов отправлялся в Казанский собор к обедне, предварительно заходя по дороге к Иверской, если там народу бывало не очень много. Отслушав литургию, стоя иногда даже всю литургию на коленях, я не спеша отправлялся домой и заходил по дороге в часовню Спасителя и, помолившись там, уже без задержек направлялся домой. Дома я, напившись чаю, садился читать Евангелие, которое и читал более месяца или месяц. Когда Евангелие было прочитано, я начал читать Апостол и “Путь ко спасению” епископа Феофана; читал иногда листочки и брошюрки духовного содержания. Вечером я начинал писать дневник, потом немного молился и ложился спать».

Книгу святителя Феофана, наряду с Евангелием, Николай Беляев читал перед поступлением в монастырь, именно она давала ответы юноше на многие духовные вопросы.

Об этом еще не раз упоминается на страницах Дневника. 14 мая 1908 г.: «Батюшка говорил мне: “Ни на минуту не подумайте, что Вы сами пришли сюда; если что-либо есть и было с Вашей стороны, то это только то, что Вы не противились”». Да это, так. Я помню обстоятельства поступления моего в скит и мои чувства… Я вижу, чувствую, что сбылись надо мною слова, прочтенные мною у епископа Феофана (“Путь ко спасению”): “Благодать, действуя в человеке, показывает ему, дает чуть-чуть ощутить сладость духовной жизни и быстро скрывает, поставляя человека на точку безразличия, где и требуется уже от самого человека произволение на новую жизнь”. Эта мысль не является точной цитатой из книги святителя, но достаточно полно передает его мысли, выраженные в главе «О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь».

Преподобноисповедник Никон (Беляев)

Немного позднее в Дневнике Николай Беляев поясняет это действие благодати в записи от 6 декабря 1908 года: «Епископ Феофан, да и другие святые отцы учат, что, когда благодать коснется человека, в нем появится ревность к Богоугождению. Если он не подавит ее, то появятся дела. И эти дела он будет совершать легко, ибо собственно не он, а благодать за него будет совершать их. Эту легкость телесных деланий испытал на себе и я, но ничего не понимал: ни сущности этих деланий, ни цели, ни причины. Не заметить изменений было невозможно, но я или приписывал это себе, или не обращал на это внимание. Теперь вижу, что я был под особым действием благодати в миру до приезда в Оптину в первый раз и во время всего нашего первого пребывания в Оптиной; затем, во время нашего пребывания в миру после Оптиной, не знаю, как хранила меня благодать, только бывали заметные расслабления. Наконец, при поступлении в скит, Божия благодать опять заметно воздействовала. Быть может, в миру благодать и более помогала мне, но ее действие было только охранительное, дабы я не погряз совсем. Внешних, видимых проявлений, кажется, не было. И теперь Господь хранит меня, но начинает отнимать у меня благодать, дабы испытать силу и твердость моего произволения. Теперь я немного кое-что понял, прозрел немного, чем я обязан Батюшке и чтению книг святоотеческих по Батюшкиному благословению. Я понял, что монашество есть непрерывная борьба, непрестанное умерщвление плоти, и я, помня это, должен готовиться к борьбе и скорбям. Епископ Игнатий говорит, что подвижник по Божию смотрению, – подвижник Христов, – значительную часть жизни проводит в скорбях, часто очень тяжелых. Поэтому мне надо запастись терпением».

В духовной традиции оптинских старцев было принято неоднократно обращаться к одной и той же книге, перечитывать ее.

И преподобный Варсонофий, зная, что сочинение святителя «Путь ко спасению» привело Николая в монастырь в сентябре 1910 года снова благословил его внимательно перечитать эту книгу. Николай читал ее в течение месяца – с сентября по октябрь 1910 года.

12 сентября 1910 года Николай записал в Дневнике: «Все время читаю сегодня “Путь ко спасению”: хорошая книга. Она была первой, которую я читал в жизни, когда возбудила меня благодать Божия от спокойного лежания во грехе. Поэтому Батюшка сказал мне однажды, что эта книга должна быть моей настольной книгой».

Старец Варсонофий Оптинский

Это повторное возвращение к сочинению святителя, когда у Николая был уже опыт скитской жизни под руководством старца Варсонофия, позволяет увидеть в книге какую-то новую глубину, во многом открывает ее по-новому. 20 сентября 1910 года Николай записывает: «Я прочел у епископа Феофана в “Пути ко спасению”, что надо отыскать в себе главную страсть. Я подумал и не мог остановиться ни на какой страсти. Сказал об этом Батюшке, и он мне ответил, что надо молиться, чтобы Господь открыл эту главную страсть, сам ее не найдешь. А найти ее очень важно для того, чтобы знать, куда направлять свои силы, то есть знать, с какою страстию преимущественно бороться».

3 октября 1910 года записывает: «Придя от обедни, я попил чайку и сел читать “Путь ко спасению”. Очень хорошо сказано про борьбу со страстями. А я, читая, применяю к себе: как действуют во мне страсти и как бороться против них. Гордости и тщеславия во мне много. Господи, помози мне!»

Чтение книги было закончено 10 октября 1910 года: «Сегодня окончил читать “Путь ко спасению” епископа Феофана. Глубока и непонятна в некоторых местах эта книга для меня».

Эти последние слова глубоко назидательны и для нас. Чтение духовной литературы должно быть деятельным, усвояться не только разумом, но прежде всего сердцем, питать душу, проявляться в делах и поступках нашей жизни.

Об этом писал и святитель Феофан: «Читать для знания – одно дело, а читать для назидания – другое. При первом много читается, а при втором не надо много читать, а как только из читаемого что-либо падет на сердце, останавливайтесь и думайте, стараясь и разъяснить, а более углубить в сердце сию мысль. Это то же, что превратить сие в предмет богомыслия. Так питать будете душу и растить, а не насыпать ее, как мешок».

В.В. Каширина