Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Вся жизнь есть див­ная тай­на, из­ве­ст­ная толь­ко од­но­му Бо­гу. Нет в жиз­ни слу­чай­ных сцеп­ле­ний обс­то­я­тельств – все про­мыс­ли­тель­но. Мы не по­ни­ма­ем зна­че­ния то­го или дру­го­го обс­то­я­тель­ства, пе­ред на­ми мно­же­ст­во шка­ту­лок, а клю­чей нет. Бы­ли та­кие лю­ди, ко­то­рым отк­ры­ва­лось это...

преп. Варсонофий

Жить – не ту­жить, ни­ко­го не осуж­дать, ни­ко­му не до­саж­дать, и всем мое поч­те­ние.

преп. Амвросий

Жить мож­но и в ми­ру, толь­ко – не на юру, а жить ти­хо.

преп. Амвросий

Путь в Иерусалим

Православные христиане издавна совершали паломничество на Святую Землю, где жил и проповедовал Спаситель.

Известный церковный историк, постриженик Оптиной пустыни архимандрит Леонид (Кавелин), который в середине XIX века служил в Русской Духовной миссии в Иерусалиме, писал: «литургия на гробе Господнем в первый день Пасхи остается для меня до сих пор самым приятным воспоминанием из 16-ти месячного пребывания моего во Святом Граде. Тяжело было мне расстаться со Святым Гробом, “источником нашего Воскресения”. В Св. Граде я имел скорби, а по возвращении в свое отечество потерпел тяжелые для сердца потери, но всех этих скорбей я не могу сравнить с тою невыразимою тоскою, которая наполняла мою душу, когда я в последний раз пришел проститься с Святым Гробом. Ничто не в силах изгладить из памяти моей этой минуты: “забвена буди десница моя, аще забуду тебе, Иерусалиме, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего!...”»

Для Н.В. Гоголя паломничество в Иерусалим стало путем к преображению внутреннего мира. В ноябре 1846 года он писал Надежде Николаевне Шереметевой: «Путешествие мое не есть простое поклонение. Много, много мне нужно будет там обдумать у Гроба Самого Господа, от Него испросить благословение на все, в самой той земле, где ходили Его небесные стопы».

Как-то к оптинскому старцу Варсонофию обратилась одна женщина с просьбой дать благословение на поездку в Иерусалим.

– В Иерусалим? – спросил батюшка. – В какой, в старый или в Новый?

– В старый.

– Ведь сколько всего Иерусалимов?

– Два.

Нет, не два. Один старый, – в Палестине, другой Новый, – близ Москвы, а третий какой? – Горний Иерусалим, на небе, а еще четвертый есть – тот в сердце. Вот этот-то Иерусалим и надо отыскать и в него отправиться. Бог благословит и вас, и всех других!

Для каждого христианина путь в Иерусалим связан как с внешними, так и с внутренними усилиями. Самым важным старцы считали очистить свое сердце, ибо, по словам Господа, только чистии сердцем Бога узрят (Мф. 5, 8).

Как учил преподобный старец Иосиф: «Кто это – чистые сердцем? Те, коих сердце не омрачается тьмой греха, те, которые удаляются нечистых дел, внешних и внутренних, те, которые более ум свой просвещают учением истины, – сии Бога узрят. Искренно желаю тебе узреть Иисуса, лучше сего и желать не надо».

Многие духовные наставники советовали совершить внутреннее паломничество, то есть обратить внимание на свою внутреннюю жизнь. Преподобный Антоний Оптинский писал своему духовному чаду, что за духовной пользой не стоит устремляться в дальние края: «Вы пишете, что от московских отцов такой пользы не находите, какую ощущаете от пустынных. Это может быть потому, что и пророки во отечестве своем от своих ни чести, ни доверия не имеют; а посему не они виновны, а те, которые без веры ищут пользы. Есть люди смиренные, которые от всякого отца что-нибудь полезное усваивают: а также есть люди и несмиренные, которые не точию живым, но и отшедшим, то есть, прославленным отцам св. Церковию не во всем доверяют. Почему всеусердно Вам желаю искренней подражательнице быть первым, а не вторым; чрез что и на Ваше смирение призрит Господь, так что не точию не нужно будет за пользою идти ни в пустыню, ни в Иерусалим; но и самое Царство Божие не на небеси гор, а на земли низу, то есть смиренные сердцем обретают внутрь себе. Каковое богатое сокровище да сподобит Господь Бог всех нас обрясти благодатию Своею и молитвами Богородицы и всех святых».

На вопрос о том, что означает Иерусалим в духовном смысле, преподобный Никон отвечал: «Иерусалим... в духовном смысле означает Царство Небесное. Восхождение в него есть жизнь земная каждого верующего человека, содевающего свое спасение. Умилительно это изложено в стихире Великого Страстного Понедельника: “Грядый Господь к вольной страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предается Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем. Приидите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуем Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним, и услышим вопиюща Его: не ктому в земный Иерусалим, за еже страдати, но восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему, и совозвышу вас в Горний Иерусалим, в Царство Небесное”.

Спасающемуся о Господе необходимо предлежат степени восхождения в Горний Иерусалим. На жизненном пути неизбежно встречают его скорби и искушения. К ним нужно быть готовым. Наша немощь человеческая не хочет их, часто забывает о неизбежности их и желает лишь земного счастья. Обратите внимание, что даже святые апостолы, до получения дара Духа Святого и дара разуметь Писания, не были чужды желаний временной славы и счастья, как и повествуется в Евангелии. После слов Христа о грядущих скорбях и смерти сыновья Зеведеевы просят у Христа почестей временного царства Его, которого они тогда ожидали. Но вместо этой почести — чашу смерти обещал Христос пить друзьям Своим. Посему, если видим жизнь нашу, исполненную скорбей и неисполнившихся надежд и желании, да не унываем. Так должно быть... Жизнь христианина должна быть подобна жизни Христа. Возвещает нам святой апостол Петр: “Христос пострадал за нас, оставив нам образ, пример, дабы мы шли по следам Его”» (1 Пет. 2, 21).

«Жизнь христианина должна быть подобна жизни Христа», – писал преподобный Никон, это и есть наш духовный путь, наш Иерусалим, к которому стремится каждый верующий человек.

В.В. Каширина