Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Вра­га и при­но­ся­щие ис­ку­ше­ния злые мыс­ли от­го­няй­те мо­лит­вою: „Гос­по­ди Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя греш­ную". Мо­лит­ва эта мо­жет со­вер­шать­ся при всех за­ня­ти­ях.

преп. Нектарий

Мо­лит­ву Ии­су­со­ву все­ми си­ла­ми ста­рай­ся дер­жать – она вся на­ша жизнь, вся кра­са, все уте­ше­ние, что вна­ча­ле она труд­на – это всем из­ве­ст­но, но пос­ле за­то не­о­це­нен­на, все­ра­до­ст­на, все­лю­без­на.

преп. Анатолий

Де­лай по си­ле, де­лай со сми­ре­ни­ем и са­мо­у­ко­ре­ни­ем, и обык­нешь, и по­лю­бишь мо­лит­ву так, что и на­силь­но не отор­вут от нее. По­то­му что она слад­ка и ра­дос­тот­вор­на. По­мя­нух Бо­га и воз­ве­се­лих­ся (Пс. 76, 4).

преп. Анатолий

Встреча с наместником Оптиной пустыни епископом Иосифом (Королевым) в Сретенской духовной академии

14 марта в Сретенской академии состоялась встреча с наместником Оптиной пустыни епископом Иосифом (Королевым). Она прошла в рамках проекта «Говорим». Тема встречи – «Современный человек в Церкви».

Открывая встречу, ведущий Сергей Комаров отметил, что законы духовной жизни не меняются со временем, но меняется человек. Современная цивилизация все дальше отходит от Бога, христианского уклада жизни, евангельских ценностей. Законы и нравы мира сего неизбежно отражаются и на нас. Как строить церковную жизнь верующему в наше время, как противостоять разрушительным тенденциям? Затем он предоставил слово епископу Иосифу.

«Действительно, мы видим развитие греховности, порочности в обществе. Даже апостольские правила, правила Вселенских Соборов не предусматривают такого, таких грехов, которые современное общество приносит. И всему этому Церковь должна дать нравственную оценку. Мы не осуждаем мир, не осуждаем людей, не имеем на это права. Мы можем скорбеть, огорчаться на то зло, которое существует в мире, на то, что нравственность разрушается, что детей наших нравственно разрушают, но не осуждать», – так начал свое слово Владыка.

Далее встреча прошла в формате беседы. Владыка ответил на вопросы ведущего и присутствующих в зале.

В ответ на просьбу посоветовать, как молиться мирянам, он сказал: «Святые отцы учат: память о Боге держи в течение дня. Как ее держать? Через краткую молитву».

– Что посоветуете о выборе потенциальной супруги семинаристам? Где искать невесту? – спросил ведущий.

– Искать в храме, в духовном училище. Кто-то и в миру находит верующую невесту, но в любом случае через храм. Семинаристу нужна невеста воцерковленная, которая могла бы быть помощницей в храме. Иначе будущая матушка не вынесет, и священник будет несчастен всю жизнь. Нужно выбирать такую невесту, чтобы она ходила в храм, исповедовалась, причащалась постоянно. Встречаться до брака лучше всего примерно год, а кому-то и полгода достаточно. Но в среднем –год.

– Без понуждения – никак, – подчеркнул Владыка, рассуждая о том, как в современных условиях христианину устраивать свою духовную жизнь. – Главное, чтобы было желание трудиться. Самое грустное, когда происходит перегорание. Когда вначале у человека горело сердце, а потом он уже ничего не хочет, ни на службу ходить, ни молиться. В монастыре дисциплина помогает, а в миру человек сам должен поддерживать горячность веры, не остывать. Классический пример – преподобный Силуан Афонский: к нему явился Господь, а потом отошел от него. И преподобный долго искал его и плакал. Важно не опускать руки, двигаться. Сделать хотя бы маленький шаг, а потом Господь Сам протянет руку помощи. Просто выйди из дома в воскресенье – это уже шаг, – и Господь поможет.

То же касается и исповеди. Говоря о том, как часто нужно исповедоваться и что делать, если грехи постоянно повторяются, Владыка отметил: «Да, грехи повторяются. Но не стоит опускать руки. Знаю, что те, кто часто приходит на исповедь, работают над собой, над тем, чтобы исповедь не становилась формальностью, а оставалась искренней. Да и без исповеди не каждый священник благословит причащаться».

На вопрос о соборовании, о том, что некоторые соборуются часто, отец Наместник сказал, что хорошо приступать к этому Таинству раз в год, а чаще не надо. Те, кто так поступают, не понимают смысл таинства.

«Слово старец имеет высокий смысл у нас в Церкви, – сказал Владыка, отвечая на вопрос о духовниках и о том, есть ли сейчас старцы. – Мы ждем от старца не только опыта священнической жизни, опыта духовного, но и даров Божиих. Конечно, Дух Божий живет в Церкви, дары Святого Духа есть и будут в Церкви. Есть и будут и старцы. И люди ищут старцев, ищут исцеления физического, утешения. Но нужно понимать, что важно искать не старца, а опытного духовника. Нужно идти за духовным окормлением, а не за поиском чудес и утешений».

Была затронута и актуальная проблема взаимоотношения Церкви и психологии.

«Сейчас мы видим попытки объединить психологию со святоотеческим взглядами на человека. Когда Юнга и Фрейда пытаются интегрировать в духовную жизнь, и психология вытесняет пастырство, священнические обязанности», – сказал епископ. Рассуждая об этом, он отметил, что проблема психического здоровья действительно существует. Появляется все больше удобств, но счастливее люди не становятся. В поисках решения своих душевных проблем не каждый может пойти к священнику, и люди ищут, чем заполнить эту пустоту, как решить свои проблемы. А иногда берут благословение учиться на психолога, чтобы разобраться в себе. Сейчас в магазинах очень много таких книг: ты самый лучший, научись любить себя. Но это очень опасно, когда вот так поднимают уровень гордыни у человека. В результате человек не может жить в обществе, разваливаются семьи. Конечно, бывают индивидуальные проблемы, требующие помощи психолога. Хорошие православные психологи могут помочь на приходе. «И тем не менее обращаться к психологу – опасный путь. Нужно разобраться, к кому идешь, внимательно отнестись к этому, чтобы не попасть в губительные сети. Святейший Патриарх Кирилл на последнем собрании духовенства посвятил этому очень много времени, говорил об опасности священнику становиться на стезю психолога. Если такое происходит, у него постепенно происходит подмена. Даже подмена терминов: они уже не святоотеческие. И Святейший Патриарх предостерег от этого», – завершил свою мысль Владыка.

Говоря о «священниках-блогерах», епископ Иосиф подчеркнул: «Батюшки трудятся, стараются, растут в блогерстве своем. У каждого свой стиль, но главное, проповедовать не себя, а Христа, вести людей к Богу».

Отвечая на вопрос о монахах и СВО, Владыка сказал, что братия часто ездят на передовую, бойцы приезжают в монастырь, и братия в курсе того, что происходит. Но жизнь монаха – молитва. Мы все должны чувствовать ответственность за то, что происходит в мире. От каждого из нас зависит, как быстро произойдет духовно-нравственное оздоровление общества. Братия молится, читает канон о победе русского оружия.

Рассуждая «о героях нашего времени», о том, кто сегодня может быть назван таковым с точки зрения нравственности, Владыка в первую очередь назвал верующих многодетных родителей. В наше время женщина, которая в конце жизни скажет мужу, что она в своей жизни не знала никого, кроме него, родила всех детей, которых дал Бог, воспитала всех в вере и благочестии, – недалека от святости. То же можно сказать и о муже. Рассказал Владыка и о героях-подвижниках среди наших воинов, с сожалением отметив, что их иногда называют сектантами, ведь они не курят, не матерятся, молятся. Любят Бога, молятся, жертвуют собой – они герои нашего времени.

Далее из аудитории прозвучали вопросы о Толстом и Церкви; о том, как жить без страха; о проблеме бытового осуждения.

Завершая встречу, Владыка обратился к присутствующим с такими словами: «Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение. И жить – не тужить. Вот это – наш девиз. Мы не должны унывать, не выглядеть в пост мрачными, хмурыми. У нас должна быть радость духовная о том, что мы живем с Богом. Будем же благодарить Бога за то, что с нами случается. Будем настоящими христианами, которые друг друга поддерживают, помогают. И тогда нас никто не сломит. И страна наша будет сильной, и православие укрепится».