Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На­до тер­петь не толь­ко пос­ти­га­ю­щие скор­би, но и се­бя тер­петь на­до.

преп. Никон

Что­бы был плод ду­хов­ный, нуж­ны из­ве­ст­ные ус­ло­вия: се­мя (сло­во) хо­ро­шее и поч­ва хо­ро­шая. Плод соз­ре­ва­ет при на­ли­чии тер­пе­ния. Сколь­ко бы­ло слу­ча­ев, ког­да че­ло­век, не ви­дя ожи­да­е­мо­го пло­да, впа­дал в уны­ние, и все его тру­ды про­па­да­ли. На­до иметь ре­ши­мость все тер­петь. Толь­ко тог­да мож­но на­де­ять­ся на по­лу­че­ние же­ла­е­мо­го. В тер­пе­нии ва­шем стя­жи­те ду­ши ва­ша (Лк. 21, 19).

преп. Никон

Тер­пе­ние есть неп­ре­ры­ва­ю­ще­еся бла­го­ду­шие.

преп. Никон

Житие святителя Филарета, митрополита Киевского

Cвятитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский

Святитель Филарет (в миру Феодор Георгиевич Амфитеатров, в схиме Феодосий) родился 17 апреля 1779 года в селе Высоком, Кромского уезда Орловской губернии в благочестивой семье священника Георгия Никитича Амфитеатрова.

В детские годы Феодор очень любил посещать храм. С шести лет он стал учиться грамоте и на 10-м году жизни был принят сразу во 2-й класс Орловского Духовного училища. В 1795 году как лучший ученик Феодор был переведен в богословский класс Севской семинарии, которую окончил в 1797 году. Как выдающегося выпускника будущего святителя оставили в семинарии преподавателем. 7 ноября 1798 года он был пострижен в монашество с именем Филарета. В 1802 году в сане игумена он был уже ректором Севской семинарии и настоятелем Свенского монастыря, а в 1804 году возведен в сан архимандрита. Из-за недоброжелательства правящего архиерея архимандрита Филарета в том же году перевели в Уфимскую епархию и назначили ректором Оренбургской Духовной семинарии и настоятелем монастыря. Однако притеснения со стороны правящего архиерея продолжились и здесь. Он терпеливо сносил все обиды и унижения, усердно молился, и Господь, всегда слышащий молящихся Ему, поддержал святого. После одного из самых сильных оскорблений Филарет долго и пламенно молился ночью и во время этой молитвы заснул. В полусонном видении он увидел руку, писавшую на стене: «Не бойся! Судьбы архимандрита Филарета в руках Божиих!» После этого он почувствовал отрадное чувство успокоения и утешения.

С этого времени жизнь праведника совершенно изменилась. Указом Святейшего Синода от 10 ноября 1810 года он был переведен в Тобольск, откуда благодаря положительным отзывам менее чем через три года был вызван в Санкт-Петербург и назначен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря. Но уже 15 февраля 1814 года по предложению ректора Санкт-Петербургской Духовной академии святителя Филарета (Дроздова) архимандрит Филарет назначается инспектором академии и в 1814 году получает степень доктора богословия. В этом же году архимандрит Филарет был переведен инспектором во вновь открывавшуюся Московскую Духовную академию, а через год стал ее ректором. Прибыв на новое место назначения, он занялся благоустройством академии, став и наставником, и преподавателем, и настоящим отцом для своих воспитанников.

1 июня 1819 года архимандрит Филарет был хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. В 1821 году, в настоятельство оптинского игумена Даниила, святитель Филарет основал Иоанно-Предтеченский скит и положил начало старчеству в Оптиной пустыни, для чего привлечены были братья-подвижники — преподобные Моисей и Антоний (Путиловы), подвизавшиеся до того в рославльских лесах. Строителю Оптиной пустыни игумену Даниилу (Кушневу) владыка писал:

«Для строения скита представили мне пустынножители план, который я подписанием своим утвердил. Прошу покорно отвесть им по их и вашему избранию место. Господь да благословит начать им доброе и угодное Ему делание! Пусть они трудятся в очистке места. Ежели готовы материалы, то я благословляю обеими руками начать строить прежде келии, а потом и прочее нужное. Я буду к вам в начале Успенского поста на целую неделю говеть. Приятно бы для меня было, ежели бы до того времени они пристроились. До решительного положения полных правил жития их прошу вас теперь же сделать: 1. Братиям воспретить к ним вход без вашего дозволения и не в назначенное время. 2. Женскому полу совершенно возбранить туда вход. 3. И другим мирским людям не иначе позволять, как с согласия их старца. 4. Во всем, где можно им помочь в строении, без отягощения монастыря, не откажите. 5. Запретите строго рубить всякий лес около сего скита, дабы навсегда он был закрыт».

Перед началом Великого поста в понедельник сырной седмицы святитель Филарет каждый год уезжал из Калуги в Оптину пустынь, в устроенный им скит, и возвращался оттуда в субботу вечером. Когда в Оптинском скиту ему пытались оказывать архиерейские почести, он возражал:

«Митрополит там — в другом месте, а здесь, в ските, я просто инок». Традиции старчества и умной молитвы были положены в основание духовной жизни скита, а потом и всей обители.

В 1825 году указом Святейшего Синода епископ Филарет был переведен в Рязанскую епархию, а на следующий год возведен в сан архиепископа и назначен членом Комиссии Духовных училищ. Через два года святитель переводится на служение в Казань. В то время в Казанской епархии начали отпадать от христианства множество инородцев, недавно принявших христианскую веру. В Казани при святителе Филарете обратились в православие более 5 тысяч язычников. Успеху дела содействовала святая жизнь архипастыря и различные чудесные явления, происходившие по его молитвам. Сердце святителя всегда было преисполнено любовью ко всем нуждающимся без различия национальностей.

18 апреля 1837 года святой был поставлен митрополитом Киевским.

Здесь с новой силой раскрылись замечательные черты его как доброго пастыря и мудрого наставника, заботливого воспитателя молодежи, отзывчивого помощника бедным и сиротам и особенно усердного молитвенника за всех.

Тайно приняв на себя в 1841 году великую схиму, святитель продолжал ревностно исполнять обязанности, возлагаемые званием и долгом общественного служения. Литургию святитель Филарет совершал во все воскресные и праздничные дни, а также в течение Великого поста по средам и пятницам — Преждеосвященную Литургию. За 40 месяцев и 21 день до своей кончины он ежедневно причащался Святых Таин Христовых. И в последний день своей жизни, 21 декабря 1857, по выслушивании обедни, в 3 часа ночи, в его покоях, святитель с особенно умилительным чувством христианского спокойствия и смирения приобщился Святых Таин, слабеющим голосом прочитал «Ныне отпущаеши», затем после двухчасовых страданий, в которых при чтении канона Божией Матери чувствовал облегчение, и при чтении у одра его Псалтыри, с полным сознанием, тихо отошёл в жизнь вечную.

Мощи святителя Филарета почивают в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Читать больше в книге «Святитель Филарет Киевский и оптинский скит» в электронной библиотеке Оптиной пустыни.