Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ду­ма­е­те, что сы­ну по­лез­нее всег­да быть при вас, но кто это зна­ет? И при вас, ес­ли Бог по­пус­тит, он мо­жет ис­пор­тить­ся, и на чу­жих ру­ках — сох­ра­нить­ся без вре­да. Но где бы ни бы­ли де­ти ва­ши, с ва­ми ли или в ка­ком-ли­бо за­ве­де­нии, вну­шай­те им хрис­ти­а­нс­кие пра­ви­ла и по­ру­чай­те их Бо­гу и зас­туп­ле­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри.

преп. Макарий

Те, ко­то­рые на нас не­го­ду­ют, они нас на­у­ча­ют лю­бо­му­д­р­ство­вать в ис­пы­та­нии се­бя: точ­но ли мы хрис­ти­а­не? лю­бим ли вра­гов на­ших? — и поз­на­нию в сем на­шей не­мо­щи.

преп. Макарий

Мы во­и­ны ду­хов­ные и име­ем неп­ри­ми­ри­мых вра­гов не­ви­ди­мых, бод­рых, злоб­ных, ста­ра­ю­щих­ся ра­зо­рить град ду­ши на­шей; не долж­но и нам про­дол­жать жизнь на­шу в ле­нос­ти и дре­мо­те гре­хов­ной, но, при­зы­вая в по­мощь Бо­га, про­ти­вос­то­ять вра­гу на­ше­му. Он тог­да толь­ко име­ет си­лу про­тив нас, ког­да мы са­мо­на­де­ян­но и гор­до ду­ма­ем о се­бе, а ес­ли сми­рен­но­муд­ри­ем во вся­ком слу­чае во­дим­ся, то вся си­ла и се­ти вра­жии сок­ру­ша­ют­ся.

преп. Макарий

Келейная икона преподобного Льва Оптинского к празднику Владимирской иконы  Божией Матери

В благословение от своего духовника и наставника схимонаха Феодора (Пользикова) преподобный оптинский старец Лев получил икону Владимирской Божией Матери, с которой не расставался всю свою жизнь и которую берег как величайшую святыню. Этой иконой преп. Паисий (Величковский) напутствовал своего постриженика старца Феодора при возвращении из Молдавии в Россию.

Сохранилось следующие описание этой иконы: «Изображенная Царица Небесная видом Своим вдыхает в души молящихся пред Нею успокоение. В ее святом лике не видно изысканного умиления и женственной красоты. Черты строгие, и очерк лица более русский, нежели греческий» [Агапит (Беловидов), архим. Житие оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. С. 68.]

Владимирская икона Божией Матери

В келье старца также была ростовая икона на холсте преп. Александра Свирского, в обители которого старец прожил 12 лет, икона Ангела-Хранителя и др.

Старцем Львом икона Владимирской Божией Матери почиталась как чудотворная. «Помазывая болящих елеем из лампады от этой иконы, старец видимо возлагал всю свою надежду на милость и помощь Божию, на заступление Царицы Небесной и на молитвы своего духовного отца. По вере старца о. Леонида и приходивших к нему, помазывание это оказывало великую благодатную силу. Через него многие получали утешение в скорбях, облегчение в душевных бранях и исцеление телесных болезней» [С. 68–69.]

Из жизнеописания старца известны многочисленные случаи исцеления от иконы.

Прп. Лев Оптинский

Известно, что когда келейники жаловались на какую-либо болезнь, старец с молитвой крестообразно помазывал их елеем от лампады, и они получали исцеление. К старцу Льву приходили некоторые богомольцы, которые самовольно носили вериги, полагаясь только на внешние подвиги и не заботясь об очищении сердца от страстей. Старец решительно благословлял снимать с таких «подвижников» вериги, и тогда «на некоторых из закованных ими нападало беснование. На всех таких страдальцев старец возлагал епитрахиль и читал над ними краткую заклинательную молитву из Требника, а сверх того, помазывал их елеем из лампады, или давал им оный пить. Вследствие сего было очень много поразительных случаев исцелений» [С. 70.]

Не всем в обители пришлась по душе нелицеприятная прямота старца. По наветам недоброжелателей, несколько раз начальство принимало решение о переводе его в другую келью, чтобы ограничить к нему поток богомольцев. В ноябре 1835 года старца перевели с пасеки в келью внутри скита. 2 февраля 1836 года последовало настоятельное предписание перевести о. Льва в монастырь.

Храм Владимирской иконы Божией Матери в Оптиной Пустыни

Как сказано в жизнеописании старца: «Бывало, когда объявят ему поведение начальства перевести его в другое помещение, он возьмет на руки известную Владимирскую икону Божией Матери – благословение своего дорогого и незабвенного отца, схимонаха Феодора, громко запоет “Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу”, – и пойдет в указанную ему келью. Поставив св. икону на приличном месте и помолившись пред нею, тут же сядет, ни о чем не заботясь, и как будто ничего с ним не было, и продолжает свое дело, – плетет пояски и принимает братию. Между тем, близкие к нему ученики, вслед за своим старцем понесут кто – книги, кто другие его незатейливые вещи. Так он просто водворялся в новом своем жилище. Он даже не считал себя в таких случаях притесняемым» [С. 196–197.]

Многочисленные исцеления, получаемые по молитвам старца Льва перед чтимым образом Владимирской Божией Матери, были даром благодати Божией, обильно изливающейся по молитвам великого старца, «вследствие чего все с верою относившиеся к нему единогласно свидетельствовали, что в его присутствии они ощущали внутренний мир, успокоение сердечное и духовную радость. Часто приходили к нему с великим горем, а вошедши в его келью, забывали, зачем приходили, и что за горе тревожило их, – оно оставляло их на пороге. Помыслы, казавшиеся страшными и непреодолимыми, в присутствии старца исчезали, как будто их никогда не было; но они опять появлялись, когда относившиеся к старцу ленились приходить к нему» [С. 93.]

После кончины старца Льва образ Божией Матери хранился у его ученика монаха Иоанникия (Бочарова), а после его перехода в Тихонову пустынь был передан в эту обитель.