Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ког­да бу­дут скор­би и вы бу­де­те не в си­лах пе­ре­нес­ти их, тог­да от все­го серд­ца об­ра­ти­тесь к Гос­по­ду, Ма­те­ри Бо­жи­ей, свя­ти­те­лю Ни­ко­лаю, свя­то­му, имя ко­то­ро­го но­си­те, и скорбь об­лег­чит­ся.

преп. Нектарий

Ошиб­ка и заб­луж­де­ние че­ло­ве­че­ст­ва про­ис­хо­дят от­то­го, что мы не по­ни­ма­ем как сле­ду­ет на­ме­ре­ние Бо­жие и во­лю Бо­жию о нас. Гос­подь, по бла­гос­ти Сво­ей и ми­ло­сер­дию Сво­е­му, хо­чет да­ро­вать нам веч­ное бла­же­н­ство на не­бе, в Царствии Не­бес­ном, а мы, по сле­по­те сво­ей, бо­лее же­ла­ем, ищем счас­тия и бла­го­по­лу­чия вре­мен­но­го на зем­ле. Вот Гос­подь, по бла­гос­ти Сво­ей и по люб­ви к ро­ду че­ло­ве­чес­ко­му, и вра­зум­ля­ет нас раз­ны­ми скор­бя­ми, и бо­лез­ня­ми, и дру­ги­ми бедстви­я­ми.

преп. Амвросий

Ин суд Бо­жий, ин че­ло­ве­чес­кий; о ве­щах, близ­ких на­ше­му серд­цу, мы час­то су­дим про­ти­ву страс­тей на­ших, во­ю­ющих на нас, или про­ти­ву нас, а по­то­му и суд наш не­ред­ко бы­ва­ет прев­ра­тен, и то, что ка­жет­ся нам тя­го­ст­но, скорб­но в нас­то­я­щем,– впос­ле­д­ствии ра­до­ст­но, лег­ко, бла­жен­но.– Ко­нец все вен­ча­ет.

преп. Лев

День памяти обретения мощей преподобных Оптинских старцев

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня великое торжество в нашей обители. Сегодня мы празднуем память преподобного и богоносного отца нашего Амвросия, старца Оптинского. Сегодня день, когда мы вспоминаем память праведного с похвалами, день, когда мы не только прославляем великого угодника Божия, который не нуждается в человеческой славе. Потому что он вознагражден великой милостью и славой Божьей в Небесном Царстве и не нуждается в человеческой славе. Но в этот день мы собрались в этот святой храм для того, чтобы почерпнуть ту благодать, опыт и знание, которые преподносит нам в своей жизни преподобный и богоносный отец наш Амвросий, старец Оптинский.

Удивительный преподобный, удивительный человек, который, прожил чистую и славную свою жизнь во славу Божию и на пользу своего родного Отечества, на пользу своего родства, близких и дальних, для всех, кому он был полезен. И сегодня и до конца этого мира он будет полезен, как наставник и учитель, и человек, который дает знания, как правильно жить, чтобы принести пользу Богу и людям. Главное, в чем поучает нас, дорогие братья и сестры, преподобный Амвросий, это в том, чтобы мы себя настраивали на то, что жизнь христианская нас обязывает принятию креста Христова.

Как поучает нас преподобный Амвросий, без скорбей невозможно спастись. Он еще так писал: «Господь принес на землю не мир, но меч (см. Мф. 10, 34). Господь принес на землю не покой, а огонь (см. Лук. 12, 49)». О каком мече и огне говорит Господь? О какой силе открывает нам Господь свою тайну через толкование преподобного Амвросия? Так вот меч, который принес Господь на землю, это слово Божие, это правда Божия, это заповеди Христовы. Меч, который отсекает всякое беззаконие, всякую неправду, всякую нечистоту и беззаконие в этом мире и в каждом человеке. Поэтому верить во Христа и не исправлять свою жизнь, продолжать жить преступной жизнью сознательно – это непростительное преступление. За это можно подвергнуться небесному наказанию.

Если ты назвал себя, и тем более, обязал себя словом, что ты православный христианин, ты обязан с Божьей помощью постепенно, хотя бы, исправлять свою жизнь. Тогда мы действительно входим в область благодати Божьей, в ту силу, которая подобно мечу отсекает всякое беззаконие, неправду и нечистоту. Силой Божьей благодати и силой Христовых заповедей врачуется наша немощная падшая человеческая душа.

О каком огне говорит Господь, который Он желал бы низвергнуть на землю? Это огонь, дорогие братья и сестры, благодати Святаго Духа Господа Животворящего, исцеляющего всякую немощь, избавляющего от всякой неправды и беззакония и дающего человеку благодатное право быть чадом Божьим. То есть Господь не только нас очищает от всякого греха, но Господь нам дает благодать быть детьми, чадами Божьими. Поэтому чтобы прийти к жизни во Христе, нужно обязательно предпринимать труд над собой, понуждать себя хоть в какой-то степени исправлять свою жизнь, чтобы действительно силой Божьей, силой этого благодатного меча, освящением благодати Святаго Духа получить возможность избавиться от своих немощей и грехов, которые мы несем от наших прародителей Адама и Евы, от предыдущих поколений и от своей греховной собственной жизни. Никто не избавит от греха. Но Господь призывает нас, чтобы мы не опускали свои руки и с Божьей помощью пытались исправить себя.

Далее поучает нас преподобный Амвросий. Претерпевать скорби, которых невозможно миновать. Страдают и праведники и грешники. Но если праведник страдает, благодаря Бога, и прославляя его, что Господь дает возможность на покаяние и исцеление. И если человек страдает, то принимает достойное по делам своим. А грешник, вы видите, тоже страдает, болеет, у всех несчастья, бедствия. В конце концов, все мы умрем рано или поздно. Но с каким результатом мы уйдем в тот потусторонний мир, мир Божий? Вот с этим багажом, с тем сокровищем, либо, наоборот, с нечистотой, которую мы собрали в этом мире. С этим результатом люди входят в тот мир и получают соответствующее по своим делам. Невозможно избежать скорбей. Но преподобный нас поучает и наставляет, чтобы мы не унывали, потому что уныние это отсутствие веры и любви и благодарности Богу. Если мы страдаем, значит, есть смысл нашей жизни, если страдааем за правду, а не за грех. Страдание за грех может наставить нас на покаяние и исправление. Но если человек унывает и тем более ропщет на Бога, на какое спасение можно надеяться. Но страдая нельзя унывать, потому что если мы хоть в какой-то степени приобщаемся тем более за достаточную правильную жизнь во Христе, то если мы страдаем, то мы тогда действительно сопричастны благодати Божьей.

Господь дал нам обетование, но и предупредил, что идущие Его дорогой вслед Его учению, обязательно будут либо гонимы, либо будут в страданиях (Ин. 16, 33). Но это страдание подобно рождающей женщине, которая мучается в родах, но когда родится младенец, так говорит Господь нам в Евангелии, она забывает о своей скорби и болезни, потому что пришел человек в мир (Ин. 16, 21). То есть родился новый человек, и радость рождения нового человека, нового образа, новой личности превозмогает всякую боль и скорбь. То же самое нам Господь дает вразумление, как больно и трудно и невыносимо порой идти дорогой спасения, но это верный путь, если мы веруем во Христа православно, если мы живем по святым Христовым заповедям, если мы еще претерпеваем какие-то страдания или болезни, значит, есть надежда в нашем пути. То есть можно надеяться, что этот путь – путь спасения.

Преподобный Амвросий далее продолжает эту мысль, приводит поучение преподобного Петра Дамаскина. Преподобный Амвросий очень часто обращался к этому великому преподобному. Он говорит: «Посмотрите, как поучает преподобный Петр Дамаскин, что мы спасаемся между страхом и надеждой», страхом безвестности за наши грехи, немощи, беззакония. Действительно, простит ли нас Бог. И бывает так, что если мы думаем, что мы православные, то у нас все само собой это будет, автоматически мы получим спасение. Это страшное заблуждение. Да, имея благодать православия, мы имеем возможность попасть в Царство Небесное. Но нужно еще в этом мире заработать право входа в тот мир, мир Божий.

Так вот преподобный Амвросий далее нас поучает. Есть Царство Небесное, а есть Царство Божие. Где Царство Небесное? Это царство святых и праведников, которые достигли его через труды, скорби, болезни, гонения, испытания достигли верою во Христа православно, достигли Царства Небесного. А Царство Божие Господь призывает нас создать здесь на земле в своем сердце. Господь так и говорит: «Царство Божие внутри вас» (Лук. 17, 21). Но это царство нужно действительно созидать. Если мы не будем через покаяние, через молитву, через таинства церковные, через добродетель не будем менять свое сердце, это не будет царство. То есть царство нужно в своем сердце создать. Либо это будет Царство Божие, либо это будет ад. Как мы видим это в большинстве случаев, которые нас окружают, к величайшему сожалению мы это видим.

Господь дал нам знание, чтобы мы правильно понимали. Господь нас поучает и вразумляет: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Если сокровищем нашего сердца является Бог, Его правда. Его святыни, Его святые заповеди: милосердие, кротость, вера, правда, целомудрие, это действительно, дорогие братья и сестры, какое великое счастье, если хоть в какой-то степени это у нас в сердце есть. Если сердце этого ищет и желает, рано или поздно мы получим его от Бога. Если не дай Бог наше сердце желает только всего земного – денег, славы, наживы и всех нечистот, которые предлагает этот беззаконный, пенящийся своей срамотой мир, о каком царстве может быть речь. Там может быть какое-то царство, но это царство не Божье. А вы понимаете, какое это царство. Одним словом, сам человек своей земной жизнью, своими делами и желаниями уже определяет здесь свою вечную участь. То есть в течение нашей жизни совершается страшный суд. Тот Суд Небесный общий при всеобщем воскресении это будет просто подведение итогов. А сейчас именно каждый день, каждый час, когда мы живем в этом мире, мы сами себя либо оправдываем, либо осуждаем.

«Бог есть любовь» (1Ин. 4, 8). Так Бог возлюбил Свой мир и так возлюбил Бог человека, что «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Сам Бог – Он любовь и источник жизни. Он никого не осуждает, Он никого не наказывает. Отец отдал суд Сыну, а Господь наш Иисус Христос о Себе говорит: Я никого не сужу (Ин. 8, 15). Есть закон Моисея, есть законы Нового Завета. Поэтому по делам своим человек себя либо оправдывает, либо наказывает. Поэтому, призывает нас преподобный Амвросий, чтобы мы, веруя во Христа Бога истинного, веруя православно, обязательно должны себя настраивать на служение пользы ближнему и Богу. Мы должны настраивать себя на несение креста своего семейной жизни, общественного долга, болезней, скорбей, которые никто не может миновать.

Это путь. Кто идет за Христом, он обязательно в чем-то страдает, чего-то лишен в этом мире, в этой жизни. То есть не имеет он радости и блаженства. По слову апостола Павла, мы не имеем здесь пребывающего града, но взыскуем грядущего только в будущий век (Евр. 13, 14). Здесь мы проживаем, подобно как как в гостинице. Действительно этот мир не наш, этот мир Божий. Мы только нагими сюда приходим и нагими из этого мира уходим. Только дела показывают, в вере ли мы были. Как в Апокалипсисе в одной из заключительных глав об этом сказано, что вслед праведников идут дела их, и Дух Святой свидетельствует об этим (Откр. 14, 13). Именно дела праведные во имя Божье ради Христа, совершенные ими в смирении, без которого, преподобный Иосиф говорит, никто не увидит Бога.

Цель нашей православной веры в стяжании благодати Святаго Духа, образом и силой которого является смирение, потому что ни к чему Господь нас не призывает, ни к совершению чудес, ни к совершению знамений. А к чему нас Господь призывает? Только по существу одна заповедь во всем Евангелии: «Научитесь от Меня, потому что Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Вот Он Бог. Почему многие люди не признают Бога? Почему люди бегут от Бога? Потому что не может злое сердце, не может бесноватое сердце, лютое, беззаконное, преступное, ненавидящее людей, ненавидящее правду Божию, целомудрие, не может оно терпеть смиренного Бога. Вот этот камень, который положен в Сионе, на который кто упадет, разобьется, как говорит Святое Писание, а на кого он упадет, того раздавит. И эта сила власти камня Иисуса Христа заключается в Его божественном смирении, если мы становимся по сердцу, по уму и по духу нашему подобные Богу – кроткие и любящие сердцем, на своих врагов в идеале.

Одна из высочайших христианских заповедей, которая действительно нас обожествляет, потому что только в этом случае, Господь говорит, вы сыны и дочери Божие, тогда вы молитесь за своих врагов, не проклинаете их, не зла им желаете, а молитесь за них – вот она сила какая (см. Мф. 5, 44). Господь, когда Он был распят на кресте, мы знаем из Евангелия, что Он не осуждал, а уж тем более зла не желал своим распинателям. Он сказал: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 23, 34).

Вот и вас кто обижает, так и говорите, не кляните, зла не желайте, а простите их от всего сердца: «Господи, прости им, потому что не знают, что творят». Они заблудились, поэтому им надо пожелать самого главного, добра. И себе в том числе, чтобы Господь дал силы к покаянию, чтобы нам очистить око своего сердца, чтобы правильно понимать Бога, Его путь, Его святые заповеди. И понимать друг друга. Но главное основание этого понятия и настоящей вечной новой жизни оно заключено в смирении, вне которого невозможно спастись. Этому поучает преподобный Амвросий. И пророк Давид говорит: «Смирихся, и спасе мя» (Пс. 114, 5). Вот основание. Есть несколько писем, где преподобный Иосиф обращается к этой мысли, приводя поучение преподобного Исаака Сирина, приводя поучение преподобного Иоанна Лествичника. Они основываются на словах святого пророка и говорят, что не постом, не пощением, не на земле возлеганием, но смирихся и спасешься.

Что такое смирение? Это настоящая сердечная милосердная снисходительная любовь ко всем. Не только к близким, но ко всем людям. Потому что мы родные братья одной огромной семьи от Адама до последнего человека, который родится в конце мира. Мы все родные братья и сестры. А сатана разделил всех, всех перессорил и в этой мути сатанинской властвует над всем миром. Ссорит всех и крошит всех по одному. А во Христе все объединяются в вере в Него, в благодати Святаго Духа. И Кровь Его, если мы достойно причащаемся Тела Его и Крови, если мы достойно подходим к этому непостижимому, к этому величайшему таинству, мы становимся не просто родными братьями и сестрами. Мы уже во Христе становимся. Кровь Его у нас уже присутствует.

Когда мы страдаем, вы понимаете, что мы сопричастники благодати Божьей. Как бы не были достойны. Если мы стараемся жить по-христиански, мы обязательно будем хоть в какой-то степени либо страдать, либо болеть. То есть участие в этом обязательно проявляется. Либо гонения какие-то будут. Потому что где дух Господень, как поучает святитель Григорий Богослов, там брань всегда. Лучше, он говорит, пусть будет брань, чем уйдет из мира благодать Святого Духа. Вы посмотрите, во всем мире идет брань, нет покоя человечеству. Почему? С одной стороны присутствует благодать, а с другой стороны присутствуют враги нашего спасения. И пока есть вот это нестроение, это признак того, есть на земле спасающие силы Божие, Господа и Бога, Духа святаго Животворящего, третьей ипостаси, которая совершает все таинства Церкви, совершает таинства нашего обновления через таинство покаяния и преображение нашей души по образу и подобию Бога. Этот образ и подобие – кротость и смирение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

В этот славный день, дороге братья и сестры, от всей души желаю всем вам и всем православными христианам и всякому человеку, чтобы по молитвам и предстательству великих преподобных старцев Оптинских, которые как никто просто доносят величайшие глубины святоотеческой мысли. Если кто-то из нас начинает свою церковную жизнь, либо уже достаточно живет, как православный христианин, всегда нужно, а лучше каждый день хоть по страничке читать поучения всех старцев Оптинских. Потому что никто так из святых отцов, никто так просто и доходчиво не помогает нам на пути спасения.

И в этот день от всей души желаю вам, чтобы всегда имели на столе книги поучающие старцев Оптинских, которые как никто помогает нам на пути спасения.

Аминь.

Игумен Владимир (Милованов)