Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Не сму­щай­тесь и не бой­тесь скор­бей. Скор­би и ра­дос­ти тес­но со­е­ди­не­ны друг с дру­гом, так что ра­дость не­сет скорбь, и скорбь – ра­дость. Вам это ка­жет­ся стран­ным, но вспом­ни­те сло­ва Спа­си­те­ля: Же­на ег­да раж­да­ет, скорбь имать, яко при­иде год ея: ег­да же ро­дит от­ро­ча, кто­му не пом­нит скор­би за ра­дость, яко ро­ди­ся че­ло­век в мир (Ин. 16, 21). День сме­ня­ет ночь, ночь – день, не­на­ст­ная по­го­да – вёд­ро, так и скорбь и ра­дость сме­ня­ют друг дру­га.

прп. Варсонофий

Скор­би ве­дут на не­бо: так уст­ро­е­но Бо­гом для очи­ще­ния гре­хов, и не­до­пу­ще­ния до боль­ших про­с­туп­ков и для по­лу­че­ния веч­но­ра­до­ст­ной бла­жен­ной жиз­ни на не­бе.

прп. Иосиф

Царствие Не­бес­ное не да­ет­ся ле­жа­щим на бо­ку, а толь­ко тру­дя­щим­ся и скор­би тер­пя­щим.

прп. Иосиф

Любовь, готовящаяся взойти на Крест

В этот день радость выплеснулась из человеческих сердец и заполнила узкие улочки Иерусалима. «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» — восклицает пророк Захария.

Святитель Епифаний Кипрский говорит, что у Христа не было ни скипетра, ни труб... Его не окружали вооруженные солдаты, хоругви, почетное сопровождение, золотые гербы и оружие, как это было присуще земным вождям того времени.

Христа сопровождали кротость, незлобие и смирение. И еще Его сопровождала любовь! А вернее сказать, Сама Любовь входила в этот день в Иерусалим-град! Осанна, вайи, воздетые в восторге руки, постеленные по дороге одежды, глаза, полные надежды и счастья! «Благословен Грядый во Имя Господне!»

Неужели всего через несколько дней все изменится? Вайи сменятся на копья и дреколья?! А Осанна — на Распни?! И Христос из земного триумфа шагнет в Свое полное, звенящее, глубокое одиночество? Один на один со смертью! Когда одни ученики заснут, а другие разбегутся.... И кровавый пот зальет Его пречистое лицо.

Они ожидали Его как земного царя, и не поняли, что Он — Царь Небесный. Думали, что Он освободит их от римских оккупантов, а Он пришел, чтобы освободить их от греха и смерти. По этим улицам, застеленным одеждами и вайями, залитым хвалою «младенцев и сущих», ступала Сама Божественная Любовь, готовящаяся взойти на Крест!

Миллионы глаз холодно скользят по красоте мира и не видят за этой красотой Художника и Творца. Миллионы сердец липкими щупальцами чувств стремятся к удовольствиям, но не знают Того, Кто Сам есть Любовь. Миллионы душ плачут и страдают, но не взывают к Тому, Кто может их утешить и облегчить их боль...

Господь не обещает и не гарантирует нам земного счастья. Даже напротив, Он говорит: «В мире скорбны будете». Как бы мы не украшали свою жизнь искусственными цветами удовольствий и утех, все равно она будет кровавым криком боли из золотой клетки!

Наше сердце намного более страшно, коварно и отвратительно, и намного более удивительно, прекрасно и глубоко, чем нам самим кажется... Там, в глубине нашего сердца — ад и рай, ужасающая темнота и Свет Неизреченный.

А святая Церковь, юная, нестареющая, Церковь, в которой всегда весна, хранит в своих недрах и дарит всему страждущему миру свою вечную Осанну! Она открывает человеку самую главную тайну — тайну его призвания. «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу», — говорит апостол Павел.

Свобода не может распространяться вширь, мол, можно и то, и это, без оглядки на заповеди Божий. Эту модель предлагает современный секулярный мир. Настоящая свобода — это всегда вглубь. Свободу нашему сердцу дает исполнение воли Божией. Настоящая подлинная свобода обретается только через любовь! Поэтому, как божественные рудокопы, мы всю нашу жизнь должны добывать любовь! Возделывать и хранить те добродетели — «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» — над которыми потешается мир и которые считает за слабость и сор.

И каждое слово, исходящее из нашего сердца, каждая мысль, каждое внутреннее движение, должны стать гимном Богу, солнечной искрой, прикосновением любви, а не сонной зевотой разочаровавшейся и уставшей от жизни души! Для этого — Пост. Для этого — наши многочасовые молитвы в храме. Для этого — поклоны и каноны.

«Кому предстоит пройти по узкой тропинке над пропастью, — восклицает святитель Иоанн Златоуст, — тому не придет в голову разразиться громким смехом или пуститься в путь в опьяненном состоянии. Нет! На такую тропу он вступит во всетрезвении, с ясным рассудком. И ничего лишнего он с собой не возьмет: чем меньше тяжестей в котомке, тем лучше!»

Сегодняшним днем, сегодняшним событием — Входом Господним в Иерусалим — мы встаем на узкую тропинку Страстной седмицы. Давайте выбросим из нашей сердечной котомки все лишнее, что нам мешает — суету, многозаботливость, духовную вялость. Святитель Кирилл Александрийский призывает христиан не только держать вайи в руках, но и стяжать душевные вайи — отречься от всякой гордости и самодовольства, сбросить с души ветхий и кожаный хитон омертвения.

Сам воздух скоро наполнится страданиями Христовыми! И мы все будем среди толпы, окружающей Его... С какими мыслями? С какими чувствами? «На сей час Я и пришел», — говорит Господь. Но за Крестом обязательно будет Пасха! И вербы, которые мы сегодня держим в руках, эти хрупкие веточки, проснувшиеся от земной спячки, свидетельствуют о самом главном — наступает духовная весна! Наступает пробуждение!

И скоро Пасха, Жизнь Вечная, Воскресение Христа из мертвых!

Игумен Тихон (Борисов)