Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Те, ко­то­рые на нас не­го­ду­ют, они нас на­у­ча­ют лю­бо­му­д­р­ство­вать в ис­пы­та­нии се­бя: точ­но ли мы хрис­ти­а­не? лю­бим ли вра­гов на­ших? — и поз­на­нию в сем на­шей не­мо­щи.

преп. Макарий

Мы во­и­ны ду­хов­ные и име­ем неп­ри­ми­ри­мых вра­гов не­ви­ди­мых, бод­рых, злоб­ных, ста­ра­ю­щих­ся ра­зо­рить град ду­ши на­шей; не долж­но и нам про­дол­жать жизнь на­шу в ле­нос­ти и дре­мо­те гре­хов­ной, но, при­зы­вая в по­мощь Бо­га, про­ти­вос­то­ять вра­гу на­ше­му. Он тог­да толь­ко име­ет си­лу про­тив нас, ког­да мы са­мо­на­де­ян­но и гор­до ду­ма­ем о се­бе, а ес­ли сми­рен­но­муд­ри­ем во вся­ком слу­чае во­дим­ся, то вся си­ла и се­ти вра­жии сок­ру­ша­ют­ся.

преп. Макарий

Глав­ные на­ши вра­ги — бе­сы, ко­то­рые бо­рют нас на­ши­ми страс­тя­ми; на все их коз­ни, стре­лы и сеть глав­ное ору­жие — сми­ре­ние, так как они гор­ды, то и низ­ла­га­ют тех, кои гор­до ду­ма­ют с ни­ми сра­жать­ся, а про­ти­ву сми­ре­ния не мо­гут ус­то­ять.

преп. Макарий

Любовь, готовящаяся взойти на Крест

В этот день радость выплеснулась из человеческих сердец и заполнила узкие улочки Иерусалима. «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» — восклицает пророк Захария.

Святитель Епифаний Кипрский говорит, что у Христа не было ни скипетра, ни труб... Его не окружали вооруженные солдаты, хоругви, почетное сопровождение, золотые гербы и оружие, как это было присуще земным вождям того времени.

Христа сопровождали кротость, незлобие и смирение. И еще Его сопровождала любовь! А вернее сказать, Сама Любовь входила в этот день в Иерусалим-град! Осанна, вайи, воздетые в восторге руки, постеленные по дороге одежды, глаза, полные надежды и счастья! «Благословен Грядый во Имя Господне!»

Неужели всего через несколько дней все изменится? Вайи сменятся на копья и дреколья?! А Осанна — на Распни?! И Христос из земного триумфа шагнет в Свое полное, звенящее, глубокое одиночество? Один на один со смертью! Когда одни ученики заснут, а другие разбегутся.... И кровавый пот зальет Его пречистое лицо.

Они ожидали Его как земного царя, и не поняли, что Он — Царь Небесный. Думали, что Он освободит их от римских оккупантов, а Он пришел, чтобы освободить их от греха и смерти. По этим улицам, застеленным одеждами и вайями, залитым хвалою «младенцев и сущих», ступала Сама Божественная Любовь, готовящаяся взойти на Крест!

Миллионы глаз холодно скользят по красоте мира и не видят за этой красотой Художника и Творца. Миллионы сердец липкими щупальцами чувств стремятся к удовольствиям, но не знают Того, Кто Сам есть Любовь. Миллионы душ плачут и страдают, но не взывают к Тому, Кто может их утешить и облегчить их боль...

Господь не обещает и не гарантирует нам земного счастья. Даже напротив, Он говорит: «В мире скорбны будете». Как бы мы не украшали свою жизнь искусственными цветами удовольствий и утех, все равно она будет кровавым криком боли из золотой клетки!

Наше сердце намного более страшно, коварно и отвратительно, и намного более удивительно, прекрасно и глубоко, чем нам самим кажется... Там, в глубине нашего сердца — ад и рай, ужасающая темнота и Свет Неизреченный.

А святая Церковь, юная, нестареющая, Церковь, в которой всегда весна, хранит в своих недрах и дарит всему страждущему миру свою вечную Осанну! Она открывает человеку самую главную тайну — тайну его призвания. «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу», — говорит апостол Павел.

Свобода не может распространяться вширь, мол, можно и то, и это, без оглядки на заповеди Божий. Эту модель предлагает современный секулярный мир. Настоящая свобода — это всегда вглубь. Свободу нашему сердцу дает исполнение воли Божией. Настоящая подлинная свобода обретается только через любовь! Поэтому, как божественные рудокопы, мы всю нашу жизнь должны добывать любовь! Возделывать и хранить те добродетели — «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» — над которыми потешается мир и которые считает за слабость и сор.

И каждое слово, исходящее из нашего сердца, каждая мысль, каждое внутреннее движение, должны стать гимном Богу, солнечной искрой, прикосновением любви, а не сонной зевотой разочаровавшейся и уставшей от жизни души! Для этого — Пост. Для этого — наши многочасовые молитвы в храме. Для этого — поклоны и каноны.

«Кому предстоит пройти по узкой тропинке над пропастью, — восклицает святитель Иоанн Златоуст, — тому не придет в голову разразиться громким смехом или пуститься в путь в опьяненном состоянии. Нет! На такую тропу он вступит во всетрезвении, с ясным рассудком. И ничего лишнего он с собой не возьмет: чем меньше тяжестей в котомке, тем лучше!»

Сегодняшним днем, сегодняшним событием — Входом Господним в Иерусалим — мы встаем на узкую тропинку Страстной седмицы. Давайте выбросим из нашей сердечной котомки все лишнее, что нам мешает — суету, многозаботливость, духовную вялость. Святитель Кирилл Александрийский призывает христиан не только держать вайи в руках, но и стяжать душевные вайи — отречься от всякой гордости и самодовольства, сбросить с души ветхий и кожаный хитон омертвения.

Сам воздух скоро наполнится страданиями Христовыми! И мы все будем среди толпы, окружающей Его... С какими мыслями? С какими чувствами? «На сей час Я и пришел», — говорит Господь. Но за Крестом обязательно будет Пасха! И вербы, которые мы сегодня держим в руках, эти хрупкие веточки, проснувшиеся от земной спячки, свидетельствуют о самом главном — наступает духовная весна! Наступает пробуждение!

И скоро Пасха, Жизнь Вечная, Воскресение Христа из мертвых!

Игумен Тихон (Борисов)