Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Блудная страсть всех воюет. И на мытарствах бес блуда похваляется пред всеми князьями тьмы, что он больше всех дал добычи аду. Терпи и проси Божией помощи.

преп. Анатолий

Богатство состоит не во имениях многих, но в доброй совести, которая и без богатства тленного уже имеет свои награды: и Бог силен даровать нам нужное и довольное.

преп. Лев

Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицем Божиим. Помните, что Господь видит все.

преп. Никон

Проповедь на архиерейском богослужении 1-й Литургии Преждеосвященных даров (Казанский храм)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие возлюбленные о Господе братья и сестры, мы имеем великое счастье вступить в пост, который уготовляет нас к самому большому празднику Пасхи. Сегодня третий день поста, и впервые совершается Литургия Преждеосвященных Даров. И поэтому тема нашей беседы будет: «Без жертвы нельзя угодить Богу». Почему? Мы с вами все знаем, часто повторяем это выражение евангельских текстов, что Бог есть любовь. Да, Бог есть любовь. Поэтому Он и Троица. Если Бог был бы один – эгоист, если трое, тогда жертвует каждый другого.

И поэтому Бог имеет одно свойство. Любовь не может не изливаться на кого-то. И Бог самодостаточен – у Него все есть. Он неизменен, Он постоянен в добре. И никакой, вообще никакой необходимости в творении тварного мира не было – так говорят богословы и святые отцы. Но Бог – поскольку есть любовь – Он хочет, чтобы всякое творение познало, что такое есть любовь, приобщилось этой любви и возросло в этой любви. И святые отцы и богословы говорят, что без слова «жертва» нет любви. Есть жертва – есть любовь. Нет жертвы – нет любви.

Обратите внимание, что при творении этого мира, в котором мы живем и сами являемся творением Божиим, что Бог, если так можно сказать, ущемил себя в качестве жертвы в том, что создавая человека по образу и подобию своему, и дав среди других его качеств, таких как бессмертие, творческое начало, свобода волеизъявления, Он ограничивает Себя в тварном мире – Свою волю – Сам, добровольно. Поэтому есть известное философское выражение: «Бог всемогущий?» – «Да, всемогущий». – «Он все может?» – «Все может». – «А есть ли то, чего Он не может? Может, Он ли создать камень, который Он не может поднять?» – «Да». – «И кто это?» – «Это человек». Он не может спасти человека без его свободного волеизъявления.

И второй момент, еще обратите внимание, что момент «жертвы» звучит при создании этого мира – именно на этом гласе, на этом тоне создавался этот тварный мир. Вспомним икону Рублева «Предвечный совет Святой Троицы», где Святая Троица беседует, что мы создадим мир и наделим человека свободой волеизъявления, но он может ей неправильно воспользоваться, и тогда придется Единородному Сыну Божьему воплотиться и пойти на Голгофскую жертву, дабы спасти род человеческий. Ибо иной возможности вызволить человека из этих обстоятельств, из этого греховного омута будет невозможно, человек станет недееспособным, возвратится обратно, грех поразит его полностью – вот само творение мира было с учетом этой жертвенности Бога, если так можно сказать, хотя Он всегда один и тот же. И пост, как мы с вами знаем, был установлен в раю. Почему? Потому что как Бог жертвует себя ради человека, так же Он хочет и любви жертвенной, и в качестве свидетельства любви дал ему послушание: «Пока не вкушай с древа познания зла, засвидетельствуй мне свою любовь». Человек должен был стать соработником Божиим, чтобы оплодотворять этот тварный мир благодатью и любовью и возрастать в ней, но человек не пошел по пути любви, он пошел по пути самости, по пути эгоизма, отверг это и это осознал только тогда, когда был оставлен благодатью, и стал приносить жертвы, Каин и Авель стали приносить жертвы как символ любви к Богу, чтобы умилостивить Его. То есть пост был еще установлен до грехопадения человека, когда человек был абсолютно безгрешен.

Еще обращаем ваше внимание, что до потопа – согласно учению Церкви – до потопа люди не вкушали мясо-молочных продуктов и ели то же самое, что сейчас мы едим в Великом посту – растительную пищу. Это было нормально, это было ни чем-то сверхъестественным. Да, они ели только растительную пищу, и ни у кого это не вызывало вопроса, только после потопа Бог дал такую возможность нашим предкам – вкушать мясо-молочные продукты. И поэтому сам пост – это есть символ нашей жертвы. И сама Евхаристия – это Бескровная Жертва, в которой Господь Сам Себя приносит, Он приобщает нас через эту Жертву тому, чего у нас недостает. А больше всего у нас недостает – чего? – любви. Оптинских старцев спрашивают: «А что делать, если у меня нет любви? Ну, нету, что мне делать?» – «Делай дела любви, и они тебя переведут к первоисточнику». Как вверх по реке, поднимаясь вверх по реке, мы приближаемся к источнику реки, так же мы приближаемся к Богу, и Бог идет нам навстречу.

И вот уже сама Литургия, которую Бог дал нам в укрепление наших сил, в приобщение вечной жизни, в благодати – уже во II веке святой Философ Иустин мученик оставил свидетельство, что дьяконы относили Святые Тайны в дома отсутствующих за богослужением членов общины, чтобы они могли причаститься ими в любое время, когда были к этому готовы. Позднее египетские отшельники, не имеющие в пустыне священников, хранили при себе Святые Дары и причащались ими. В IV веке с появлением ересей возникла крайняя необходимость оградить службу Божию от проникновения в нее лжеучений, и святые отцы – и Василий Великий, и Ионн Златоуст – составили два чина Божественной литургии, которые были приняты Церковью. VI Вселенский собор в 680 году постановил ничего не прибавлять и не убавлять в тех молитвословиях, которые составили эти два великих отца. В то же время была принята единая для всех поместных церквей редакция службы Преждеосвященных Даров и определено время ее проведения именно во дни Великого поста. Почитание, благоговение ко Христу в Святых Таинствах, скрытому в причащении заранее освещенными Дарами, вызвало к жизни службу этой великой святыне. И особенно это развитие получило в Константинополе. Литургия Преждеосвященных Даров не надписывается чьим-нибудь именем и является соборным творением Апостольской Церкви. Позднейшие исследования обнаружили, что молитвы этой службы принадлежат разный святым отца: тайная молитва по перенесению Святых Даров на жертвенник написана святым Афанасием Александрийским, молитва по причащению Святых Таин составлена святым апостолом Марком, а заамвонная молитва – святым Василием Великим. Общую редакцию дошедшей до нас службы Преждеосвященных Даров осуществил святой Василий Великий, узаконил общее употребление в VI веке, столетии, святой Григорий Двоеслов, епископ Римский. Даже с того немногого, что перечислено, мы с вами видим, что этой службой мы входим в молитвенный труд многих предшествующих нам поколений. И Господь нас не оставляет. Не оставляет этой милостью. Почему? Потому что есть известная фраза: Недостаток чего-то в нашей жизни покрывается любовью. Почему? Потому что любовь – это Бог. Недостаток любви не покрывается ничем – ничем! Ты можешь все иметь, но если Бога у тебя нет, ты – несчастный человек. И наоборот, если ты имеешь Бога и ничего не имеешь, ты – самый счастливый человек, потому что Бог – податель всяческих благ.

И в этот день, когда мы с вами молимся Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу в этой Литургии Преждеосвященных Даров, дорогие братья и сестры, будем всегда помнить о том, что Великий пост нам дан как преображение нашей души, чтобы мы главное на потребу – это Христа Бога и Его божественную любовь – взрастили в себе. Когда у известного скульптора спрашивали: «Как вам удается создавать такие прекрасные статуи?» Он говорит: «Это очень просто. Я беру глыбу и отсекаю все самое ненужное, и получается статуя». Также и мы, как поднимаемся на воздушном шаре, чтобы он выше поднялся, мы сбрасываем все, что нам не нужно, ради того, чтобы нам возвысится. И мы с вами знаем, есть такое выражением у святых отцов: Чем ближе мы приближаемся к Богу, каждый из здесь стоящих, тем больше он становится самим собой. Не как светские люди говорят, не «зомби», не кем-то другим, а именно самим собой, таким, каким тебя задумал Бог. Вот это и есть смысл нашего Великого поста, чтобы через жертву любви, пост и молитву приобщиться Богу и войти с Ним в вечные горнии обители, встретив светлое Христово Воскресение.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков.

Иеромонах Серафим (Панич)